Вышла монография Айсмонтаса, Б.Б., Уддин, Мд А. "Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ)"

Айсмонтас, Б.Б., Уддин, Мд А. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ) / Б.Б. Айсмонтас, Мд. А. Уддин : Монография. - М., 2014. ­- 222  с.
 
 
 
В монографии представлены результаты эмпирического исследования личностных и мотивационных особенностей студентов-психологов, обучающихся очно и дистанционно. Данное исследование проводилось на кафедре психологии и педагогики дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета.
 
 
Рецензенты:
Пряжников Н.С., доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
 
Агапов В.С., доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
 
 
Изменения, стремительно происходящие в современном мире, непосредственно связаны с вузовским образованием, цель которого — формирование личности с творческим потенциалом, ориентированной на высокие профессиональные достижения. В современных условиях рынок труда предъявляет более высокие требования к специалистам с высшим образованием и их конкурентоспособности. На подготовку такого специалиста нацелены новые стандарты высшего профессионального образования, базирующиеся на компетентностном подходе и  предполагающие формирование у студентов ряда общекультурных и профессиональных компетенций. Это предъявляет новые требования как к процессу обучения, так и к самим студентам. Для успешного обучения, помимо когнитивных способностей,  повышается значимость таких качеств, как ответственность, самостоятельность, организованность (что связано с возрастанием объема самостоятельной работы студентов), коммуникативные способности, возрастает роль мотивации. Подчеркивается необходимость формирования и развития качеств, которые помогут молодому человеку найти свое место, быть успешным в выбранной профессии, развиваться и совершенствоваться. В новом стандарте в качестве одной из общекультурных компетенций   выделена способность к саморазвитию, повышению своей  квалификации  и мастерства. Развитие потенциала личности выступает принципом современной парадигмы образовательной системы. В этой связи вопросы, связанные  с  саморазвитием, самообразованием,  самоактуализацией, саморегуляцией в учебном процессе, а также мотивацией к профессиональному развитию  в студенческом возрасте, приобретают особую актуальность.
Развитие данных качеств невозможно без разработки новых технологий к  высшему профессиональному образованию, в том числе и дистанционных. Кроме того, когда высшее образование реализуется преимущественно с использованием дистанционных образовательных технологий, проблема создания оптимальных условий для саморазвития личности студента в соот­ветствии с принципами новой образовательной парадигмы обретает особую актуальность и остроту. Связано это, прежде всего, с тем, что дидактика дис­танционного обучения изначально ориентирована на активную роль студен­та, на его внутреннюю мотивацию и осознанное желание получить необхо­димые знания, что предполагает достижение им определенного уровня ин­теллектуального и личностного развития. Обучение в системе ДО студента, не обладающего развитыми субъектными качествами, не имеющего навыков самоменеджмента, не располагающего необходимым уровнем саморегуляции, самоконтроля,  культуры ум­ственного труда т.д., представляется весьма проблематичным.
Поэтому актуальность исследования определяется необходимостью изучения личностных и мотивационных особенностей студентов, обучающихся на основе дистанционных образовательных технологий с целью повышения эффективности их обучения. 
Анализ литературы по теме исследования показал, что психологические основы дистанционного обучения еще мало разработаны и находятся на стадии становления. Несколько лет назад специалисты стали уделять большее внимание этой теме, но, в основном, в их исследованиях рассматривались отдельные стороны вопроса: психологопедагогические проблемы компьютеризации (Е.И. Машбиц, 1987; A.B. Петровский, H.H. Нечаев, 1987); взаимоотношения между участниками учебного процесса (Э.Г. Скибицкий, Л.И. Холина, 1999); новые аспекты отношений «человек-машина» (В.В.Харченко);психологические проблемы, возникающие в процессе дистанционного обучения (В.И. Солдаткин и др., 2002); особенности восприятия (Э.А. Манушин, 2000, 2001); мотивационная сфера образовательной деятельности студентов и использование авторских модификаций тестов Д. Джексона, В. Гарбузова, И. Сенина (В.Т. Волов и др., 2000); проблема психолого-познавательных барьеров (А.И. Пилипенко, Н.В. Мараховская, 2001); когнитивный подход к обучению (B.C. Идиатулин, 2006); эмоциональный фактор восприятия учебного материала (A.B. Исаев, 2008).
Ряд ученых изучали различные психологические, психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Среди них можно перечислить следующие: формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения (М.В. Храмова), профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе дистанционного образования (Э.А. Тихонов), формирование самоконтроля как личностного качества обучаемого в дистанционном образовании (О.А. Охлопкова),  особенности личностно-ориентированного обучения на основе дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании (В.В. Кравцов), реализация индивидуального подхода в условиях дистанционного образования (Т.А. Фадеева) и др.
Различные аспекты организации самостоятельной работы студентов изучали: Э.Б. Новикова - вопросы организации самостоятельной работы студентов на основе дистанционного обучения и метода проектов; Ю.А. Дубровская - педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения; С.М. Абрамов - генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения; Е.Г. Жданова - педагогические условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов образовательных учреждений СПО средствами дистанционного обучения; Л.Н. Починалина - педагогическое обеспечение самостоятельной работы студентов ВУЗа в условиях дистанционного обучения и др.
Вышесказанное выдвинуло проблемуизучения уровня личностного и мотивационного развития студентов вуза в условиях педагогического процесса, реализуемого посредством дистанционных образовательных технологий.
Общетеоретическим основанием нашего исследования  являются общепсихологические принципы: принцип единства сознания личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), принцип развития (Л.С. Выготский).  
Теоретической основой исследования выступили труды российских и зарубежных исследователей, в которых раскрываются: фундаментальные работы в следующих областях: соотношение обучения и развития (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.);  идеи гуманистической и экзистенциальной психологии о роли творческого самоопределения и самоактуализации в жизни человека (А. Маслоу, К. Род­жерс, Э. Фромм, Ф. Перлз и др.); концепция субъективности, представленная в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова; исследование о теории активности, познавательной деятельности итворчества (Н.И. Булаев, В.Т. Волов, Л.С. Выготский, В.Г. Кинеев, С.Л. Рубинштейн и др.); исследование о структуре и особенностях организации учебной деятельности студентов (В.О. Алексеев, В.П. Беспалько, В.Г. Гузеев, Г.Л. Ильин, М.В. Кларин, Н.Г. Милорадов, А.В. Хуторской и др.); научные труды А.А. Андреева, В.Ф. Горнева, Ю.П. Господарик, Ж.Н. Зайцевой, В.Г. Кинелева, О.П. Околелова, Е.С. Полат, А.Д. Савельева, В.И. Солдаткина, В.М. Филиппова, В.П. Тихомирова и др., посвященные проблемам дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Мы предположили, что что у студентов дистанционного обучения по сравнению со студентами очного обучения более выражена мотивация достижения и  характерен более высокий уровень самоактуализации.
В качестве частных гипотез выдвигаем следующие предположения:

