Отчет за занятия 23 ноября 2016 на очном модуле программы повышения квалификации «Работа ресурсного учебно-методического центра по обучению студентов с инвалидностью в вузе»

Отчет за занятия 23 ноября 2016 на очном модуле программы повышения квалификации «Работа ресурсного учебно-методического центра по обучению студентов с инвалидностью в вузе»

 

23 ноября 2016г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете прошел третий (заключительный) день очного модуля занятий по программе повышения квалификации для сотрудников вновь создаваемых РУМЦ.

Первым выступающим здесь стал Базаров А.Г., программист лаборатории технических и программных средств обучения студентов с глубокими нарушениями зрения факультета ИТ МГППУ. Он подробно рассказал о необходимости формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения). Так, на возникновение и поддержание мотивации влияют такие факторы как наличие образовательного учреждения, где реализуется образовательный процесс, куда входит доступность архитектуры, наличие необходимых технических средств, а так же открытый доступ к учебной литературе и библиотечным фондам. Здесь же, по словам Базарова А.Г.,  важны личностные особенности учащегося и педагога, а так же специфика учебного предмета. При этом докладчик отметил, что мотивация бывает двух видов – произвольная, которая формируется без посторонней помощи и непроизвольная, то есть  намеренное формирование мотивации извне. Так же произвольная мотивация – это нацеленность личности на саморазвитие, адекватная оценка своих возможностей, непроизвольная же возникает с помощью окружающих (педагогов, родителей и специалистов). Базаров А.Г. так же обратил внимание участников мероприятия на то, что мотивация бывает как внутренней, куда входят личностные потребности, так и внешней, то есть стремление к достижению материального достатка и определенного статуса. С одной стороны мотив реализует познавательную потребность (получение новых знаний), с другой – социальную («желание быть полезным обществу»). Так же мотивация студента может носить личностную направленность – утилитарно-прагматический смысл и реализовывать потребность во внешнем благополучии. В случае ценностного смысла реализуется потребность личности в саморазвитии и повышении самооценки.

В своем докладе Базаров А.Г. рассказал и о динамике развития мотивации студентов с ОВЗ младших курсов и старших. Если на первом курсе мотивация состоит в адаптации к учебному процессу и социуму, то к старшим – у них появляется более высокое стремление к овладению профессиональными знаниями. К этому времени студенты с ограничениями в здоровье более умело оценивают свои возможности и реализацию профессиональных знаний в будущей трудовой деятельности.

Если говорить об оценке мотивации, то, как отметил докладчик, здесь можно воспользоваться следующими параметрами. Это сформированность профессиональной направленности личности, развитие адекватной системы мотивов к получению профессиональных знаний, эмоциональное принятие будущей профессии, а так же стремление к будущей профессиональной самостоятельности. По словам Базарова А.Г., именно по степени развитости этих составляющих можно говорить об уровне мотивации студента с нарушением здоровья.

В свою очередь, докладчик рассказал об опыте работы со студентами с нарушением зрения. Здесь большое внимание уделяется поддержанию и развитию их мотивации к учебно-образовательному процессу и закреплению их профессиональных знаний. Для этого студенты привлекаются к участию в различных конференциях и семинарах, проходят практику в образовательных учреждениях специального профиля (школах для слепых и слабовидящих), а так же в Российской государственной библиотеке для слепых.  Все это позволяет развивать и закреплять их профессиональные знания, а так же применять их на практике.

Так же Базаров А.Г. разъяснил, что адаптированные образовательные программы для студентов с нарушением зрения серьезно отличаются от общих программ высшего профессионального образования. Они легче для восприятия студентами данной нозологии. Здесь предусмотрено больше индивидуальных занятий, они носят более прикладной характер, что немаловажно для дальнейшего трудоустройства выпускника с инвалидностью.  

Следующим выступающим на очном модуле стала Терехова А.М., руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников МГППУ. Она рассказала о том, что данное направление работы является достаточно сложным и привела некоторые историческую справку. Так, в 2004г. при МГППУ был создан Координационный Совет по трудоустройству «условно здоровых» выпускников. Позже этот Совет начал работу с выпускниками с ограничениями в здоровье, а в 2009г. был открыт Центр содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ (ЦСТВ). Вся работа данного Центра строится согласно плану, который и регламентирует работу сотрудников. А на протяжении года проводится мониторинг выполнения плана.

