07 мая 2014 состоялся интернет-семинар на тему "Влияние дистанционного обучения на личностное и мотивационное развитие студентов (по результатам исследования)"

С видеозаписью интернет-семинара можно познакомиться здесь http://www.youtube.com/watch?v=2onw_M3mAQw&feature=youtu.be
 
С сообщением выступил Айсмонтас Б.Б., декан факультета дистанционного обучения МГППУ. Он поделился  результатами экспериментального исследования.
Исследование проводилось аспирантом МГППУ Уддиным Мд Актхером под руководством Б.Б. Айсмонтаса на базе психологических факультетов Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) и факультета дистанционного обучения МГППУ (ФДО МГППУ). В исследовании принимали участие 278 студентов: 104 студентов очной формы обучения и 174 – дистанционного обучения. Возраст респондентов составил от 18 до 30 лет.
Основные выводы исследования:
 
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современных условиях для достижения успешности обучения, помимо наличия когнитивных способностей,  повышается значимость таких качеств, как ответственность, самостоятельность, самоорганизация, саморегуляция,  коммуникативные способности, возрастает роль мотивации.
Дистанционное обучение (ДО) признано перспективным направлением развития современной системы образования, способным решить целый ряд актуальных проблем образования. Сегодня в фокусе внимания ученых находятся отдельные аспекты психологических и психолого-педагогических особенностей разработки и внедрения дистанционных технологий в вузе. Однако мало исследований, посвященных влиянию дистанционных технологий на личностное и мотивационное развитие студентов, а также учету когнитивных стилей, психологических особенностей обучающихся.
2. За рубежом проведено значительное количество исследований с целью анализа результативности дистанционного образования, воздействия различных технологических средств, учебного замысла, развития контента, педагогических вопросов и индивидуальных особенностей учащихся. В то же время недостаточно попыток было предпринято для исследования жизненно важных составляющих индивидуальных различий, таких как самореализация, саморегулирование, локус контроля и мотивационные аспекты (учебная мотивация и мотивация достижений целей). Благодаря своим уникальным характеристикам дистанционное образование может совместить различные стили обучения, способствовать автономии учащегося, содействовать развитию личности и, главное, реализовать личный потенциал, чтобы стать самореализуемой личностью.
3. Результаты эмпирического исследования показали, что студенты очного и дистанционного обучения превышают средние показатели по всем шкалам теста самоактуализации. Однако у студентов ДО показатели самоактуализации по большинству параметров выше, чем у студентов очного обучения. Кроме того, у студентов обеих выборок наиболее выражены показатели по самоуважению и ценностным ориентациям. Вместе с тем  очень важный показатель по шкале "Ориентация во времени" у студентов очного обучения является наименьшим и занимает последнее место среди данных по 14 шкалам.  Это показывает, что они в недостаточной мере  видят перспективы работы по профессии из-за сложных социально-экономических изменений в обществе. Низкий показатель по данной шкале свидетельствует и  о том, что свое образование в настоящее время они мало ориентируют на свое профессиональное будущее.
Общий уровень субъективного контроля у студентов ДО превышает аналогичный показатель у студентов очного обучения. Они в большей степени, чем студенты очного обучения, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Это можно объяснить и спецификой обучения на основе дистанционных образовательных технологий, так как оно строится по индивидуальным программам и каждый студент должен самостоятельно учиться и выполнять всю учебную программу.
Уровень саморегуляции в большей степени влияет на самоактуализацию и уровень субъективного контроля у студентов ДО, по сравнению со студентами очного обучения.
4. При изучении динамики показателей самоактуализации по различным шкалам в зависимости от этапа обучения у студентов очников и студентов ДО внутри выборок обнаружена положительная динамика у студентов очного отделения по шкалам ориентации во времени, представлений о природе человека, познавательных потребностей, а у студентов дистанционного отделения только  по шкале гибкости поведения, однако значимых различий не установлено.
При изучении динамики интернальности по курсам  у студентов очного и дистанционного обучения установлены достоверные различия между студентами очного обучения 1 и 3 курсов  по показателям интернальности в области достижений и интернальности в области межличностных отношений. У студентов ДО этих курсов установлены различия по показателям интернальности в области достижений и интернальности в отношении здоровья и болезни. Между студентами 3 и 5 курсов очного обучения установлен достоверный сдвиг признака по  интернальности в области производственных отношений, а у студентов ДО только по шкале интернальности в области неудач.
У большинства студентов очного и дистанционного обучения превалирует мотивация достижения успеха. Однако у студентов ДО мотивация достижения выше по сравнению со студентами очного обучения. Как у студентов очников, так и у студентов, обучающихся дистанционно, наиболее сильными являются – профессиональные мотивы  и мотивы творческой самореализации. Однако у студентов ДО они более ярко выражены.
У студентов как очного, так и дистанционного обучения наибольшее количество связей имеют показатели гибкости, самоуважения, общей интернальности, а также интернальности в области достижений.
5. Целесообразно разработать комплексную программу изучения психолого-педагогических основ дистанционного обучения, учитывающую, с одной стороны, когнитивные и личностные особенности, необходимые для обучения по дистанционным технологиям, а с другой стороны, влияние дистанционных технологий на когнитивное, личностное  и мотивационное развитие студентов.
 
 
Информация о докладчике:
Айсмонтас Бронюс Броневич - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой "Психология и педагогика дистанционного обучения" ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», член Межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров (РСР) по инклюзивному высшему образованию; член Межведомственной рабочей группы по развитию электронного образования в России; лауреат Премии Правительства России в области образования (2010г.); Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. 
 
Информация об исследователе:
Уддин Мд Актхер - родился и вырос в городе Читтагонг (Народная Республика Бангладеш). В 2007 году окончил Университет Премиер (г. Читттагонг) и получил степень магистра по специальности "Финансы и кредиты". B 2009 году с отличием окончил курс русского языка на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин в Российском университете дружбы народов. В 2013 г. закончил аспирантуру Московского городского психолого-педагогического университета по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. B 2010 году получил международный сертификат в преподавании английского языка (CELTA)  Кембриджского университета. Он также является сертифицированным преподавателем дистанционного обучения (Cert ICT: Certificate in Teaching Languages with Technology). С 2008 года по настоящее время является преподавателем английского языка в Американском центре образования. 
https://sites.google.com/site/akthermoscow/home http://www.youtube.com/watch?v=LM5LLSUEQ6E&list=UU1Y1F4bVUnncYZMA-bRTiLw&index=2&feature=plcp
 
 
Более подробно о сути исследования смотреть здесь http://fdomgppu.ru/node/21234#
 
Примечание:
1.              Более подробная информация о проекте на сайте http://fdomgppu.ru/node/21121
2.              Информация о данном интернет-семинаре http://fdomgppu.ru/node/21236
3.              Видеозаписи трансляции лекций и ИС http://fdomgppu.ru/node/21117
4.              Регистрация (для не зарегистрировавшихся на проект)  https://docs.google.com/forms/d/1QwDxDhuRhzbIaVCEWpNlOn6qlGG7GQAK_nzhiIt...
5.              Просим обратить внимание на информацию для участников интернет-конференций, -семинаров http://fdomgppu.ru/node/21126.
 
Организаторы