Вышли методические рекомендации «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

 

Вышли методические рекомендации «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

В рамках выполнения госконтракта Московского городского психолого-педагогического университета  с Министерством образования и науки РФ  по проекту  «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»  в 2015 году кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения было подготовлено и издано пособие:

Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение / под ред. Б.Б. Айсмонтаса : мет. рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. – Москва : МГППУ,

Реализация государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества. Интеграция студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательные условия высшей школы требует применения новых технологий для обучения.

Исходя из этого в данном пособии особое внимание уделяется организации обучения в вузе студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются особенности обучения студентов с различными нозологиями. В пособии представлены рекомендации и программы занятий с абитуриентами и студентами с инвалидностью и ОВЗ по профориентационной работе. Уделено внимание проблемам психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, в частности, проблемам виктимизации личности студентов, дана программа психолого-педагогического сопровождения.

Методические рекомендации предназначены для педагогов, педагогов-психологов, преподавателей высших учебных заведений, для специалистов различных структур вузов.

Методические рекомендации разработаны в рамках Государственного контракта № 05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г. «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями».

 

 Встроенное изображение 1

Оглавление

 

Айсмонтас Б.Б., Воробьева А.Н. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий  

I. Особенности построения индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 

II. Принципы организации учебного процесса на основе дистанционной технологии обучения 

III. Технологии обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 

IV. Механизмы профессионального взаимодействия педагогов в процессе обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе дистанционных технологий

V. Методы и приемы формирования индивидуальных заданий для самостоятельной работы и контроля освоения профессиональных компетенций по программам высшего образования с учетом особенностей обучения инвалидов и лиц с ОВЗ 

Литература 

 

Айсмонтас Б.Б., Быстрова И.В. Методические рекомендации по инклюзивному образованию студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий  

1. Система непрерывного образования инвалидов 

2. Психолого-педагогическая реабилитация

3. Обучение студентов с различными нозологиями

3.1. Обучение студентов с нарушением слуха 

3.2. Обучение студентов с нарушением зрения 

3.3. Обучение студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) 

Литература 

 

Пряжникова Е.Ю. Методические рекомендации по организации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных технологий  

1. Содержание, методы и технологии организации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ 

2. Эволюция проблематики профессионального самоопределения 

3. Направления профориентационной работы и содержательная модель профессионального самоопределения

4. Основные приоритеты профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ в современных условиях 2

5. Основные требования к методам и технологиям профессионального самоопределения

6. Краткий обзор методов и технологий профессионального самоопределения 

Литература

Программа занятий с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ «Основы личностно-профессионального самоопределения» 

Программа занятий по профориентационному ориентированию с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ «Психология как профессия» 

 

Пряжникова Е.Ю. Методические рекомендации по организации профориентационной работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных технологий  

1. Студенческая молодежь как специфическая группа общества 

2. Основные аспекты профориентационной работы и психологической поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ 

3. Оценка результатов профессионального самоопределения студентов с инвалидностью и ОВЗ 

4. Психологические основы социально-профессиональной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ 

Литература 

Игровое профориентационное упражнение “Ловушки–капканчики” 

Бланковая игра-шутка “Я – компаньон” 

Методика «Ориентировочной готовности к профессиям психолого-педагогического блока» 

 

Одинцова М.А. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в высшем учебном заведении  

Введение 

1. Студенты с ограниченными возможностями здоровья как группа обучающихся в условиях высшего учебного заведения 

2. Педагогическая и психологическая поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья 

3. Сущность психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья 

4. Составляющие психологической культуры педагогов, работающих со студентами с ограниченными возможностями здоровья 

5. Структура психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья 

6. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ 

Список литературы 

Программа психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья «Жизнестойкость и жизнетворчество»

 

Терминологический словарь  

Перечень нормативно-правовых документов, рекомендуемых для изучения при работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ

Рекомендуемые Интернет-ресурсы