Научная и издательская деятельность


Наука и издательская деятельность

Сотрудники кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ ведут активную научную работу в рамках научного направления кафедры «Развитие личностного потенциала в затрудненных условиях жизнедеятельности». В русле этой проблематики проводятся конференции, круглые столы, научно-методологические семинары.

Так, кафедра проводит ежегодную научную конференцию «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) , издается сборник материалов конференции.

Также в течения ряда лет МГППУ в лице кафедры и ее заведующего, к.п.н., профессора Айсмонтаса Б.Б. является соорганизатором ежегодной научно-практической интернет-конференции «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья»." Осенью 2018 года она проходила уже в пятый раз. Наши сотрудники входят в программный комитет конференции (Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А., Александрова Л.А.), участвуют с онлайн докладами, публикуются в сборнике конференции. В этом году на имя ректора МГППУ от имени Департамента образования и науки Кемеровской области поступило благодарственное письмо сотрудникам кафедры за активное участие в проведении данного мероприятия.

6 декабря 2018 года был проведен Круглый стол, «Ситуации бездомности: от понимания – к решению», организована его онлайн-трансляция. Целью организаторов явилась инициация активного обсуждения и анализа опыта бездомности; характеристик жизненных и трудных жизненных ситуаций, поворотных жизненных событий, приводящих к бездомности; анализ взаимосвязи средовых и личностных факторов бездомности; разработка критериев социальной и социально-психологической уязвимости личности в условиях бездомности для обозначения стратегий исследования проблематики бездомности. В его работе приняли участие преподаватели кафедры, студенты и магистранты факультета, представители организаций, оказывающих помощь людям в ситуации бездомности, сами люди, находящиеся в ситуации бездомности, практические психологи и психотерапевты,ученые-исследователи.

Сотрудниками кафедры в 2018 году были поданы две заявки в различные научные фонды:


1) Российский фонд фундаментальных исследований РФФИ: Конкурс 2019 года на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Проект Развитие личности студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного дистанционного обучения

Руководитель проекта - к.п.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения, Айсмонтас Б.Б.

Аннотация проекта Данное исследование посвящено актуальной проблеме развития личности, саморегуляции и субъектности студентов с инвалидностью в ходе дистанционного обучения и средствами дистанционного обучения.

В исследовании будут использованы методология, исследовательский дизайн и методы исследования, аккумулирующие достижения современной отечественной и зарубежной педагогики и психологии, в частности, культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский), теории деятельности (А.Н. Леонтьев), психологии личности, теории самодетерминации, позитивной психологии. Кроме того, исследование будет проводиться на стыке различных областей психологии и педагогики и носить изначально междисциплинарный характер. Разрабатываемый подход к проблеме продемонстрирует возможности синтеза различных научных парадигм и подходов, таких как культурно-историческая психология, теория деятельности, психология личности и мотивации, специальная педагогика и психология, теория и методология дистанционного обучения и др. Впервые проблема развития личности молодых людей с инвалидностью будет рассматриваться с позиций позитивного и реабилитационного подхода одновременно, фокусируясь на исследовании и развитии личностного потенциала и на компенсации дефицитарного развития в условиях инклюзивного дистанционного обучения, рассматриваемого как формирующий эксперимент.

В результате исследования будут решены как фундаментальные, так и прикладные научные задачи:

* разработаны, адаптированы и применены новые методы исследования, разработан и реализован формирующий педагогический эксперимент,

* усовершенствованы адаптационные модули для студентов с инвалидностью, обучающихся дистанционно, оценена их эффективность с точки зрения фасилитации развития личности студентов с инвалидностью

* разработаны рекомендации по развитию личностного потенциала и саморегуляции студентов с инвалидностью в условиях и средствами дистанционного обучения, предназначенные для всех субъектов образовательных отношений

* получены новые научные результаты, носящие фундаментальный характер в сфере развития личности в норме и в затрудненных условиях.

* разработана концепция и модель развития личности студентов с инвалидностью в условиях и средствами дистанционного обучения.


2) Российский научный фонд (РНФ): Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Проект Жизнестойкость и самоактивация социально-уязвимых лиц в условиях вызовов современности обучения

Руководитель проекта - к.психол.н, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, Одинцова М.А.