  1. в мотивации учебной деятельности доминируют профессиональные мотивы;
  2.  существуют значимые различия в личностных профилях студентов дистанционного обучения с различными уровнями мотивации достижения и успеваемости.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами поставлены следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования с целью обосновать личностные и мотивационные особенности студенческого возраста, а также дать психологическую оценку эффективности системы дистанционного образования, что обеспечивает распространение принципов данного вида обучения на высшую школу.

  1. Осуществить подбор комплекса психодиагностических методик с целью выявления личностных и мотивационных особенностей у студентов при дистанционной и очной формах обучения.
  2. Выявить различия личностных и мотивационных особенностей студентов, обучающихся на разных формах обучения.
  3. Выявить различия динамики личностных и мотивационных особенностей студентов, обучающихся на разных формах и этапах обучения
  4. Определить особенности взаимосвязи личностных и мотивационных особенностей студентов-психологов на разных формах обучения.

В исследовании использовались такие общенаучные методы как обобщение, сравнение, теоретический анализ философской, педагоги­ческой и психологической литературы, нормативных и инструктивных документов РФ; эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анке­тирование; психологические методы: анкетирование и личностные опросники. Для выявления личностных особенностей студентов –  самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загик, М.В.Кроз),  тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинда, методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова). Для диагностики учебной мотивации студентов применялась методика А.А.Реан и В.А.Якунина, в модификации Н.Ц.Бадмаевой, для диагностики мотивации достижения –  тест-опросник мотивации достижения и боязни неудач А. А. Реана.
При математической обработке результатов использовались показатели описательной статистики, методы анализа номинативных данных (анализ таблиц сопряженности, χ² Пирсона), метод корреляционного анализа (коэффициент корреляции r-Пирсона), непараметрические методы сравнения выборок (Н-критерий Краскала-Уоллеса), многомерные методы анализа данных (кластерный анализ («Average Linkage») и факторный анализ («Анализ главных компонент»)).
Исследование проводилось на базе психологических факультетов МГППУ и факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета (ФДО МГППУ). В исследовании принимало участие 278 студентов.
Практическая значимость работы состоит в исследовании новых форм вузовского обучения, выявлении их специфики по сравнению с традиционными, а также их влиянии на личностное и мотивационное развитие обучающихся.  Полученные результаты могут быть применены при разработке курсов лекций, спецкурсов, практических заданий, а также в практике проведения занятий со студентами вузов, колледжей, на курсах повышения квалификации педагогических кадров, в работе консультационно-просветительских служб, организуемых для студентов и родителей, а также преподавателей, работающих в сфере ДО.
 
Материалы монографии могут быть использованы как в образовательном процессе высших учебных заведений, так и других образовательных учреждений, практикующих дистанционные образователь­ные технологии, а также в процессе подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава к работе в условиях дистанционного обучения.