По словам докладчика, деятельность ЦСТВ согласуется с Законодательством и Постановлениями Правительства РФ. Совместная работа с общественными организациями позволяет в большей степени решать проблему трудоустройству выпускников с ОВЗ. При содействии РООИ «Перспектива» на базе МГППУ организуются ярмарки вакансий для лиц с инвалидностью, имеющих высшее профессиональное образование, учебные семинары для студентов «Путь к успешному трудоустройству», а так же проводит свою деятельность «Клуб ищущих работу». Студенты старших курсов привлекаются к различным конкурсам по замещению вакантных должностей. По словам Тереховой А.М., сотрудники ЦСТВ так же организуют индивидуальные занятия со студентами с инвалидностью по их подготовке к прохождению собеседования с потенциальными работодателями и обучают составлению резюме. При этом докладчик отметила, что развитие самостоятельности таких студентов является неотъемлемой частью работы ЦСТВ, что необходимо для повышения конкурентоспособности специалиста с ограничениями в здоровье на рынке труда.

Участники очного модуля так же узнали, что в настоящее время отсутствует система наставничества, которая затрудняет начальный этап профессиональной деятельности выпускника ВУЗа. При этом работа со студентами носит индивидуальный характер с учетом всех особенностей их здоровья и предпочтений. Для каждого собирается Банк данных трудовых вакансий. Сотрудники ЦСТВ так же осуществляют консультационную работу, знакомя с потенциальными работодателями и Банком вакансий, проводят юридические консультации в сфере Законодательства РФ.

Докладчик рассказала об обучении студентов с ОВЗ навыкам эффективной самопрезентации, умению представлять свои знания и умения, а не инвалидность. Это позволяет минимизировать негативное восприятие работодателями потенциальных сотрудников с ограничениями в здоровье. Здесь так же предусмотрена обратная связь после собеседования. Это необходимо для сбора информации о положительных или отрицательных итогах собеседования.    

Терехова А.М. отметила, что в 2012-2014гг. проводился мониторинг итогов трудоустройства выпускников с инвалидностью, что дало возможность выявить, сколько молодых специалистов сохранили свои рабочие места по предложенным Центром вакансиям.

В своей работе ЦСТВ придерживается принципов системности, прозрачности и открытости процесса трудоустройства, а так же единства интересов соискателей, работодателей и сотрудников Центра. При этом сам соискатель (студент) должен быть активен и замотивирован в поиске работы. Сотрудники ЦСТВ организуют правовое, информационное и методическое сопровождение процесса трудоустройства, развивают систему взаимодействия внутренних и внешних потребителей. Так же они обеспечивают своевременное планирование деятельности по содействию в трудоустройстве студентов с ОВЗ, обновляют Банк вакансий, контролируют и оказывают помощь на начальном адаптационном периоде трудовой деятельности.

Терехова А.М. подробно остановилась на «дорожной карте» продвижения деятельности по содействию выпускникам с инвалидностью в трудоустройстве. Данная работа состоит из пяти шагов. Первый - это обращение студента в Центр, второй – составление Банка предпочтений и вакансий. Третий – работа со студентом по составлению резюме, обучению его самопрезентации и т.д. Четвертый шаг – это работа с потенциальными работодателями, мониторинг итогов собеседования. И пятый, заключительный, отслеживание процесса закрепления вакантной должности за выпускником с ограничениями в здоровье или продолжение работы с выпускником до момента его трудоустройства.

На слайдах докладчик продемонстрировала различное оборудование, используемое слабовидящими и слабослышащими, а так студентами с нарушением опорно-двигательного аппарата. Все это помогает организовать работу в учебном процессе, отследить наличие необходимого оборудования в местах потенциального трудоустройства. Так же Терехова А.М. обратила внимание участников мероприятия на необходимость оказания методической помощи потенциальным работодателям и психологической помощи молодым специалистам с инвалидностью в адаптационном периоде трудовой деятельности. В ЦСТВ выявляются и анализируются возможные проблемы, с которыми сталкивается как работодатель, так и молодой специалист. Это дает возможность избежать их в дальнейшей деятельности по содействию в трудоустройстве выпускников с ограничениями в здоровье.

