Видеокурс лекций по общей психологии В.В. Петухова (МГУ им. М.В. Ломоносова)

 

Уважаемые студенты, абитуриенты!

 

Настоятельно рекомендуем использовать в своей профессиональной подготовке видеокурс лекций В.В. Петухова (МГУ им. М.В. Ломоносова)

 

Раздел 1. Введение в психологию

Лекция 1

Тема 1.

Общая характеристика психологии как науки

Вступление. 1. Из истории "донаучной" психологии (1:14). Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии (1:15)

http://www.youtube.com/watch?v=AaD68dTWJ8g

 

 

Лекция 2

Тема 1.

 

1 (окончание). Сознание как первый предмет психологии.
2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания.
3. Формы сотрудничества житейской и научной психологии. Отрасли психологии

http://www.youtube.com/watch?v=B-bCUthPi8s

 

 

Лекция 3

Тема 2

Становление предмета психологии

1. Проблемы анализа сознания в философии. Декарт.
2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства

http://www.youtube.com/watch?v=wfuocXYT74Q

 

 

Лекция 4

Тема 2

 

2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства. Развитие представлений о сознании. Гештальт-психология. Возможности и ограничения метода интроспекции.
3. Проблема объективности в психологии. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт.

http://www.youtube.com/watch?v=U5sAD_EYtNE

 

 

Лекция 5

Тема 2

 

3. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт

http://www.youtube.com/watch?v=KY7aZ2m2Rwc

 

 

Лекция 6

Тема 2

 

Тема 2. Становление предмета психологии
3. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах. Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт.(0:59)
4. Проблема бессознательного в психоанализе (1:18)

http://www.youtube.com/watch?v=jnG8AdMpYTU

 

 

Лекция 7

Тема 2

 

4. Проблема бессознательного в психоанализе. О Достоевском.
5. Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельности.

http://www.youtube.com/watch?v=D09k-nuO16Q

 

 

 

Тема 3

Общее представление о личности и ее развитии

1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида

 

 

 

Лекция 8

Тема 3

 

1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида.
2. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе

http://www.youtube.com/watch?v=G5s8ghjFLlg

 

 

Лекция 9-10

Тема 4

Тема 4 Возникновение и развитие психики

Тема 4 Возникновение и развитие психики
Из истории отечественной психологии (0:10)
1. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и развитии чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец). (0:33)
Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин) (0:22)
2. Стадии развития психики и поведения животных (0:50)

http://www.youtube.com/watch?v=oVudGZRAcGE

 

 

Лекция 11

Тема 4

 

2. Стадии развития психики и поведения животных.
3. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания

http://www.youtube.com/watch?v=ylIpkd5HJc4

 

 

Лекция 12

Тема 5

Социокультурная регуляция деятельности

1. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение.
2. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятие высшей психической функции (Л.С. Выготский)

http://www.youtube.com/watch?v=kSkJ1HVEvDs

 

 

Лекция 13

Тема 6

Строение индивидуальной деятельности человека

1. Понятия потребности и мотива. Функции мотива. Строение потребностно–мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
2. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов

http://www.youtube.com/watch?v=nuRY2n8HMZ0

 

 

Лекция 14

Тема 6

 

3. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений

http://www.youtube.com/watch?v=qaU52cYR1mI

 

 

Лекция 15

Тема 7

Человек как субъект познания

1. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация.
2. Основные определения познавательных процессов

http://www.youtube.com/watch?v=4qAU2u8k85o

 

 

Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности

Лекция 16

Тема 7

 

2. Основные определения познавательных процессов.
3. Понятие образа мира

http://www.youtube.com/watch?v=-wu3q0l1aJw

 

 

Лекция 17

Тема 8

Основные подходы к изучению личности

 

http://www.youtube.com/watch?v=1jxbkVlAbko

 

 

