ФДО МГППУ и ИРДПО проводит курсы повышения квалификации на тему «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе»
Факультет дистанционного обучения МГППУ вместе с ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования» проводит курсы повышения квалификации на тему «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе»
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273) в целях реализации права каждого человека на образование образовательными организациями должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
Статья 79 ФЗ-273 обязывает профессиональные образовательными организациями и образовательные организации высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Профессиональные стандарты в сфере образования, предъявляющие требования к педагогическим работникам, вступают в силу 1 января 2017 года.
Педагогические работники в зависимости от должности должны владеть соответствующими трудовым функциям профессиональных стандартов. В том числе уметь создавать специальные условий для лиц с ОВЗ, владеть специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
Чем определяется содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с инвалидностью и ОВЗ?
Что включают в себя и как создаются специальные условия для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ?
Что такое адаптированная образовательная программа и как ее разработать?
Как организовать учебную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися и (или) в отдельных классах, группах?
Как правильно применять дистанционные образовательные технологии для организации образовательного процесса с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ?
Как выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающихся с инвалидностью и ОВЗ?
Как правильно с психологической точки зрения построить взаимодействие с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ?[d1] [RbD2]
На эти и многие другие вопросы получат ответы руководители, специалисты и педагогические работники образовательных организаций на семинаре в г. Москве, который проводит Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования» (ФГБОУ ДПО «ИРДПО») при участии представителей Министерства образования и науки Российской Федерации.
В программу включены следующие темы:
1. Теоретические и практические вопросы инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ с использованием дистанционных технологий
- Доступность высшего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ
- Нормативно-правовые аспекты инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ
- Анализ опыта обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в России
- Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ
- Особенности дистанционного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ
2. Общие и специфические особенности обучения студентов с различными нозологиям
- Особенности обучения и социализации студентов с нарушениями слуха
- Особенности обучения и социализации студентов с нарушениями зрения
- Особенности обучения и социализации студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с инвалидностью и ОВЗ:
- Методические рекомендации по разработке адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
- Особенности разработки и реализации адаптационных модулей.
- Развитие сетевых технологий для реализации адаптированных программ высшего образования студентов с инвалидностью.
4. Психолого-педагогические аспекты инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ
- Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ
- Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ
- Реабилитационно-образовательная среда инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ
- Профессионально важные качества преподавателей, необходимые для работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ
В программу могут быть включены и другие вопросы по желанию участников программы.
Формы проведения курсов:
- Могут быть организованы вебинары по отдельным темам;
- Очный формат участия (2 дня, 16 часов)
- Очно-дистанционный формат (16 часов очно, 16 часов вебинаров, 36 часов – самостоятельная работа в электронном деканате)
- Дистанционный формат (24 часа вебинаров, 48 часов – самостоятельно в электронном деканате)
- Полностью дистанционно (72 часа – работа в электроном деканате с видеокурсами лекций, учебными материалами)
Все эти формы могут быть также реализованы по заказу отдельных вузов (с выездом преподавателей).
Технологии обучения:
В программе повышения квалификации активно применяются следующие формы и технологии обучения: очные лекции, консультации; лекции с трансляцией; интернет лекции, вебинары, интернет семинары, телемосты с зарубежными специалистами,; форумы.
Для полноценного участия создан электронный деканат (ЭД), где у каждого слушателя есть персональный кабинет. В ЭД размещены видеозаписи, учебные материалы, презентации, тестовые задания. Все основные мероприятия записываются и выкладываются в ЭД.
Преподаватели: для проведения занятий привлекаются ведущие специалисты России по проблеме инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ: Айсмонатс Б.Б. – кан. пед. наук, проф., декан ФДО МГППУ; Мартынова Е.А. – докт. пед. наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ЧелГУ; Рощина М.А. – канд. социол. наук, руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и др.
Участники получают удостоверение о повышении квалификации,
а также комплект информационных материалов на электронном носителе.
В программу могут быть включены и другие вопросы по желанию участников программы.
Преподаватели: для проведения занятий привлекаются ведущие специалисты России по проблеме инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ: Айсмонтас Б.Б. – кан. пед. наук, проф., декан ФДО МГППУ; Мартынова Е.А. – докт. пед. наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ЧелГУ; Рощина М.А. – канд. социол. наук, руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и др.
Участники получают удостоверение о повышении квалификации ИРДПО (http://irdpo.ru/)
Информация и регистрация на сайте ИРДПО http://www.irdpo.ru/main/492-inklyuzivnoe-obrazovanie-studentov-s-invalidnostyu-i-ovz-v-vuze.html