Участники очного модуля ознакомились с результатами деятельности Центра. Так, в 2013г. было трудоустроено 23 выпускника с ОВЗ (9 – с нарушением зрения, 1 – нарушением слуха, 7 – с ПОДА, 6 – другое). В 2014г. трудоустроено 22 выпускника с инвалидностью (6 - с нарушением зрения, 11 – с ПОДА, 5 – другое).  В 2015г. трудоустроено 24 (7 – с нарушением зрения, 1 – с нарушением слуха, 8 – с ПОДА, 8 – другое). В 2016г. трудоустроено 19 (4 – с нарушением зрения, 2 – с нарушением слуха, 8 – с ПОДА, 5 – другое). Студенты, обратившиеся в ЦСТВ, могут отсрочить свое трудоустройство в связи продолжением учебы или по состоянию здоровья.

В заключение выступления все желающие смогли задать актуальные вопросы и получить на них развернутые ответы. Так Терехова А.М. сказала, что при необходимости сотрудники Центра имеют возможность содействия в трудоустройстве выпускникам с инвалидностью из других ВУЗов, обратившихся в ЦСТВ при МГППУ. А так же разъяснила участникам очного модуля, что работа РУМЦ при МГППУ строится по разным направлениям, и сотрудники вновь создаваемых региональных ресурсных центров могут оценить свои возможности по организации деятельности и в содействии трудоустройству. 

Во второй части очного модуля слово было предоставлено Панюковой С.В., директору ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования, доктору педагогических наук, профессору. Она рассказала о вновь создаваемых информационных системах, необходимых для поддержания инклюзивного образования. Это «портал инклюзивного образования», который планируется заполнять необходимой информацией, ориентированной на абитуриентов с ОВЗ и их родителей, студентов и выпускников ВУЗов, преподавателей. Это позволит в одном месте найти всю  законодательную, учебную, методическую и ресурсную базу. В последнее время государство уделяет серьезное внимание лицам с инвалидностью, их обучению и трудоустройству. Данный портал позволит мониторить состояние инклюзивного образования, наличие в ВУЗах доступности, АОП и многое другое. По словам Панюковой С.В., информационные технологии позволят сделать доступным многое для людей с ограничениями в здоровье. На данном портале каждый ВУЗ сможет опубликовать информацию по своему образовательному учреждению, его профилю, доступности для студентов разных нозологий.

Как отметила докладчик, в рамках Госзаказа в МГППУ разработана модель (прототип) единой образовательной платформы адаптированных основных профессионально-образовательных программ (ОПОП) по нозологиям и укрупненным группам специальностей/направлений (УГСН).  В дальнейшем каждый ВУЗ (после регистрации) на «портале инклюзивного образования» сможет размещать свои АОП и сделает их доступными для других, что облегчит задачу образовательных учреждений при включении их в систему инклюзии. Единый портал, по словам Панюковой С.В., даст возможность специалистам из Министерства образования и науки отслеживать процесс развития высшего и среднего профессионального инклюзивного образования в регионах, наличие там необходимых условий, возможностей обучения студентов различных нозологий.  На едином портале будет размещаться краткая информация  о ВУЗах и их специализации, а так же ссылки на получение более подробной информации

Докладчик рассказала, что единый «портал инклюзивного образования» позволит систематизировать учет и сопровождение образовательного процесса лиц с инвалидностью следующих нозологических групп (нарушения зрения и слуха, а так же поражения опорно-двигательного аппарата). Информация по каждому студенту станет доступной для Минобрнауки – завершение обучения или причина ухода из ВУЗа, специальность, по которой учится тот или иной студент и его трудоустройство по приобретенной специальности. Персональные данные будут зашифрованы и закрыты для общего доступа.  Ведение статистики необходимо для выявления причин тех или иных проблем, возникающих в процессе получения высшего профессионального обучения лицами с ОВЗ, их минимизации и оказания помощи студентам с инвалидностью. Объединенные данные по студентам с нарушениями в здоровье позволят оценить количество инклюзивных образовательных учреждений и результативность обучения лиц с ОВЗ.

Панюкова С.В. рассказала об общих системных требованиях ФГОС при реализации образовательных программ (бакалавриата/специалитета/магистратуры). Они включают обязательный доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин и практик, к электронным библиотечным и образовательным ресурсам, а так же фиксацию результатов промежуточной и итоговой аттестации. Согласно новым системным требованиям ФГОС на каждого студента должно быть так же создано портфолио с сохранением его работ, оценок и рецензий преподавателей. Электронное портфолио начинает формироваться в процессе обучения (презентации, научные статьи и другое), расширяет навыки самопрезентации, а в дальнейшем позволит потенциальным работодателям оценивать достижения выпускника с инвалидностью в том или ином направлении и соответствии его вакантной должности и ее требованиям. При этом ВУЗ несет ответственность за сохранение персональных данных при создании и пополнении портфолио в период обучения.  

