Вышла монография Айсмонтаса, Б.Б., Уддин, Мд А. "Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ)"
Айсмонтас, Б.Б., Уддин, Мд А. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ) / Б.Б. Айсмонтас, Мд. А. Уддин : Монография. - М., 2014. - 222 с.
В монографии представлены результаты эмпирического исследования личностных и мотивационных особенностей студентов-психологов, обучающихся очно и дистанционно. Данное исследование проводилось на кафедре психологии и педагогики дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета.
Рецензенты:
Пряжников Н.С., доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Агапов В.С., доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Изменения, стремительно происходящие в современном мире, непосредственно связаны с вузовским образованием, цель которого — формирование личности с творческим потенциалом, ориентированной на высокие профессиональные достижения. В современных условиях рынок труда предъявляет более высокие требования к специалистам с высшим образованием и их конкурентоспособности. На подготовку такого специалиста нацелены новые стандарты высшего профессионального образования, базирующиеся на компетентностном подходе и предполагающие формирование у студентов ряда общекультурных и профессиональных компетенций. Это предъявляет новые требования как к процессу обучения, так и к самим студентам. Для успешного обучения, помимо когнитивных способностей, повышается значимость таких качеств, как ответственность, самостоятельность, организованность (что связано с возрастанием объема самостоятельной работы студентов), коммуникативные способности, возрастает роль мотивации. Подчеркивается необходимость формирования и развития качеств, которые помогут молодому человеку найти свое место, быть успешным в выбранной профессии, развиваться и совершенствоваться. В новом стандарте в качестве одной из общекультурных компетенций выделена способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Развитие потенциала личности выступает принципом современной парадигмы образовательной системы. В этой связи вопросы, связанные с саморазвитием, самообразованием, самоактуализацией, саморегуляцией в учебном процессе, а также мотивацией к профессиональному развитию в студенческом возрасте, приобретают особую актуальность.
Развитие данных качеств невозможно без разработки новых технологий к высшему профессиональному образованию, в том числе и дистанционных. Кроме того, когда высшее образование реализуется преимущественно с использованием дистанционных образовательных технологий, проблема создания оптимальных условий для саморазвития личности студента в соответствии с принципами новой образовательной парадигмы обретает особую актуальность и остроту. Связано это, прежде всего, с тем, что дидактика дистанционного обучения изначально ориентирована на активную роль студента, на его внутреннюю мотивацию и осознанное желание получить необходимые знания, что предполагает достижение им определенного уровня интеллектуального и личностного развития. Обучение в системе ДО студента, не обладающего развитыми субъектными качествами, не имеющего навыков самоменеджмента, не располагающего необходимым уровнем саморегуляции, самоконтроля, культуры умственного труда т.д., представляется весьма проблематичным.
Поэтому актуальность исследования определяется необходимостью изучения личностных и мотивационных особенностей студентов, обучающихся на основе дистанционных образовательных технологий с целью повышения эффективности их обучения.
Анализ литературы по теме исследования показал, что психологические основы дистанционного обучения еще мало разработаны и находятся на стадии становления. Несколько лет назад специалисты стали уделять большее внимание этой теме, но, в основном, в их исследованиях рассматривались отдельные стороны вопроса: психолого–педагогические проблемы компьютеризации (Е.И. Машбиц, 1987; A.B. Петровский, H.H. Нечаев, 1987); взаимоотношения между участниками учебного процесса (Э.Г. Скибицкий, Л.И. Холина, 1999); новые аспекты отношений «человек-машина» (В.В.Харченко);психологические проблемы, возникающие в процессе дистанционного обучения (В.И. Солдаткин и др., 2002); особенности восприятия (Э.А. Манушин, 2000, 2001); мотивационная сфера образовательной деятельности студентов и использование авторских модификаций тестов Д. Джексона, В. Гарбузова, И. Сенина (В.Т. Волов и др., 2000); проблема психолого-познавательных барьеров (А.И. Пилипенко, Н.В. Мараховская, 2001); когнитивный подход к обучению (B.C. Идиатулин, 2006); эмоциональный фактор восприятия учебного материала (A.B. Исаев, 2008).
Ряд ученых изучали различные психологические, психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Среди них можно перечислить следующие: формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения (М.В. Храмова), профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе дистанционного образования (Э.А. Тихонов), формирование самоконтроля как личностного качества обучаемого в дистанционном образовании (О.А. Охлопкова), особенности личностно-ориентированного обучения на основе дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании (В.В. Кравцов), реализация индивидуального подхода в условиях дистанционного образования (Т.А. Фадеева) и др.
