28 февраля 2017 г. состоялась лекция Фридмана В.С. «Социальное угнетение и освобождение: психобиологические механизмы»

28 февраля 2017 г. состоялась лекция Фридмана В.С. «Социальное угнетение и освобождение: психобиологические механизмы»

 «Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут».

Ежи Лец

 

28 февраля в рамках лектория «Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология-мифы и реальность» состоялась очередная встреча с канд. биол. наук Фридманом В.С., который в своей очень интересной, насыщенной информацией лекции, охватывающей области не только социальной психологии, но и социологии, политической психологии, этологии человека, этнопсихологии, нейропсихологии и т.д., раскрыл основные особенности психо-биосоциальных механизмов угнетения (классовое неравенство, антагонизм) с точки зрения современного системного, междисциплинарного научного подхода. Все мы, изучая дисциплины, связанные с человеческой психикой, исходим из того, что психическая, социальная жизнь людей есть интериоризированные качества\комплексы, приобретенные, формирующиеся социумом, зависящие от средового (в подавляющей степени социального) влияния, согласно культурно-исторической концепции развития психики (культурно-ист. школа Выготского, Рубинштейна, Лурия, Леонтьева. Отдельную личность, так и народы можно рассматривать, как «продукт» общества (культуры, макро и микросоциума). Каждой общественно-экономической формации присущ свой тип культуры, как исторической целостности. В связи со сменой общественно-экономических формаций происходит изменение типов культуры, это не означает разрыва в развитии культур, уничтожения старой культуры, отказа от культурного наследия и традиций, ибо каждая новая формация с необходимостью наследует культурные достижения предшествующей, включая их в новую систему общественных отношений. Культура, как мы понимаем, явление общечеловеческое и классовое. «Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчинёнными господствующему классу» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 46).

На что мы, как практические психологи, можем обратить внимание из прекрасно изложенного лектором научного материала? И что мы хотели бы добавить к тщательно подобранному и изложенному В.С. Фридманом материалу, как дополнительные данные, иллюстрирующие приведенные в лекции аргументы. Психически здоровый ребенок (не имеющий органических поражений мозга) рождается с потенциальной способностью стать эмоционально благополучным гармоничным человеком и прожить счастливую жизнь. Однако обстоятельства и среда (общество), в которую попадает ребенок после рождения, далеко не всегда позволяют ему развить эту способность. Но, «общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого», как говорил Сенека. Существует множество определений этого понятия, но, в целом, можно рассматривать общество, как некую систему, внутри которой все взаимосвязано: экономическая, социальная, политическая и духовная сферы. Все они тесно переплетаются между собой, взаимодействуют друг с другом. И, если в каком-либо обществе намечается некий кризис в одной из сфер, то этот кризис будет затрагивать все остальные составные части. А поскольку именно государство регулирует общественные отношения, если кризис начинается с управления экономикой, политикой, то он неразрывно отражается на социальной и духовной сферах. В свою очередь после этого еще больше страдает экономика государства, т.к. без нормальных социальных взаимоотношений не могут протекать какие-либо экономические процессы.

Отметим еще раз крайне негативную роль бедности для развития общества в целом и для каждого человека, вне зависимости от социального и материального статуса. Как убедительно показано в лекции, социальные гарантии, обеспечивающие здоровье, достойное современное образование, правовая и социальная защита, т.е. комфортные условия жизни всем членам общества, в итоге, экономически выгодны самому институту государства и всем гражданам.

 Отображается файл "лекция28ф Фридман (1).jpg"

«Нейрогенетики из Университета Дьюка обнаружили, что эпигенетические изменения в ДНК подростков, связанные с более низким социоэкономическим статусом их семей, коррелируют с изменениями в работе мозга. Точнее, увеличивается активность миндалевидного тела — области мозга, активно участвующей в реакции на стрессовые ситуации. Авторы отмечают, что эти изменения у подростков из семей, в которых отмечались случаи депрессии, увеличивают риск появления симптомов депрессии у самих подростков, и наоборот. Исследование опубликовано в журнале Molecular Psychiatry, кратко о нем сообщает Nature.