В заключении докладчик ответила на вопросы присутствующих и уточнила некоторые моменты по созданию РУМЦ в регионах, внедрению адаптированных образовательных программах. Однако в будущем Минобрнауки будет требовать наличие специалистов и преподавателей и обучения студентов с инвалидностью во всех ВУЗах РФ. 

Из следующего доклада участники очного модуля узнали об основных Законодательных документах, согласно которым должно строиться инклюзивное образование, а так же реализовываться АОП. Присутствующие узнали о необходимых требованиях при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ, а так же особенностях организации образовательного процесса. Более подробно докладчик остановилась на создании рабочих планов и программ, методических указаний и наличии специальных приспособлений в ВУЗе, а так же технических средств, необходимых для организации образовательного процесса для студентов с ограничениями в здоровье. Она отметила, что образовательные учреждения в первую очередь должны обеспечить доступность образования, то есть организацию безбарьерной архитектурной среды, возможность доступа к электронным ресурсам, библиотекам и учебной литературе.

Выступающая рассказала о методах и средствах обучения студентов с инвалидностью и обратила внимание на то, что ВУЗы могут самостоятельно выбирать способы осуществления образовательного процесса (очный, заочный, дистанционный), а студент  с учетом индивидуальных возможностей может предпочесть то или иное направление. Докладчик так же обратила внимание участников мероприятия на то, что для студентов с инвалидностью и ОВЗ может быть продлен срок обучения и предложены специальные образовательные условия в процессе обучения и дополнительное время на подготовку для сдачи ГИА.

Образовательный процесс должен строиться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации студента в случае ее предоставления. Архитектурная доступность ВУЗа и прилегающей к нему территории должна соответствовать СНИПам и ГОСТам. Это привлечет новых абитуриентов с инвалидностью в данное учебное заведение. Докладчик отметила немаловажное значение сетевого взаимодействия, которое позволяет расширять нормативно-правовую, учебно-методическую базу, обмениваться опытом в сфере инклюзивного образования. А так же обратила внимание на некоторые изменения в Законодательстве, которые необходимо знать сотрудникам и преподавателям вновь создаваемых РУМЦ. Участники мероприятия узнали о новой статье Закона об образовании «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности», несоблюдение которой влечет за собой уголовную ответственность образовательного учреждения или конкретного преподавателя.

Еще одной выступающей в третий день очного модуля стала Серебрянникова О.А., советник Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ. Она рассказала о нововведениях при реализации программы инклюзивного образования. Как показывает практика, необходимо объединять опыт образовательных учреждений, что даст возможность наилучшим образом реализовать его в сфере обучения людей с инвалидностью. В настоящее время в РФ разрабатываются модели организации образовательного процесса и его сопровождения для студентов с ОВЗ. Вариативность работы ВУЗов зависит от специфики региона, где располагается ВУЗ и региональный учебный центр, направления подготовки специалистов и опыта работы со студентами одной или нескольких нозологий. Так же Серебрянникова О.А. отметила ценность сетевого взаимодействия образовательных учреждений, ВУЗов-партнеров, РУМЦ, а так же Минобрнауки. Это дает возможность обратной связи, минимизации проблем при обучении студентов с ОВЗ .

Докладчик обратила внимание на то, что при написании проектов по созданию РУМЦ нужно четко отслеживать сроки выполнения поставленных задач, оценивать их выполнение, намечать дальнейшие планы деятельности. Большое внимание следует уделять привлечению абитуриентов в ВУЗы. Это возможно через проведение мониторинга специализированных школ и средних профессиональных образовательных учреждений и привлечение их выпускников к дальнейшему обучению. Так же сотрудникам РУМЦ предстоит работать над развитием  мотивации учащихся и их знакомством с возможностью получения профессиональных знаний. Доступность информации и готовность принимать студентов-инвалидов в ВУЗы снижает их тревожность, открывает новые горизонты для их самореализации. На начальном этапе обучении для студентов разных нозологий важна архитектурная доступность, а так же психолого-педагогическое сопровождение для адаптации в новых условиях.