Лекция 18

Тема 9

Психология способностей

2. Способности и их измерение. Общий интеллект и отдельные способности. Интеллект и креативность (2:03).
3. Общее представление о развитии способностей (0:24)

http://www.youtube.com/watch?v=8qEO9j3iPio

 

 

Лекция 19

Тема 10

Темперамент и характер

1. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности. Характер и его формирование
- Вариант вопроса:
1. Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика. Характер и его формирование (1:09)
- Типологии темпераментов по Ивану Петровичу Павлову (с 0:08)
- Связь способностей и темперамента (0:42)
- Индивидуальный стиль профессиональной деятельности (0:55).
2. Характер, его строение и формирование (1:12)

http://www.youtube.com/watch?v=TT19XEi80y0

 

 

Лекция 20

Тема 11

Типология индивидуальности

1. Наличие психотелесных соответствий: строение тела и характер (1:61).
2. Основные виды психопатий и акцентуаций (0:58).
3. Общие принципы построения психологических типов (0:20).

http://www.youtube.com/watch?v=bRd50fw5H3k

 

 

Лекция 21

Тема 12

Социальная среда как условие развития личности или психология общения

1. Определение общения и его условия. Общение как деятельность. Потребность в общении и ее развитие (1:27).
2. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение (0:51).
3. Возможности описания и анализа процесса общения (0:14).

http://www.youtube.com/watch?v=kuCgT-UomYI

 

 

Лекция 22

Тема 12-13

 

3. Возможности описания и анализа процесса общения (0:23).
Часть 2. Внутренняя регуляция деятельности
Тема 13. Психология эмоций
Вступление: соотношение эмоций и воли. Спиноза и Николай Яковлевич Грот (0:40).
1. Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций (0:10).
2. Эмоции как психические явления (0:28).
3. Эмоции как психотелесные состояния (0:22).5
4. Эмоция как процесс. Условия возникновения эмоций и их протекания во времени (0:22).

http://www.youtube.com/watch?v=5zMzQ22PS_A

 

 

Лекция 23

Тема 13

Психология эмоций

1. Функции эмоций
2. Виды эмоций и примеры их исследования
- Классификация эмоций по Леонтьеву
- Фрустрация. Эксперименты Дембо.
- Классификация эмоций по Рубинштейну
3. Эмоции и личность

http://www.youtube.com/watch?v=osJsHgDSx7I

 

 

Лекция 24

Тема 14

Психология воли

1. Определение воли: критерии волевого поведения (1:24).
2. Познавательная сфера личности и принятие решений (1:12).
- Методика Келли.
- Познавательный персональный конструкт.
- Основные характеристики познавательной сферы.
- Когнитивная сложность и когнитивный стиль.
- Тесты на каузальную атрибуцию.
- Когнитивный диссонанс (Фестингер).
- Пять уровней развития личности по Ф.Перлзу (2:23) (6)

http://www.youtube.com/watch?v=hbj4p6i0zdo

 

 

Лекция 25

Тема14-15

Тема 15. Психология мотивации

3. Волевая регуляция. Общее представление о развитии воли. Воля и личность (1:36).
Тема 15. Психология мотивации
1. Определение потребности и мотива. Мотив и мотивация, виды мотивов и критерии их классификации (0:46).

http://www.youtube.com/watch?v=b731ZNkwKjc

 

 

Лекция 26

Тема 15

Психология мотивации

2. Проблема выделения базовой мотивации и механизмов ее преобразования (1:06).
- Объяснительные модели базовой мотивации.
3. Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности (1:27).
- Уровень притязаний
- Модель принятия риска (Аткинсон)
- Связь мотивации и продуктивности деятельности. Закон Йеркса -- Додсона.

http://www.youtube.com/watch?v=2Jfqgbw7bUY

 

 

Лекция 27

Лекция 16

Мотивация и личность

1. Защитные механизмы личности в классическом психоанализе: подавление, отрицание, рационализация, инверсия, проекция, изоляция и регрессия (1:03).
Часть 3. Потребностно-мотивационная сфера. Строение личности.
Тема 17. Строение личности.
- Проблема структуры и генеза
- Проблема единиц анализа
- Проблема образа человека в психологии личности: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология + гештальт терапия.
1. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения (1:10)

http://www.youtube.com/watch?v=uXm9OVetKuQ

 

