Выступление Б.Б. Айсмонтаса на V Московском съезде общественных организаций, работающих с молодыми инвалидами, «Культура +» 25 ноября 2013 г.

Сегодня все больше молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стремятся получить среднее и высшее профессиональное образование. И это очень отрадно, так как в образовательном пространстве люди с ОВЗ приобретают новые смыслы жизни, меняются их жизненные ориентации. Как показывает опыт обучения на факультете дистанционного обучения МГППУ, даже за год обучения студенты существенно меняются.  Медиками, психологами, учеными неоднократно доказано, что образование является очень важным ресурсом развития людей, тем более людей с ОВЗ. Однако могло быть и больше молодых людей в системе профессионального образования, если бы они не боялись вступительных испытаний, если они не сомневались бы, что смогут учиться в вузе.  Их опасения не случайны. Ведь ряд выпускников школ надомного обучения не уверены в своей готовности обучаться в вузах,  так как у многих из них недостаточно высокий уровень компетентности, недостаточно развиты познавательные способности. К тому же сегодня хотят учиться люди с ОВЗ, которые уже давно закончили школу.
В связи с этим  очень важно создавать условия для предварительной  подготовки молодых людей к обучению в вузе. Одной из таких форм подготовки может быть создание подготовительной программы.  В рамках данной программы абитуриенты могли бы повысить уровень своих знаний в области вступительных испытаний, профориентации. Очень важным аспектом такой программы должно быть формирование учебно-профессиональной мотивации поступления в вузы. На факультете дистанционного обучения МГППУ такая программа существует уже третий год, и она подтвердила  свою целесообразность. Благодаря данной программе молодые люди имеют возможность повысить свой общекультурный уровень, получить психологическую и психолого-педагогическую помощь. Для абитуриентов проводятся реальные и "виртуальные" дни открытых дверей, специальные интернет-семинары о сущности дистанционного обучения, перспективах профессионального трудоустройства. Кроме того, они имеют возможность участвовать в различных мероприятиях факультета наряду со всеми студентами.
После поступления абитуриентов  в вуз возникает другая, не менее важная задача – решить вопрос, как учить студентов с ОВЗ. Эта проблема осложняется, если в вуз поступают молодые люди с различными нозологиями. Сегодня, например, практически не решен вопрос совместного с остальными студентами обучения незрячих или слабовидящих студентов, молодых людей с проблемами зрения. Каждое учебное заведение, как правило, пытается самостоятельно решать эти вопросы. Но без поддержки найти правильные ответы на эти вопросы часто бывает не под силу. Для этого необходимо объединять усилия, искать решение совместно.
Одной из форм такого сотрудничества может стать создание Городского ресурсного центра обучения студентов с ОВЗ. Такой центр занимался бы созданием методологии, методик и технологий профессионального образования студентов с ОВЗ с различными нозологиями. Сейчас необходим тщательный и внимательный анализ уже имеющегося опыта. Вузы, колледжи, осуществляющие профессиональную подготовку студентов с ОВЗ, сегодня должны стать опытно-экспериментальными площадками для изучения такого опыта, апробации новых моделей и подходов к обучению данного контингента студентов. К сожалению, на уровне города пока нет такой площадки для консолидации усилий,  объединения специалистов в области образования молодых людей с ОВЗ на всех уровнях профессиональной подготовки.
Качество профессионального образования зависит также от комплексного решения возникающих задач. При решении задач обучения необходимо одновременно иметь  в виду задачи и медицинского характера, социокультурной реабилитации, социализации и интеграции в общество, будущего профессионального трудоустройства и др. Но решение этих и многих других задач связано с  работой различных ведомств, министерств,  департаментов. Однако сегодня нет структуры, посредством которой можно было обсуждать, а тем более – решать такие задачи. В связи с этим возникает острая необходимость создания Координационного совета по межведомственному взаимодействию в решении различных проблем профессионального образования лиц с ОВЗ. Кстати, такого рода необходимость нередко возникает и на уровне отдельных учебных заведений.
