Профессиональное образование и трудоустройство лиц с инвалидностью и ОВЗ

 

Профессиональное образование и трудоустройство лиц с инвалидностью и ОВЗ  

Становится хорошей традицией для факультета дистанционного обучения МГППУ практически каждый год перед началом набора абитуриентов участвовать в передаче «Свободное плавание» на радио Всероссийского общества слепых. Не стал исключением и нынешний год. 
Так, 15 мая 2018 года в передаче в прямом эфире выступил Айсмонтас Бронюс Броневич – кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета на тему: «Профессиональное образование и трудоустройство лиц с инвалидностью и ОВЗ».

В начале передачи Айсмонтас Б.Б. обратил внимание слушателей радио на первую часть темы – профессиональное образование лиц с инвалидностью и ОВЗ. Он отметил, что образование имеет огромный реабилитационный потенциал. Когда молодой человек с инвалидностью или ОВЗ приходит в высшее образовательное учреждение, у него появляются новые друзья, значительно расширяется круг общения, у него формируются новые смыслы, ценности. Ведь он занимается стратегическим перспективным направлением в своей жизни.

Сегодня государство и общество делает очень много, чтобы люди с инвалидностью могли получить высшее образование. Образовательные учреждения создают доступ к своим организациям, разрабатывают адаптированные образовательные программы, по всей России создаются Региональные ресурсные учебно-методические центры. Одна из основных функций этих центров – консультировать и помогать высшим учебным заведениям в обеспечении доступности образования для лиц с ОВЗ. Преподаватели многих вузов и системы СПО проходят повышение квалификации; разрабатываются и активно развиваются дистанционные образовательные технологии, онлайн-курсы. Немало внимания уделяется социокультурной реабилитации студентов с инвалидностью и ОВЗ.

К радиопередаче подключилась Рощина Марина Анатольевна – кандидат социологических наук, руководитель центра «Камерата» из Нижнего Новгорода. Она хотела уточнить у выступающего: как он относится к мнению, что сегодня не все люди с инвалидностью способны учиться, получать высшее образования.

Состоялась дискуссия, с которой можно ознакомиться здесь:
http://www.radiovos.ru/arch/Svobodnoe_Plavanie/Svob.Plavanie_060.mp3

Айсмонтас Б.Б. подчеркнул, что очень важно обеспечить качество высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Нередко бывает, по мнению выступающего, что «одни делают вид, что учат, другие делают вид, что учатся…».  Необходимо, считает Бронюс Броневич, предусмотреть гибкость образования. Должны быть разработаны различные дополнительные программы образования. К сожалению, пока таких программ мало.   Сегодня этой проблемой занимается по поручению Министерства образования и науки РФ Институт развития дополнительного профессионального образования. Первичный анализ ИРДПО в данной области показывает, что такие программы практически отсутствуют в системе высшего и среднего профессионального образования.

В ходе передачи большое внимание было уделено второй части темы общения с радиослушателями - трудоустройство лиц с инвалидностью и ОВЗ. Как уже подчеркивалось, сегодня в нашей стране уделяется больше внимания профессиональному образованию лиц с инвалидностью и ОВЗ, чем в прежние годы.  Но готовы ли выпускники вузов к профессиональной деятельности? Какие необходимы сегодня компетенции, которые повышали бы конкурентоспособность выпускников?  Какие возникают проблемы при поиске работы?  Ждут ли на рынке труда наших выпускников?  Как менять образовательные программы и технологии, чтобы помочь нашим студентам с инвалидностью и ОВЗ подготовиться к работе в рыночных условиях? Эти и многие другие проблемы стали предметом обсуждения во второй части передачи.  Как подчеркнул выступающий, очень важно как можно раньше формировать у лиц с инвалидностью и ОВЗ трудовые установки. К сожалению, нередко наряду с профориентацией нужно заниматься «трудоориентацией». Высшие учебные заведения с первых дней обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ должны очень серьезно заниматься профессионализацией мышления у студентов.

В качестве примера Айсмонтас Б.Б. привёл опыт работы по данному направлению на факультете дистанционного обучения МГППУ. Студенты регулярно посещают психологические центры, организации, знакомятся с основными функциями психолога, спецификой их деятельности. Ряд учебных занятий проходит именно в таких организациях.

Несколько лет тому назад в Государственную экзаменационную комиссию деканат включил потенциальных работодателей: Олтаржевскую Л.Е. – кандидата педагогических наук, руководителя Городского психолого-педагогического центра; Фёдорову Е.Е. – директора благотворительного фонда «Твоя территория», руководителя проекта «Телефон доверия для детей и подростков» Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Детский кризисный центр» (Санкт-Петербург); Кузнецову К.Г – кандидата психологических наук, руководителя отдела профориентации закрытого акционерного общества «Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии».   В настоящее время эти организации берут к себе выпускников факультета, а Фёдорова Е.Е. несколько лет подряд проводит дополнительные обучающие курсы в интернет-формате. Наиболее успешные студенты имеют возможность пройти супервизорство и быть принятыми на работу. 

В завершении передачи Айсмонтас Б.Б. коротко представил программу обучения по психологии на факультете дистанционного обучения МГППУ, познакомил радиослушателей с достижениями факультета и пригласил на учёбу в университет.

Аудиозапись радиопередачи от 15 мая 2018 года:
http://www.radiovos.ru/arch/Svobodnoe_Plavanie/Svob.Plavanie_060.mp3

Также можно ознакомиться с аудиозаписью передачи от 20.06.2017:
http://www.radiovos.ru/arch/Svobodnoe_Plavanie/Svob.Plavanie_052.mp3