В заключительной части очного модуля по программе повышения квалификации для сотрудников вновь создаваемых РУМЦ были представлены различные проекты ВУЗов РФ. Так, первый проект был представлен институтом педагогики и психологии Тюменского государственного университета. Участники знали об опыте работы этого ВУЗа. Так, ТюмГУ принимал участие в программе повышения конкурентоспособности ВУЗов, здесь были организованы курсы по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава для вступления в систему инклюзии. Учебные планы университета интегрированы в адаптированные модули. Здесь проводятся многочисленные мероприятия по сетевому взаимодействию как с ВУЗами РФ, так и зарубежными партнерами. ТюмГУ закуплено специальное оборудование для обучения студентов разных нозологий, разработана программа магистратуры. Приоритетными направлениями в работе РУМЦ станут социально-личностное, профессионально-компетентностное и научно-методическое. Сетевое взаимодействие РУМЦ здесь будет строиться как вертикальное, горизонтальное, внутриотраслевое и межотраслевое. Ожидаемым результатом работы РУМЦ и сетевого взаимодействия должно стать развитие динамичной среды для обучения и получения профессиональных знаний лицами с инвалидностью. А так же достижение через систему инклюзии компенсаторных возможностей и самореализации личности. РУМЦ при ТюмГУ планирует эффективно транслировать накопленный опыт и системную информацию о возможностях инклюзивного образования. А так же активизировать участие образовательных учреждений и работодателей в реализации возможностей и потребностей людей с ОВЗ.

Следующий выступающий рассказал об опыте Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Здесь проводились курсы по повышению квалификации преподавательского состава, организации психолого-педагогического сопровождения процесса обучения студентов с инвалидностью, а так же о том, что РЭУ архитектурно доступен для студентов разных нозологий и готов к работе с ними.

Солдатов Д.В. рассказал о работе Российского гуманитарно-технологического университета (Орехово-Зуево) по созданию ресурсно-методического центра. В первую очередь это необходимость создания специальных образовательных условия для студентов с инвалидностью, а так же  повышение квалификации преподавательского состава. Сотрудники данного ВУЗа планируют заниматься не только образовательным процессом, но и социализацией и абилитацией данного контингента обучающихся. Докладчик рассказал о планирующейся структуре и кадровом обеспечении РУМЦ, организации сетевого взаимодействия, проведение мониторинга образовательных потребностей. РУМЦИО ГГТУ планирует организацию научно-исследовательской и образовательной деятельности, профориентации школьников и абитуриентов, поддержании материально-технической базы ВУЗа, проведении консультаций студентов и их родителей. В сетевое взаимодействие планируется включать ВУЗы-партнеры, образовательные учреждения среднего профессионального звена, муниципальные органы власти,  органы социальной защиты, а так же общественные организации. 

Следующий докладчик, Коновалова М.Д., представил модель РУМЦ при Саратовском национальном исследовательском университете им. Н.Г.Чернышевского. В настоящее время ВУЗ реализует проект «Учимся жить вместе» и проводит работу по созданию Центра по сопровождению и социальной адаптации студентов с инвалидностью. При университете создана лаборатория инклюзивного образования, что позволило накопить опыт по обучению лиц с ОВЗ и сделать доступной информацию о возможностях профессионального обучения студентов с инвалидностью. Здесь работает кафедра реабилитационных технологий, где готовят специалистов к работе с людьми, имеющими ограничения в здоровье. В этом университете обучаются до ста студентов с инвалидностью, они обеспечены доступом к информационным технологиям. Здесь учат студентов разных нозологических групп и по разным направлениям подготовки специалистов. В ВУЗе работает институт дополнительного профессионального образования, где готовят и повышают квалификацию педагоги и преподаватели, работающие в системе инклюзии. Докладчик отметила высокое качество образовательного процесса, в котором сочетается очное и дистанционное обучение. Здесь же работает институт довузовской подготовки (образования) и электронного дистанционного обучения.

Следующий проект представили сотрудники Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова. Докладчик рассказал о частичных условиях для студентов с инвалидностью и возможности получения профессии психолога и специального психолога, логопеда-дефектолога, медицинской сестры. В ВУЗе имеется специальное оборудование для лиц с нарушением зрения, подъемники и пандусы. Здесь стремятся создать оптимальную образовательную среду, проводят профориентационную работу, осуществляют сопровождение образовательного процесса, оказывают психологическую помощь студентам, их родителям, преподавательскому составу. В ВУЗе так же организована внеучебная деятельность для реабилитации для студентов с инвалидностью. Планируется проведение курсов по повышению квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений, школ и колледжей. Университет сотрудничает с зарубежными партнерами, организует Олимпиады для школьников и студентов с ОВЗ и развивает деятельность по реализации и внедрению инклюзии в своем регионе.