Подтверждение актуальности этой проблемы мы видим и на данном съезде. Уже пятый съезд, как отсутствуют представители Департамента образования города Москвы, представители  других департаментов и ведомств. Мне хотелось бы сегодня обратиться ко многим из них с просьбой помочь в решении многих проблем молодых инвалидов, которые учатся в вузах. Но, к сожалению, практически обратиться не к кому …
На этапе профессионального образования возникает острая необходимость работы и с родителями студентов с ОВЗ. Ведь решение многих проблем напрямую зависит от  позиции родителей. В частности, насколько они готовы к тому, чтобы их сын или дочь работали после окончания колледжа или вуза? Вопрос нетривиальный. Решение многих вопросов социализации и интеграции их детей в общество тоже нередко упирается в убеждения и установки родителей. Большинство родителей детей с ОВЗ остро нуждаются в психологической поддержке и помощи. Не секрет, что для большинства из них характерен эффект эмоционального выгорания. Самостоятельно справиться с комплексом психологических проблем им практическим невозможно. На факультете дистанционного обучения имеется опыт такой работы с родителями. Для них организуются выездные семинары, тренинги, проводятся  интернет-конференции. Данный опыт целесообразно распространить и на родителей детей-школьников и дошкольников с ОВЗ. В связи с этим представляется целесообразным создание совместного Родительского лектория.  В его задачи входили бы психолого-педагогическое просвещение родителей, психологическое консультирование, поддержка и т.п. Эту задачу могли бы взять на себя вузы. Ведь они сегодня должны выступать в качестве ресурсных центров для всех людей с инвалидностью. У них имеется материально-техническая база, кадровый потенциал, финансовые ресурсы. Данный лекторий мог бы проводиться с использованием современных ИКТ средств.  Интернет-конференции позволяют охватить достаточно большое количество людей, проведение интернет-трансляций встреч, тренингов  тоже сегодня не представляет больших трудностей.
После окончания колледжей, вузов выпускники с ОВЗ нередко сталкиваются с серьезными проблемами трудоустройства. Сегодня нужна другая методология и методика трудоустройства выпускников. Ведь формирование профессиональной мотивации  –  это сложный и многоплановый процесс. С первых дней обучения в колледже и вузе студент должен видеть профессиональную перспективу. Если нет такой перспективы, то резко падает его мотивация к  учебе. Студент должен видеть и трудности его профессиональной перспективы. Для того чтобы он был хоть как-то востребован на рынке труда, он должен быть яркой личностью, у него должна преобладать мотивация достижения успеха, он должен быть целеустремленным. Если на каждом шагу он будет пытаться отстаивать свои права как инвалид,  требовать создать для него исключительные условия для работы и т.п., то ни один работодатель не захочет иметь дело с ним. Но молодые люди с ОВЗ, приходящие в сферу профессионального образования, не имеют, как правило, никакого опыта выстраивания отношений с работодателями. У них практически отсутствует опыт трудовой деятельности. Не менее важно и то, что при поступлении в вузы у них нет жесткой установки на полноценный труд. Многие из них надеются на всяческую поддержку государства, родственников, родителей. Преодолеть такие стереотипы очень сложно. Нужна длительная и комплексная работа по формированию профессиональной мотивации к трудовой деятельности. Здесь тоже нужны другая методология, другой подход. Для решения этих и других проблем, связанных с трудоустройством выпускников колледжей, техникумов, вузов, целесообразно создать Городской ресурсный  центр по трудоустройству выпускников с ОВЗ.
Эти и многие другие проблемы требуют совместных усилий государственных, общественных организаций, учебных заведений. Данные проблемы можно решить только сообща, с добрым сердцем и чистой совестью. И не надо на этом строить себе карьеру, делать бизнес, пытаться определить, кто первый и самый главный. При решении этих и других проблем работы хватит  всем. Главное – работать по совести  и с полной отдачей.
Резюмируя сказанное, хотелось бы выделить следующие основные предложения:

  1. Целесообразно создать городской ресурсный центр по профессиональному образованию лиц с ОВЗ.
  2. Целесообразно создать на уровне города Подготовительную программу для лиц, желающих получить профессиональное образование.
  3. Необходимо создать профориентационный центр для учащихся с ОВЗ. Целесообразно создать портал, где для учащихся с ОВЗ была бы представлена вся необходимая информация об образовательных учреждениях, программах, условиях поступления и т.п.
  4. Необходимо создать Координационный совет по профессиональному образованию студентов с ОВЗ.
  5. Необходимо создать родительский лекторий для родителей детей и студентов с ОВЗ.