Вышла хрестоматия «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

 

Вышла хрестоматия «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

В рамках выполнения госконтракта Московского городского психолого-педагогического университета  с Министерством образования и науки РФ  по проекту  «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»  в 2015 году кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения было подготовлено и издано пособие:

Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М. : МГППУ, 2015. – 334 с.

 

Реализация государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества. Интеграция студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, создания доступной среды, применения новых технологий для обучения. Исходя из этого в хрестоматии, представлены публикации, охватывающие психолого-педагогические основы инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ, главные направления и особенности их адаптации к учебному процессу в вузе, методические и практические аспекты обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Данная хрестоматия подготовлена в соответствии с концепцией комплексного подхода к научно-методическому обеспечению учебного курса «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» и полностью соответствует учебной программе и учебному пособию.

Пособие предназначено для педагогов, педагогов-психологов, преподавателей высших учебных заведений, для специалистов различных структур вузов.

Встроенное изображение 1 

Оглавление

 

Предисловие 

Раздел 1. Теоретические и практические вопросы инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ с использованием дистанционных технологий  

1.1. Доступность высшего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ  

Богинская Ю.В. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социально-педагогическая проблема 

Думбаев А.Е., Попова Т.В. Барьеры инвалидности 

1.2. Анализ опыта обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в России 19

Айсмонтас Б.Б. Высшее профессиональное психологическое образование студентов с ОВЗ на основе дистанционных технологий: от мотивации избегания неудачи – к мотивации достижения успеха 

Байрамов В.Д., Герасимов А.В., Тюрин А.В. Состояние и проблемы сферы образования лиц с ОВЗ в России 

Берус Е.И., Дулепова Н.В. Инклюзивное образование в Новосибирском государственном университете 

Станевский А.Г. О деятельности Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) МГТУ имени Н.Э. Баумана 

1.3. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ  

Байрамов В.Д., Герасимов А.В., Тюрин А.В. Инклюзия как ключевое направление совершенствования системы образования лиц с ограниченными мозможностями здоровья 

Жаворонков Р.Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки 

Хохлов А.Л., Кохановская М.И. Инклюзивное образование в Калининградской области: опыт, проблемы, решения 

1.4. Информационная компетентность студентов с инвалидностью и ОВЗ  

Ахпашева И.Б. Дидактический принцип доступности как основа формирования информационно-коммуникационной компетентности лиц с инвалидностью по зрению 

Лебедкова Н.В., Шушакова А.Н. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ 

1.5. Особенности дистанционного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ  

Болотова Н.П. Внедрение дистанционных технологий обучения для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Симановский А.Э. Использование дистанционных технологий для обучения студентов-инвалидов 

Раздел 2. Общие и специфические особенности обучения студентов с различными нозологиям  

2.1. Особенности обучения и социализации студентов с нарушениями слуха  

Рощенко О.Е. Особенности обучения математике глухих и слабослышащих студентов

2.2. Особенности обучения и социализации студентов с нарушением зрения  

Зарубина И.Н. Вариативная модель коррекционно-педагогической поддержки студентов с нарушением зрения 

Литвак А. Г. Личность слепых 

Рощина М.А. Проблемы освоения и применения компьютерных технологий в профессиональном образовании инвалидов по зрению 

Яжук Т.А. Внедрение дистанционного обучения при обучении незрячих и слабовидящих людей 

2.3. Особенности обучения и социализации студентов с ДЦП  

Государев Н.А. Интеллектуальная элита молодых людей с последствиями детского церебрального паралича

Саркисян Л.А., Латышева Т.Х., Белозеров Э.К., Государев Н.А., Корягин Н.А., Олесов Е.Е., Чураков В.В. Коррекционное обучение инвалидов ДЦП как составляющая лечебной педагогики 

Раздел 3. Психолого-педагогические аспекты инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ  

3.1. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ  

Байрамов В.Д., Герасимов А.В., Тюрин А.В. Проблемные аспекты построения модели социальной и психолого-педагогической поддержки инвалидов в процессе вузовского образования 

Чернилевский Д.В., Вдовиченко Т.В. Формирование профессиональной подготовки студентов-инвалидов на основе аксиологического подхода 

3.2. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ  

Ермакова Е.А., Хлыстова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с нарушением зрения, обучающихся в вузе (опыт инклюзивного обучения) 

Зиновьева В.И., Берсенев М.В. Развитие системы сопровождения студентов-инвалидов в высших учебных заведениях Бельгии (Свободный Университет Брюсселя, Высшая школа Брюсселя) 

Купреева О.И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья 

Ниязова А.А., Гибадуллина Ю.М. Социально-психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями в условиях вуза 

3.3. Реабилитационно-образовательная среда инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ

Байрамов В.Д., Герасимов А.В., Тюрин А.В. Проектирование социокультурной среды вуза для студентов-инвалидов 

Думбаев А.Е., Попова Т.В. Модели, принципы и структура реабилитации 

Крухмалев А.Е., Воеводина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья 

Андреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф., Елизарова Ю.Г., Кантор В.З., Кудрина С.В., Лопатина Л.В., Матвеева Л.В., Нефедова Ю.В., Никулина Г.В., Пенин Г.Н. Система работы по профессиональному образованию инвалидов: социально-реабилитационный контекст 

3.4. Профессионально важные качества преподавателей, необходимые для работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ  

Вяхякуопус Е. Новые задачи и методы повышения квалификации специалистов по социальной реабилитации инвалидов 

Кантор В.З. Социальная реабилитация инвалидов как сфера подготовки кадров: проблемы, опыт, перспективы