4 апреля 2016 г. для студентов Московского городского психолого-педагогического университета состоялся заключительный вебинар (серия занятий по подготовке он-лайн консультантов)

 

4 апреля 2016 г. для студентов Московского государственного психолого-педагогического университета состоялся заключительный вебинар (серия занятий по подготовке он-лайн консультантов)

 

4 апреля 2016 г. для студентов Московского городского психолого-педагогического университета состоялся заключительный вебинар (серия занятий по подготовке он-лайн консультантов), который был посвящен разбору обращений в систему «Ask.fm» благотворительного фонда «Твоя территория. Онлайн» (г. Санкт-Петербург).

Специалисты, работающие в этой системе, Максим и Яна (ведущие занятия), помогали студентам ФДО МГППУ выявлять значимые моменты, на которые следует обращать внимание при поступлении вопросов на ту или иную тематику. Они подчеркнули, что в ответах на запрос ребенкаочень важнопроявлять поддержку, эмпатию, принять подростка и его проблему, отражать его чувства. В свою очередь ведущие вебинара отметили, что ответы в «Ask.fm» чаще всего являются единичными в отличие от чата или переписки по электронной почте. Поэтому психологу в одном письме необходимо дать понять подростку, что он не одинок, выразить свое отношение к тому или иному факту. Здесь же консультанты стараются предоставить ребенку максимум информации о разнообразных ресурсах, способствующих разрешению проблемы, а так же предлагает возможные варианты по выходу из трудной жизненной ситуации. В то же время специалисты в «Ask.fm», как подчеркнули ведущие, оставляют свободу выбора за подростком, что позволяет ему самостоятельно найти наиболее приемлемый (удобный) для него способ решения проблемы. Здесь важно следовать за чувствами подростками и вселить в него веру в собственные силы, в возможность решения проблемы, в то, что даже если что-то у него не получится с первого раза, то все можно исправить, что ошибаться не страшно. Также следует учитывать, что в ответах консультанты никогда не ставят прямых вопросов, а используют их в расширенной форме – «Если у тебя есть человек, которому ты доверяешь, попробуй обратиться к нему. Может быть, вам вместе удастся найти решение проблемы… или возможно, он сможет тебе посоветовать что-то и просто поддержать».

При этом студенты ФДО МГППУ узнали, что если на вопрос невозможно дать полноценный ответ без уточняющей и дополнительной информации, подростку в открытом доступе можно предложить такие варианты, как написать в чат «Твоей территории» или позвонить по Телефону Доверия. Однако при изменении формы общения, по словам Максима, возникает серьезная проблема, связанная с тем, что для оказания эффективной психологической помощи подростку было бы лучше общаться с консультантом, получившим первое обращение ребенка. Но в «Ask.fm» это случается очень редко в связи с большим количеством поступающих вопросов. В любом случае специалисты стараются оказать максимально возможную помощь и поддержку, применяя различные техники, способствующие доверительному взаимодействию.

Ведущие вебинара так же обратили внимание студентов на то, что при ответах на вопрос в «Ask.fm» консультанты очень внимательно должны подходить к предложению вариантов для разрешения различных проблем. Исходя из вопроса подростка, важно помнить, что предлагаемые пути решения вопроса следует писать не в рекомендательной форме, а в виде разнообразных предложений: «можно попробовать обратиться к школьному психологу… » или «… можешь попробовать обсудить проблему с человеком, которому ты доверяешь… ».

На занятии студенты так же узнали, что, как правило, вопрос, заданный подростком в «Ask.fm», не дает достаточной информации о ребенке. А это не позволяет понять его истинных чувств, намерений подростка и причин возникшей проблемы, сделать окончательные выводы о них. Поэтому консультант может лишь строить предположения, однако всегда следует за состоянием подростка,проявляет поддержку, эмпатию и понимание его переживаний.

Здесь же ведущие занятия отметили, что важно помнить о том, что тревожные мысли и грусть подростков, обращающихся в «Ask.fm», могут быть связаны с абсолютно разными причинами – возрастными или физиологическими изменениями, детско-родительскими отношениями или поиском себя. Главное консультанту не навязывать своего мнения  подростку и донести до него, что любую ситуацию можно обсудить, что в жизни случается всякое, и что это нормальное явление - испытывать те или иные чувства. Ведь любые переживания свойственны человеку, он может ошибаться, преодолевать трудности и ставить новые цели.

При ответах на запросы подростков, по словам ведущих, нельзя обращаться к чувствам веры, в открытую пропагандировать тот или иной стиль поведения. Это связано с тем, что ребенок может придерживать совершенно иных точек зрения на одни и те же вопросы и принадлежать к различным вероисповеданиям.

Вместе с тем, как отметила Яна, вопросы, поступающие на «Ask.fm», носят совершенно разнообразный характер (детско-родительские отношения, сексуальные, отношения со сверстниками, вопросы суицида или наркотиков). Однако любой ответ консультантов всегда направлен на поддержание благополучного состояния ребенка, отражает его чувства, содержит слова поддержки и понимания. При обращениях суицидальной направленности психолог мотивирует подростка на дальнейшее общение в чате – «…Я за тебя переживаю… ». Однако при этом всегда отмечает, что такие попытки (суицид) не допустимы. При вопросах о сексуальных отношениях подростков консультанты опираются на медицинскую норму, мотивируют их на здоровый образ жизни. Здесь важно избегать оценок, а так же любой пропаганды тех или иных отношений (гомосексуализма или ранней половой жизни). При повторных обращениях, содержащих негативный отзыв о работе психологов-консультантов, специалисты обычно используют обратную связь с подростком для того, чтобы отразить его чувства: «… Спасибо, что написал… Специалисты тоже могут ошибаться… ». В случае вопросов, касающихся конкретных областей (медицины, права и т.д.), психологи, работающие в системе «Ask.fm», вправе написать, что они не обладают подобными знаниями и могут предложить воспользоваться другими ресурсами, дав о них информацию.

Таким образом, участники занятия смогли узнать, что работа в системе «Ask.fm» носит разносторонний характер, дополняет переписку с подростками по электронной почте или в чате и является неотъемлемой частью оказания психологической помощи  благотворительного фонда «Твоя территория. Онлайн».

В заключение серии занятий по подготовке он-лайн консультантов хочется выразить большую благодарность Екатерине Федоровой, руководителю проекта «Твоя территория. Онлайн» и сотрудникам (супервизорам), проводившим вебинары со студентами Московского городского психолого-педагогического университета. Благодаря их знаниям и практическому опыту, каждое занятие было очень информативным и насыщенным. Студенты смогли углубить свои умения в области оказания психологической помощи, попробовать себя в роли «консультанта» или «подростка», применить разнообразные техники, необходимые в каждом конкретном случае (обращении подростка в чат, на электронную почту или в систему «Ask.fm»).В свою очередь выражаем слова особой признательности декану факультета дистанционного обучения, Айсмонтасу Б. Б., за уникальную возможность участия в проекте «Твоя территория. Онлайн». Это позволило студентам-психологам обрести навыки консультирования с использованием Интернет-ресурсов, а так же расширилоих профессиональные знания и умения, необходимые в будущей практической деятельности.

Примечание:

Информация на сайте о проекте: http://fdomgppu.ru/node/70672

Отчеты за интернет-занятия

28.03.2016 http://fdomgppu.ru/node/81234

23.03.2016 http://fdomgppu.ru/node/81198

21.03.2016 http://fdomgppu.ru/node/81197

19.03.2016 http://fdomgppu.ru/node/81195

 

Валентина Овчаренко, студентка 5 курса.