16 ноября состоялась встреча с проф. Бурлак С.В. в рамках научного лектория
16 ноября состоялась встреча с проф. Бурлак С.В. в рамках научного лектория
16 ноября 2016 года в 19:00 в рамках дискуссионного научно-популярного лектория МГППУ «Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология-мифы и реальность» состоялась встреча с известным ученым- лингвистом Светланой Анатольевной Бурлак. Светлана Анатольевна выступила с интереснейшей лекцией «Человеческий язык — что в нем уникального?», как всегда, великолепно, с точки зрения системного подхода (мультидисциплинарного), раскрыв эту тему на основе самых современных научных данных. Кроме того, с огромным удовольствием хочется повторить, что С.А. Бурлак – прекрасный лектор, преподаватель, умеющий построить любое научное сообщение, доходчиво, логично, последовательно, аргументировано, эмоционально ярко окрашено, в живом, открытом общении с аудиторией. Встречи с лингвистом Бурлак С.А. — это всегда важная научная информация, убедительная, насыщенная и преподнесенная в неформальном стиле, что позволяет слушателям оценить, понять, запомнить главные, базовые положения темы.
Тема лекции напрямую связана с проходившим в этот день в МГППУ Симпозиумом, посвященным 120-летию Л.С. Выготского. И, безусловно, очень жаль, что кто-то из психологов и студентов не знал о проведении данной лекции, т.к. классическая работа Выготского «мышление и речь» является «таблицей умножения» общей психологии. Давайте вспомним предисловие к работе: «…Настоящая работа представляет собой психологическое исследование одного из труднейших, запутаннейших и сложнейших вопросов экспериментальной психологии — вопроса о мышлении и речи…нaпрaвлено нa решение основной и центрaльной зaдaчи - генетического aнaлизa отношений между мыслью и словом». И начало первой главы: «…Проблемa мышления и речи принaдлежит к кругу тех психологических проблем, в которых нa первый плaн выступaет вопрос об отношении рaзличных психологических функций, рaзличных видов деятельности сознaния. Центрaльным моментом всей этой проблемы является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову».
А теперь приведу небольшой отрывок из книги Светланы Анатольевны Бурлак «Происхождение языка» с портала Антропогенез. ру (согласна с авторами портала — книга шикарная в научном и познавательном смысле) для иллюстрации того, как необходимо современным практическим психологам не закрываться, не ограничиваться узкими рамками якобы профессиональных психологических «знаний»:
«…Развитие языка происходит по определенной программе.
Как отмечает С. Пинкер, «нормальные дети могут отставать друг от друга или опережать друг друга в развитии речи на год или даже больше, но стадии, через которые они проходят, обычно одни и те же, независимо от того, растянуты они во времени или сжаты» [13:257]. Но значит ли это, что овладение языком — столь же генетически детерминированный процесс, как, скажем, превращение гусеницы в бабочку? По-видимому, как и со многими другими поведенческими признаками (см. гл. 5), отчасти да, отчасти нет. На каждом этапе ребенку необходимо слышать — сначала хотя бы себя, потом — настоящую человеческую речь, необходимо пробовать свои силы и наблюдать обратную связь. Так, дети с нарушениями слуха не лепечут (или начинают позже), если же лепет присутствует, то по своим характеристикам он достаточно сильно отличается от лепета слышащих детей. Впрочем, «если их родители используют жестовый язык, дети начинают вовремя лепетать... руками!» [13:252]. Дети-«маугли», выращенные животными и не имевшие доступа к человеческому языку на протяжении чувствительного периода, полностью овладеть человеческим языком не могут ни при каких условиях. Они могут выучить слова, но остаются на этапе протограмматики. С. Пинкер [13:279] приводит в качестве примера девочку «Челси» (имена «подопытным» детям в научных публикациях дают условные), которая росла в семье любящих родителей, но не получила доступа к языку, поскольку была глухой, а врачи смогли распознать это, лишь когда «Челси» выросла. Получив в 31 год слуховой аппарат, «Челси» выучила много слов, но полностью овладеть языком не смогла. Вот как она говорит:
I Wanda be drive come «Я Ванда буду привозить прийти».
Orange Tim car in «Оранжевая машина, Тим внутри».
The girl is cone the ice-cream shopping buying the man — «Девочка рожок мороженое магазины купить человек».
Примерно так же говорит и «Джини», девочка- «маугли», которую в возрасте 13 с половиной лет нашли в пригороде Лос-Анджелеса [13:278]:
Genie have Momma have baby grow up «Джини мама ребенок растить».
Applesauce buy store «Яблочный соус купить магазин».
Дети же, имевшие во время чувствительного периода доступ к языку, овладевают им в совершенстве. Уже года в три они оказываются в состоянии строить вполне нормальные, грамматически правильные предложения. Овладеть человеческим языком в совершенстве способен любой нормальный ребенок — несмотря на то, что ему удается услышать сравнительно небольшое количество «первичного языкового материала» (в англоязычной литературе это обозначается аббревиатурой PLD, Primary Linguistic Data), его не обучают специально грамматическим правилам и даже далеко не всегда поправляют…» http://antropogenez.ru/article/300/
Поэтому столь важно и интересно было узнать новые научные данные, раскрывающие, дополняющие, корректирующие многие положения работы Выготского из лекции авторитетного ученого-лингвиста Светланы Бурлак. Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук не может оставаться в узких рамках искусственно выдумываемых терминов, понятий и психологических «сущностей», оторванных от системного взгляда на человеческую (и не только) психику, закрывающих её от смежных дисциплин.
Информация о лекторе: Светла́на Анато́льевна Бурла́к – известный российский лингвист, профессор РАН, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка, специалист по тохарским языкам. С 1996 года читает студентам Отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова курс лекций «Сравнительно-историческое языкознание». С 2016 года читает курс той же тематики магистрантам НИУ ВШЭ.
С.А. Бурлак ведёт активную популяризаторскую деятельность, её материалы опубликованы на порталах:
http://antropogenez.ru/author/147/
https://postnauka.ru/author/burlak
http://elementy.ru/bookclub/author/5272988/svetlana_anatolevna_burlak
http://govoritmoskva.ru/interviews/154/
http://polit.ru/article/2008/11/07/lang/
Книги: Бурлак, С. А. Историческая фонетика тохарских языков. — М. : Ин-т востоковедения РАН, 2000. — 274 с. — ISBN 5-89282-149-8
Бурлак, С.А., Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание : Учеб. для студентов вузов. — М. : Academia, 2005. — 430с. — ISBN 5-7695-1445-0
Бурлак, С. А. Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы. — Москва : Corpus, 2011. — 462 с. — ISBN 978-5-271-31205-2
Руководитель проекта – Жукова Наталия ФДО МГППУ
Адрес: Москва, Сретенка, 29, ФДО МГППУ ауд. 308
Информация о проекте: http://fdomgppu.ru/node/105764
Отчет подготовлен Жуковой Н., студенткой ФДО МГППУ