ФДО МГППУ и ИРДПО проводит курсы повышения квалификации на тему «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе»

 

 

Факультет дистанционного обучения МГППУ вместе с   ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования» проводит курсы повышения квалификации на тему  «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе»

 

 

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012  г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273) в целях реализации права каждого человека на образование образовательными организациями должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Статья 79 ФЗ-273 обязывает профессиональные образовательными организациями и образовательные организации высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.

Профессиональные стандарты в сфере образования, предъявляющие требования к педагогическим работникам, вступают в силу 1 января 2017 года.

Педагогические работники в зависимости от должности должны владеть соответствующими трудовым функциям профессиональных стандартов. В том числе уметь создавать специальные условий для лиц с ОВЗ, владеть специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.

Чем определяется содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с инвалидностью и ОВЗ?

Что включают в себя и как создаются специальные условия для получения образования обучающимися с инвалидностью и  ОВЗ?

Что такое адаптированная образовательная программа и как ее разработать?

Как организовать учебную деятельность  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися и (или) в отдельных классах, группах?

Как правильно применять дистанционные образовательные технологии для организации образовательного процесса с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ?

Как выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающихся с инвалидностью и ОВЗ?

Как правильно с психологической точки зрения построить взаимодействие с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ?[d1] [RbD2] 

На эти и многие другие вопросы получат ответы руководители, специалисты и педагогические работники  образовательных организаций на семинаре в г. Москве, который проводит  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования» (ФГБОУ ДПО «ИРДПО») при участии представителей  Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

В программу включены следующие темы:

 

1. Теоретические и практические вопросы инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ с использованием дистанционных технологий

  • Доступность высшего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ
  • Нормативно-правовые аспекты инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ
  • Анализ опыта обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в России
  • Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ
  • Особенности дистанционного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ

 

2. Общие и специфические особенности обучения студентов с различными нозологиям

  • Особенности обучения и социализации студентов с нарушениями слуха
  • Особенности обучения и социализации студентов с нарушениями зрения
  • Особенности обучения и социализации студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

3. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с инвалидностью и ОВЗ:

  • Методические рекомендации по разработке адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
  • Особенности разработки и реализации адаптационных модулей.
  • Развитие сетевых технологий для реализации адаптированных программ высшего образования студентов с инвалидностью.

 

 

4. Психолого-педагогические аспекты инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ

  • Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ
  • Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ
  • Реабилитационно-образовательная среда инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ
  • Профессионально важные качества преподавателей, необходимые для работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ

В программу могут быть включены и другие вопросы по желанию участников программы.

 

Формы проведения курсов:

  • Могут быть организованы вебинары по отдельным темам;
  • Очный формат участия (2 дня, 16 часов)
  • Очно-дистанционный формат (16 часов очно, 16 часов вебинаров, 36 часов – самостоятельная работа в электронном деканате)
  • Дистанционный формат (24 часа вебинаров, 48 часов – самостоятельно в электронном деканате)
  • Полностью дистанционно (72 часа – работа в электроном деканате с видеокурсами лекций, учебными материалами)

 

Все эти формы могут быть также реализованы по заказу отдельных вузов (с выездом преподавателей).

 

Технологии обучения:

В программе повышения квалификации активно применяются следующие формы и технологии обучения: очные лекции, консультации; лекции с трансляцией; интернет лекции, вебинары, интернет семинары, телемосты с зарубежными специалистами,; форумы.

                Для полноценного участия создан электронный деканат (ЭД), где у каждого слушателя есть персональный кабинет.  В ЭД  размещены видеозаписи, учебные материалы, презентации, тестовые задания. Все основные мероприятия записываются и выкладываются в ЭД.

 

Преподаватели: для проведения занятий привлекаются ведущие специалисты России по проблеме инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ: Айсмонатс Б.Б. – кан. пед. наук, проф., декан ФДО МГППУ; Мартынова Е.А. – докт. пед. наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики  ЧелГУ; Рощина М.А. – канд. социол. наук, руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и др.

 

Участники получают удостоверение о повышении квалификации,

а также  комплект информационных материалов на электронном носителе.

 

В программу могут быть включены и другие вопросы по желанию участников программы.

 

 

Преподаватели: для проведения занятий привлекаются ведущие специалисты России по проблеме инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ: Айсмонтас Б.Б. – кан. пед. наук, проф., декан ФДО МГППУ; Мартынова Е.А. – докт. пед. наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики  ЧелГУ; Рощина М.А. – канд. социол. наук, руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и др.

 

Участники получают удостоверение о повышении квалификации ИРДПО  (http://irdpo.ru/)

 

Информация и регистрация на сайте ИРДПО  http://www.irdpo.ru/main/492-inklyuzivnoe-obrazovanie-studentov-s-invalidnostyu-i-ovz-v-vuze.html


 [d1]Можно добавить вопрос « Как выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающихся с ОВЗ?»

 [RbD2]