 

Лекция 28

Тема17 - 18

Тема 17. Строение личности. Тема 18. Развитие личности

2. Представление о личности в психоанализе (0:54).
3. Представление о личности в гуманистической психологии (0:53).
Тема 18. Развитие личности.
1. Общие представления о движущих силах развития личности (1:00).

http://www.youtube.com/watch?v=dw90K6UE8KE

 

 

Лекция 29

Тема 19

Самосознание: определение, критерии, уровни развития (2:27).

- Определение самосознания (0:44)
- Критерии самосознания (0:20)
- Критерии личностного самосознания (0:16)
- Уровни развития самосознания (1:00)

http://www.youtube.com/watch?v=BWdwz3ycxKs

 

 

Лекция 30

Тема 19-20

Тема 19. Самосознание и его развитие (0:37).
Тема 20. Личностный рост (1:55).

- Гуманистические психологи. Роджерс
- Маслоу. Полноразвивающийся человек
- Негативный вариант развития (Противоположный полюс).

http://www.youtube.com/watch?v=G3BGxe7uqYM

 

 

Лекция 31

Тема 21-22

Тема 21. Заключение: Личность и познание.Тема 22. Основные категории психологии познания (0:57).

1. Личностные возможности познания (по А.Маслоу) (0:54)
2. Личностные условия и ограничения возможности познания (0:41).
Раздел 3. Человек как субъект познания, или психология познавательных процессов.
Часть 1. Введение в психологию познания.
Тема 22. Основные категории психологии познания (0:57).

http://www.youtube.com/watch?v=cGuquJykRho

 

 

Раздел 3. Психология познания

Лекция 32

Тема 22

Общая характеристика когнитивной психологии

(Основные категории психологии познания).
1. Понятие когнитивной схемы (1:22)
- Интериоризация
2. Основные направления когнитивной психологии (1:17)
- Миллер,
- Ньюэл и Саймон
- Информационный и психологический подходы к интеллекту
- Джером Брунер

http://www.youtube.com/watch?v=rOKI37iBxg0

 

 

Лекция 33

Тема 23-24

Виды познавательных процессов и критерии их классификации.

Экспериментальная психология познания
Тема 23. Виды познавательных процессов и критерии их классификации.
1. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.
- Предметный
- Функциональный
- Генетический
- Предметная классификация внимания: перцептивное и интеллектуальное внимание
- Пример функционального критерия (память)
- Пример классификации внимания
- Генетический критерий
- Познавательные процессы: сенсорно-перцептивные и мыслительные
2. Виды (классификации) чувствительности
- Предметная (структурная) классификация чувствительности Вундта
- Функциональная классификация чувствительности.
- Функции чувствительности по Н.А.Бернштейну
- Генетические классификации. Опыт Хэда
- Классификация Шеррингтона
- Синестезия
3. Виды мышления (0:47)
- Классификация по предпочитаемым средствам: наглядно-образные либо вербально-логические.
- Пример типологии сознания (Леви-Брюль)
- Типы мышления по Эйгену Блейлеру:

http://www.youtube.com/watch?v=tvT4gwm6O4Q

 

 

Лекция 34

Тема 23-24

Виды познавательных процессов и критерии их классификации.

3. Виды мышления (0:42)
- Генетические классификации уровней развития мышления.
- Функциональные классификации мышления
Тема 24. Познание и действие.
Введение (0:02)
1. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (исполнительные) и познавательные действия (0:52).
2. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий (0:51).

http://www.youtube.com/watch?v=vYjGNJPohwA

 

 

Лекция 35

Тема 24

Познание и действие

3. Практические действия и развитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект (0:54)
Тема 25. Познание и образ.
1. Виды образных явлений, изучаемые психологией. Функции образа (0:58)
2. Образ как переход от действия к мысли (0:38)

http://www.youtube.com/watch?v=wyFgl033G6M

 

 

Лекция 36

Тема 25

Познание и образ

3. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта (1:17).
Тема 26. Познание и речь.
1. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи (0:45).
2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий (0:23)

http://www.youtube.com/watch?v=M5y4v6JToo8

 

 

Лекция 37

Тема 26.