Различные аспекты организации самостоятельной работы студентов изучали: Э.Б. Новикова - вопросы организации самостоятельной работы студентов на основе дистанционного обучения и метода проектов; Ю.А. Дубровская - педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения; С.М. Абрамов - генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения; Е.Г. Жданова - педагогические условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов образовательных учреждений СПО средствами дистанционного обучения; Л.Н. Починалина - педагогическое обеспечение самостоятельной работы студентов ВУЗа в условиях дистанционного обучения и др.
Вышесказанное выдвинуло проблемуизучения уровня личностного и мотивационного развития студентов вуза в условиях педагогического процесса, реализуемого посредством дистанционных образовательных технологий.
Общетеоретическим основанием нашего исследования являются общепсихологические принципы: принцип единства сознания личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), принцип развития (Л.С. Выготский).
Теоретической основой исследования выступили труды российских и зарубежных исследователей, в которых раскрываются: фундаментальные работы в следующих областях: соотношение обучения и развития (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.); идеи гуманистической и экзистенциальной психологии о роли творческого самоопределения и самоактуализации в жизни человека (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Ф. Перлз и др.); концепция субъективности, представленная в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова; исследование о теории активности, познавательной деятельности итворчества (Н.И. Булаев, В.Т. Волов, Л.С. Выготский, В.Г. Кинеев, С.Л. Рубинштейн и др.); исследование о структуре и особенностях организации учебной деятельности студентов (В.О. Алексеев, В.П. Беспалько, В.Г. Гузеев, Г.Л. Ильин, М.В. Кларин, Н.Г. Милорадов, А.В. Хуторской и др.); научные труды А.А. Андреева, В.Ф. Горнева, Ю.П. Господарик, Ж.Н. Зайцевой, В.Г. Кинелева, О.П. Околелова, Е.С. Полат, А.Д. Савельева, В.И. Солдаткина, В.М. Филиппова, В.П. Тихомирова и др., посвященные проблемам дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Мы предположили, что что у студентов дистанционного обучения по сравнению со студентами очного обучения более выражена мотивация достижения и характерен более высокий уровень самоактуализации.
В качестве частных гипотез выдвигаем следующие предположения:
- в мотивации учебной деятельности доминируют профессиональные мотивы;
- существуют значимые различия в личностных профилях студентов дистанционного обучения с различными уровнями мотивации достижения и успеваемости.
В соответствии с выдвинутыми гипотезами поставлены следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования с целью обосновать личностные и мотивационные особенности студенческого возраста, а также дать психологическую оценку эффективности системы дистанционного образования, что обеспечивает распространение принципов данного вида обучения на высшую школу.
- Осуществить подбор комплекса психодиагностических методик с целью выявления личностных и мотивационных особенностей у студентов при дистанционной и очной формах обучения.
- Выявить различия личностных и мотивационных особенностей студентов, обучающихся на разных формах обучения.
- Выявить различия динамики личностных и мотивационных особенностей студентов, обучающихся на разных формах и этапах обучения
- Определить особенности взаимосвязи личностных и мотивационных особенностей студентов-психологов на разных формах обучения.
В исследовании использовались такие общенаучные методы как обобщение, сравнение, теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы, нормативных и инструктивных документов РФ; эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование; психологические методы: анкетирование и личностные опросники. Для выявления личностных особенностей студентов – самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загик, М.В.Кроз), тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинда, методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова). Для диагностики учебной мотивации студентов применялась методика А.А.Реан и В.А.Якунина, в модификации Н.Ц.Бадмаевой, для диагностики мотивации достижения – тест-опросник мотивации достижения и боязни неудач А. А. Реана.
При математической обработке результатов использовались показатели описательной статистики, методы анализа номинативных данных (анализ таблиц сопряженности, χ² Пирсона), метод корреляционного анализа (коэффициент корреляции r-Пирсона), непараметрические методы сравнения выборок (Н-критерий Краскала-Уоллеса), многомерные методы анализа данных (кластерный анализ («Average Linkage») и факторный анализ («Анализ главных компонент»)).
Исследование проводилось на базе психологических факультетов МГППУ и факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета (ФДО МГППУ). В исследовании принимало участие 278 студентов.
Практическая значимость работы состоит в исследовании новых форм вузовского обучения, выявлении их специфики по сравнению с традиционными, а также их влиянии на личностное и мотивационное развитие обучающихся. Полученные результаты могут быть применены при разработке курсов лекций, спецкурсов, практических заданий, а также в практике проведения занятий со студентами вузов, колледжей, на курсах повышения квалификации педагогических кадров, в работе консультационно-просветительских служб, организуемых для студентов и родителей, а также преподавателей, работающих в сфере ДО.
Материалы монографии могут быть использованы как в образовательном процессе высших учебных заведений, так и других образовательных учреждений, практикующих дистанционные образовательные технологии, а также в процессе подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава к работе в условиях дистанционного обучения.