Новое исследование — продолжение предыдущей работы авторов, в которой удалось показать связь между эпигенетическими изменения и бедностью. В нем участвуют 132 европеоидных подростка возрастом от 11 до 15 лет. В течение трех лет ученые три раза забирали у участников эксперимента анализы крови, искали у них симптомы депрессии, а также тестировали активность мозга. В особенности авторы обратили внимание на участок ДНК, соответствующий гену SLC6A4 и его окружению. Этот ген отвечает белку, играющему важную роль в транспортировке серотонина в нейроны — он участвует в обратном захвате нейромедиатора. Важно отметить, что повышенный или пониженный уровень серотонина — один из факторов, связанных с психическими расстройствами. Так, его нехватка связана с депрессивными состояниями.

Исследователи обнаружили, что низкий социоэкономический статус подростков коррелировал с более сильным увеличением степени метилирования промотора гена SLC6A4 от первого забора проб ко второму. Связь между этими факторами ранее наблюдалась на выборке 388 афро-американских детей.

Кроме генетической составляющей ученые анализировали активность мозга подростков. Для этого участникам демонстрировали фотографии испуганных лиц, и сканировали их мозг с помощью МРТ. Известно, что у людей, чувствительных к угрозам, при этом наблюдается более высокая активность в миндалевидном теле мозга. Среди участников исследования обнаружилась корреляция между ростом степени метилирования и повышением активности миндалевидного тела.

В дальнейшем ученым удалось продемонстрировать, что рост активности миндалевидного тела может предсказывать усиление симптомов депрессии у подростков, находящихся в группе риска.

Как отмечает Nature, эта работа важна тем, что демонстрирует долгосрочное влияние на организм человека слабо выраженного с точки зрения стресса фактора — низкого социоэкономического статуса. Аналогичные исследования эпигенетических изменений проводились, к примеру, для более выраженных стрессовых ситуаций — случаев жестокого обращения с детьми. В случае, если результаты нового исследования подтвердятся на крупных выборках, у генетиков появится новый маркер, свидетельствующий о риске возникновения депрессивных состояний у подростков. Он может стать перспективной целью для интервенции и предотвращения таких состояний.» (по материалам https://nplus1.ru/news/2016/05/25/poverty-methylation )

 «По любым социальным меркам бедные не могут воспользоваться теми преимуществами, которые доступны более состоятельным. Очевидными факторами здесь являются питание, жилье и медицинское обслуживание. Как показали исследования, даже в условиях бесплатной медицины, используя свое социальное влияние и знания, средний класс имеет привилегированный доступ к тому, что есть: они знают куда идти, к кому обратиться и что необходимо для поддержания своего здоровья и здоровья семьи. Бедные же семьи не обладают достаточным потенциалом даже для того, чтобы управлять своей собственной жизнью... Научные исследования показали, что при таких условиях депрессия является обычным явлением у матерей, высок уровень социальной изоляции и отчуждения, а отношения к детям характеризуются резкостью и непоследовательностью. Проблемы безработицы, низкооплачиваемой и нестабильной работы усиливают общий уровень невзгод.

Поэтому бедность является плодородной почвой для развития психиатрических проблем у детей».

(Никол Р. Практическое руководство по детско-юношеской психиатрии. Британский подход. Екатеринбург: Издательство УралИНКО, УралЦДИ, 2001. 224 с)

Руководитель проекта – Жукова Наталия

Ссылка на видео лекции 28 февраля: https://youtu.be/-JwhsejdCZk

Информация о лектории: http://fdomgppu.ru/node/105764

Отчеты о проведенных встречах: см. сайт ФДО МГППУ http://fdomgppu.ru/node/105764

пси-пресс http://psypress.ru/events/27641.shtml

5 октября состоялась первая встреча-лекция «Современная психофизиология» в рамках дискуссионного научно-популярного лектория МГППУ «Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология-мифы и реальность».

Видеозапись трансляции https://www.youtube.com/watch?v=EESEsqHdyJ8

«Человеческий язык — что в нем уникального?» С.В. Бурлак– известный российский лингвист, профессор РАН, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка, специалист по тохарским языкам.

http://www.childpsy.ru/conf/35762/

Фридман В.С. «Интеллект: среда или гены?» http://fdomgppu.ru/node/110547

http://fdomgppu.ru/node/117502

17 февраля состоялась лекция Давыдовой Е.Ю. на тему «Когнитивные инструменты психогенетики или что мы действительно знаем о наследовании интеллекта»

http://fdomgppu.ru/node/117554

 

Жукова Н., студентка ФДО МГППУ, 4 курс, руководитель научно-дискуссионного лектория