Аннотация проекта Современная эпоха характеризуется динамичностью и неопределенностью, возрастанием роли трудных жизненных ситуаций в судьбах людей, что способствует появлению большого числа социально-уязвимых групп, требующих особого внимания со стороны государственных организаций, социальных служб, волонтеров, общественности. В связи с этим проблематика жизнестойкости и самоактивации социально-уязвимых лиц в условиях вызовов современности приобретает все большее значение. Существует множество разрозненных междисциплинарных исследований социальной уязвимости, жизнестойкости, самоактивации личности; изучаются характеристики жизненных и трудных жизненных ситуаций; взаимосвязи внешних и внутренних факторов психологического преодоления. При этом, данные исследования сосредоточены на проблематике социальной уязвимости, а ее интерпретация проводится либо по показателям недоступности социальных услуг, необходимых для полноценной жизни, либо по характеристикам угрожающей ситуации: насилия, отвержения, стигматизации, виктимизации; акцент делается на разнообразных вариантах, преимущественно, социальной помощи социально-уязвимым группам без учета вариативности этих групп, их индивидуальной уязвимости. Проекты помощи таким людям, опирающиеся на обобщенный портрет социальноуязвимых групп и сосредоточенные лишь на социальных аспектах, оказываются недостаточно эффективными. Отсутствует целостный подход, направленный на развитие жизнестойкости и самоактивации социально-уязвимых лиц. Вопрос об общих и специфических особенностях, внешних и внутренних факторах социальной уязвимости лиц с разным уровнем жизнестойкости и самоактивации, до сих пор не был предметом системного психологического исследования. В разряд первоочередных выдвигаются вопросы обоснования методологии и теории жизнестойкости и самоактивации в структуре личностных ресурсов социально-уязвимых лиц (воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; бездомных; групп риска) и групп среднестатистической нормы; научного Заявка № 19-18-00197 Страница 2 из 47 осмысления, классификации жизненных и трудных жизненных ситуаций, которые становятся вызовами, вплетаются в жизненные траектории людей; разработки критериев индивидуальной и социальной и уязвимости личности. Полученные в результате исследования данные могут стать основой для разработки принципов, методов и технологий адресной психологической помощи социально-уязвимым лицам, направленной на развитие их жизнестойкости и самоактивации при различных вызовах современности. Они могут быть полезны и для обоснования методов прогноза вероятных поведенческих нарушений на основе учета наиболее информативных критериев индивидуальной и социальной уязвимости личности. Общая цель исследований. Изучить взаимодействие внешних и внутренних факторов, закономерности проявления жизнестойкости и самоактивации социально-уязвимых лиц в условиях вызовов современности. Основные направления исследований: (а) научное осмысление вызовов современности и их влияния на жизненную траекторию социально-уязвимых лиц; (б) разработка методологии и теории жизнестойкости и самоактивации в структуре личностных ресурсов социально-уязвимых лиц (в) психометрическое обоснование и адаптация методик исследования для реализации целей проекта; (г) изучение общих и специфических особенностей, внешних и внутренних факторов индивидуальной и социальной уязвимости личности (д) разработка принципов, методов и технологий адресной психологической помощи социально-уязвимым лицам, направленной на развитие жизнестойкости и самоактивации. Новизна работы заключается в разработке новых методологических подходов к изучению проявлений жизнестойкости и самоактивации в структуре личностных ресурсов социально-уязвимых лиц; в разработке критериев и создании новых методов и методик оценки индивидуальной и социальной уязвимости личности; в углублении общепсихологического понимания социальной уязвимости и роли личности в ее преодолении; в совершенствовании классификации жизненных и трудных жизненных ситуаций как вызовов современности; в расширении базы эмпирических и экспериментальных данных за счет включения таких групп респондентов, как бездомные и др.,; в разработке принципов, методов и технологий адресной психологической помощи социально-уязвимым лицам

В настоящий момент идет активная творческая работа над коллективной монографией сотрудников факультета, посвященной различным аспектам научных методического, организационного, технического и психолого-педагогического сопровождения обучения студентов с инвалидностью в условиях профессионального образования а также нашим исследованиям, затрагивающим проблематику личностных ресурсов, субъективного благополучия и качества жизни молодежи с инвалидностью, которая будет подана на Конкурс на издание лучших научных трудов, объявленный в декабре 2018 года Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ).

Руководитель проекта – к. психол.н, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения , Александрова Л.А.