13 октября состоялось выездное занятие в отдел спортивной психологии ЦСТ и СК Департамента физической культуры и спорта города Москвы

 

13 октября состоялось выездное занятие в отдел спортивной психологии Центра спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд (ЦСТ и СК) Департамента физической культуры и спорта города Москвы

Выездное занятие в рамках дисциплины «Психофизиология» с проф. Ковалевой А.В. в отдел спортивной психологии Центра спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд (ЦСТ и СК) Департамента физической культуры и спорта города Москвы.
Современная психология входит в комплекс нейронаук. Психология, как наука, начиная с В. Вундта и продолжая его учениками и последователями (Эббингауз, Мюллер, Пильцекер, Бехтерев, Павлова, Вертгеймер, Келер, Кафка, Уотсон, Выготский, Леонтьев, Лурия, Анохин, Швырков, Эйдельман и т.д.) представляет собой синтез естественнонаучных дисциплин, к которым в качестве морально - этической (культурно-исторической) составляющей примыкают философские (гуманистические) принципы, формирующие использование законов науки с целью «не навреди». Этим психология, как наука, отличается от «житейской» психологии и эстрадно- окультного псевдо и околонаучного «творчества», какими бы эффектными и привлекательными все эти «жанры», в отличии от строго научного подхода в психологии, ни были.
Необыкновенно интересное и познавательное занятие по предмету «психофизиология», проведенное профессором Ковалёвой А.В. ещё раз ярко подтвердило нам важность серьезного, ответственного подхода к изучению базовых знаний по анатомии ЦНС, психофизиологии, нейрофизиологии, то есть, дисциплин, так же, как и психология, входящих в комплекс нейронаук, что и позволяет нам понять «принципы работы» человеческой психики для её гармоничного развития и коррекции. Аксиомой научного подхода в изучении любого явления является знание «как это формируется, как устроено и как действует?».
Анастасия Владимировна рассказала нам об целях и истории создания Центра спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд (ЦСТ и СК), о специфике работы отдела спортивной психологии, важности совместной, комплексной работы тренеров, медиков и психологов в спорте.
На примере спортивной тематики центра Анастасия Владимировна Ковалева продемонстрировала нам в интереснейшей лекции методы и методики работы с современной аппаратурой (девайсы, гаджеты), как современные технологии помогают людям в психодиагностике и коррекции, и просто в формировании гармоничного функционирования человеческой психики и организма в целом.
Гаджеты - термин с широкой семантикой, который применим к целому ряду современных устройств. Диагностическое и тренажерное оборудование, гаджеты разрабатываются под контролем профессиональных специалистов: инженеров, нейрофизиологов, нейропсихологов, медиков, педагогов и активно применяются в практике современной медицины, психологии, педагогике, для психодиагностики, контроля, развития, психокоррекции и терапии.
Попробую поделиться впечатлениями о некоторых, продемонстрированных нам устройствах, которые самые отважные и любопытные студенты опробовали на себе к всеобщему восторгу.
Диагностический и обучающий тренажер на определение и тренировку широты полей зрения (широту охвата информации за одну фиксацию глаз) и скорость реакции плюс динамическая работа рук (преобладание: право\леворукость).
https://www.youtube.com/watch?v=ravykEih1rE&feature=youtu.be

3D- диагностический тренажер на определение характеристик внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и т.д).
Многофункциональный айтрекер. https://youtu.be/Ng_fAokJkpk

http://usabilitylab.ru/blog/eye-trackers-i-ih-vozmozhnosti-2/
Аналог «детектора лжи», регистрирующий несколько физиологических показателей (ЭЭГ, пульс, дыхание, кожно-гальванические показатели, ЭКГ), прибор, с помощью которого можно диагностировать общее состояние человека и регулировать некоторые физиологические процессы, например, синхронизировать частоту, глубину дыхания и работу сердца. А это позволяет улучшить контроль, уметь расслабляться и концентрироваться. Очень полезно для многих людей, например, при головных болях мышечного напряжения.
С учетом, что современные рекорды у спортсменов, зачастую, отличаются на доли секунды, то улучшение показателей при коррекции такими дивайсами на 10-15%, это настоящее «волшебство», которое эмпирически, наблюдением и анализом ошибок без помощи, применения этих приборов, невозможно уловить, понять и исправить, оптимизировать. А эти устройства позволяют отработать максимально эффективные двигательные программы для каждого спортсмена индивидуально.
Анастасия Владимировна так же рассказала нам о современных методах и методиках работы психологов со спортсменами для проработки целеполагания, мотивации, решения психологических проблем в спорте, аутотренинга с концентрацией на «трудных моментах» спортивных программ (формирование имплицитной памяти- паттерна программы «удачного выступления»).

Но… самое важное и полезное, это то, что все эти современные технические устройства и психологические методики работы со спортсменами, как частный случай (учитывающий специфику), прекрасно подходят и для применения в практической психологии в других областях, начиная с развития в возрастной психологии, психологии образования, клинической психологии, дефектологии, педагогике, коррекционной педагогике и т.п. То есть, область применения не ограничена, а эффективность очень высока.
Подобные, но сильно упрощенные, за счет отсутствия дорогостоящих программных (для диагностики) компонентов, девайсы и гаджеты, чаще в качестве тренажеров, мы уже видели, например, в i-школе, во многих реабилитационных центрах, даже обычных школах и детсадах. Встречаются «подобные» гаджеты в частных центрах психологического консультирования, но мне бы хотелось отметить, что в некоторых случаях это бывает не просто «упрощенный» вариант, а только некоторая «имитация» какой-либо научной разработки. Психолог, как и медик, должен придерживаться принципа «не навреди», желательно ещё «не обмани», и проверять научную обоснованность, современность, надежность и валидность применяемых методик.
Анастасия Владимировна также рассказала нам не только о современных методиках в психофизиологии, психодиагностики и психокоррекции с применением новых технологий, но и о направлениях применения некоторых разработок в ближайшем будущем, как ТМS (транскраниальная магнитная стимуляция), интерфейсы мозг-компьютер, биопротезирование и т.д.)
Большое спасибо за такое мега-интересное и познавательное для нас, как для будущих современных психологов, выездное занятие в рамках дисциплины «Психофизиология» в отдел спортивной психологии Центра спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд (ЦСТ и СК).
Нам бы очень хотелось, чтобы при МГППУ тоже был создан отдел (центр) с такой современной техникой для обучения, изучения, исследовательской работы… и, конечно, применения для собственного развития).

Жукова Н., студентка ФДО МГППУ