Вышли методические рекомендации «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»
Вышли методические рекомендации «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»
В рамках выполнения госконтракта Московского городского психолого-педагогического университета с Министерством образования и науки РФ по проекту «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями» в 2015 году кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения было подготовлено и издано пособие:
Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение / под ред. Б.Б. Айсмонтаса : мет. рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. – Москва : МГППУ,
Реализация государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества. Интеграция студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательные условия высшей школы требует применения новых технологий для обучения.
Исходя из этого в данном пособии особое внимание уделяется организации обучения в вузе студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются особенности обучения студентов с различными нозологиями. В пособии представлены рекомендации и программы занятий с абитуриентами и студентами с инвалидностью и ОВЗ по профориентационной работе. Уделено внимание проблемам психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, в частности, проблемам виктимизации личности студентов, дана программа психолого-педагогического сопровождения.
Методические рекомендации предназначены для педагогов, педагогов-психологов, преподавателей высших учебных заведений, для специалистов различных структур вузов.
Методические рекомендации разработаны в рамках Государственного контракта № 05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г. «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями».
Оглавление
Айсмонтас Б.Б., Воробьева А.Н. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
I. Особенности построения индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
II. Принципы организации учебного процесса на основе дистанционной технологии обучения
III. Технологии обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
IV. Механизмы профессионального взаимодействия педагогов в процессе обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе дистанционных технологий
V. Методы и приемы формирования индивидуальных заданий для самостоятельной работы и контроля освоения профессиональных компетенций по программам высшего образования с учетом особенностей обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Литература
Айсмонтас Б.Б., Быстрова И.В. Методические рекомендации по инклюзивному образованию студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
1. Система непрерывного образования инвалидов
2. Психолого-педагогическая реабилитация
3. Обучение студентов с различными нозологиями
3.1. Обучение студентов с нарушением слуха
3.2. Обучение студентов с нарушением зрения
3.3. Обучение студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Литература
Пряжникова Е.Ю. Методические рекомендации по организации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных технологий
1. Содержание, методы и технологии организации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ
2. Эволюция проблематики профессионального самоопределения
3. Направления профориентационной работы и содержательная модель профессионального самоопределения
4. Основные приоритеты профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ в современных условиях 2
5. Основные требования к методам и технологиям профессионального самоопределения
6. Краткий обзор методов и технологий профессионального самоопределения
Литература
Программа занятий с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ «Основы личностно-профессионального самоопределения»
Программа занятий по профориентационному ориентированию с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ «Психология как профессия»
Пряжникова Е.Ю. Методические рекомендации по организации профориентационной работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных технологий
1. Студенческая молодежь как специфическая группа общества
2. Основные аспекты профориентационной работы и психологической поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ
3. Оценка результатов профессионального самоопределения студентов с инвалидностью и ОВЗ
4. Психологические основы социально-профессиональной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ
Литература
Игровое профориентационное упражнение “Ловушки–капканчики”
Бланковая игра-шутка “Я – компаньон”
Методика «Ориентировочной готовности к профессиям психолого-педагогического блока»
Одинцова М.А. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в высшем учебном заведении
Введение
1. Студенты с ограниченными возможностями здоровья как группа обучающихся в условиях высшего учебного заведения
2. Педагогическая и психологическая поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья
3. Сущность психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья
4. Составляющие психологической культуры педагогов, работающих со студентами с ограниченными возможностями здоровья
5. Структура психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья
6. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ
Список литературы
Программа психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья «Жизнестойкость и жизнетворчество»
Терминологический словарь
Перечень нормативно-правовых документов, рекомендуемых для изучения при работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ
Рекомендуемые Интернет-ресурсы