Еще один проект был представлен Вятским государственным университетом. Основная деятельность ВУЗа и РУМЦ будет направлена на создание необходимых условий для полноценной жизнедеятельности людей с инвалидностью. Здесь разработаны модельные образцы профориентации абитуриентов, курсов повышения квалификации преподавателей,  а так же модели адаптированных образовательных программ и сопровождения студентов разных нозологий. Основной целью РУМЦ при ВятГУ станет распространение опыта и информации о необходимых специальных условиях и оборудовании через сетевое взаимодействие, а так же подготовка кадров для работы в системе инклюзии. Основными направлениями деятельности РУМЦ станут информационно-просветительская, организационно-педагогическая, учебно-методическая и координационная.

Очередной проект РУМЦ представил Рязанский аграрно-технологический университет. Здесь только начата работа со студентами с инвалидностью. В настоящее время проводится организация безбарьерной среды, создание адаптированных образовательных программ и оценка возможностей ВУЗа по привлечению и обучению студентов с ОВЗ. Создан сайт для слабовидящих, приобретаются мультимедийные средства и специальное оборудование для лиц с нарушением зрения. Организована работа по выявлению потенциальных абитуриентов и их нозологических групп. ВУЗ планирует организовать курсы по повышению квалификации преподавателей, а так же заняться профориентацией абитуриентов (выпускников коррекционных школ). Мониторинг ВУЗов Рязанской области выявил отсутствие в штатном расписании университетов психологов, социальных педагогов, сурдо- и тифлопереводчиков, тьюторов или ассистентов-помощников. А так же недостаток обмена информацией и взаимодействия учреждений образования и муниципальных органов. Это приводит к невозможности реализации прав на образование лицами с ОВЗ и инвалидностью. Создание отраслевого ресурсного центра позволит готовить специалистов аграрного профиля с особыми образовательными потребностями. Вновь создаваемый центр будет способствовать распространению необходимой информации о возможности получения профессиональных знаний, сможет координировать работу образовательных учреждений в системе инклюзии, развивать толерантное восприятие людей с особыми образовательными потребностями.

Все проекты по созданию РУМЦ, представленные в ходе мероприятия, в дальнейшем будут направлены на комиссию, которая оценит их и выберет наиболее проработанные.

На этом завершились занятия по программе повышения квалификации для сотрудников вновь создаваемых РУМЦ, которые стали очень информативными и полезными в плане обмена опытом для многих присутствующих.

 

10:00-11:30

Базаров Алексей Георгиевич-программист лаборатории технических и программных средств обучения студентов с глубокими нарушениями зрения факультета ИТ МГППУ, г. Москва

Тема: Профориентация и формирование профессиональной мотивации студентов с нарушением зрения.

Презентация https://yadi.sk/i/unDmFQdfzRLpF

Видеозапись трансляции (00:00 - 42:10 ) https://www.youtube.com/watch?v=RfEVMn6VEfc

 

 

Терехова Антонина Михайловна - руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников МГППУ, г. Москва

Тема: Содействие трудоустройству и организация постдипломного сопровождения студентов с инвалидностью: опыт, проблемы и перспективы

Презентация https://yadi.sk/d/4qV2e0zezRLsi

 

Видеозапись трансляции (42:10 – конец) https://www.youtube.com/watch?v=RfEVMn6VEfc

 

 

11:40-13:00

Панюкова Светлана Валерьевна,

директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования, доктор педагогических наук, профессор, МГППУ, г. Москва

 

Тема: Создание единой информационно-образовательной среды: информационный портал, массовые открытые онлайн курсы, реестр программ, портфолио и траектория обучения студентов с инвалидностью

Панюкова С.В. Презентация и материалы https://yadi.sk/d/0jaNCQ7xzGS2D

 

Видеозапись трансляции https://www.youtube.com/watch?v=QWu9fB0wtc0

 

23 ноября, вторая часть дня (14:00-18:00)

 

14:00-15:30

Серебрянникова Ольга Анатольевна,

советник Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ

Тема: Разработка проектов создания ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования

Видеозапись трансляции (с 29:25) https://www.youtube.com/watch?v=U3NMcDKl3X8&feature=em-upload_owner

 

 

16:00-18:00

Итоговое занятие

Защита итоговых работ (проектов создания и развития РУМЦ)

 

Запись трансляции https://www.youtube.com/watch?v=L5Gj6u6MDSo

 

 

Овчаренко Валентина, выпускница ФДО МГППУ