Познание и речь

Тема 26. Познание и речь.
2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий (0:43)
3. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Жан Пиаже) (1:34).
- Итоговая схема по концепции Пиаже (0:11)

http://www.youtube.com/watch?v=nHnPwxXg5PI

 

 

Лекция 38

Тема 27-28

Основные теоретические подходы к изучению познания

1. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражение стимула) и моделирование механизмов мышления (1:52)
Теории восприятия:
- Структурализм (Вундт, Титченер)
- Гештальт-теория восприятия
- Ранние информационные теории, породившие в 1956 г. (конференция по искусственному интеллекту) когнитивную психологию.
- Ранний Гибсон
2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия (0:08).

http://www.youtube.com/watch?v=owhi-Rej_uI

 

 

Лекция 39

Темы 27-28

 

2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия (1:09).
3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер) (1:13).

http://www.youtube.com/watch?v=nTWVZlfjfGk

 

 

Лекция 40

Темы 27-28

 

3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер) (0:59).
Часть 2. Экспериментальные исследования познания: ощущение, восприятие, мышление.
Тема 29. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики
Вступление (0:09).
1. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений (0:46).
2. Современная психофизика: основные положения теории обнаружения сигнала и общее представление о психофизическом операторе (0:27).

http://www.youtube.com/watch?v=L0TMiLX29uY

 

 

Лекция 41

Темы 30-31-32

Тема 30 Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (0:52).
Тема 31-32. Восприятие пространства, движения, времени.

3. Фурье-анализ зрительного восприятия и понятие психофизического оператора (0:34).
Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (0:52).
Тема 31-32. Восприятие пространства, движения, времени.
Вступление (0:15)
1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия (0:38)

http://www.youtube.com/watch?v=mwWydukeKxM

 

 

Лекция 42

Теиа 30

Восприятие сенсорных качеств (на материале цветового зрения).

1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия (0:52)
- Константность величины, эксперимент Холуэя и Боринга.
2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Основные иллюзии движения (0:16).

http://www.youtube.com/watch?v=tcFXQHqsUBY

 

 

Лекция 43

Тема 30, 33

Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи.

Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (на материале цветового зрения).
2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Иллюзии кажущегося движения

Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи.
1. Предметное восприятие. Исследование восприятия в искаженных условиях (54:00)
- Инвариантные отношения в восприятии.

http://www.youtube.com/watch?v=MAfgX1DaIXM

 

 

Лекция 44

Тема 33-34

Тема 33 Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи (1:19). Тема 34. Мышление как процесс и его экспериментальное исследование.

2. Восприятие речи. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский) (1:19).

Тема 34. Мышление как процесс и его экспериментальное исследование.
Вступление: Мышление как предмет эмпирического исследования (0:09).
1. Факторы, влияющие на успешность решения задач (1:00).
2. Методы выявления и интерпретации экспериментальных данных при исследовании мышления. Проблема стадий мыслительного процесса (0:03).

http://www.youtube.com/watch?v=kDIu0XLo7wU

 

 

Лекция 45

Тема 34

Мышление как процесс и его экспериментальное исследование.

2. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач (2:29).
- Основные направления эмпирической психологии мышления (0:18).
- Краткая типология мыслительных задач (1:07).
- Процесс решения как пространство задачи (0:30).
- Проблема стадий процесса решения задач (0:11).
- Мышление как деятельность или процесс (0:22).

http://www.youtube.com/watch?v=0D-yhIwIefY

 

 

Лекция 46

Тема 35

Культура и познание

Вступление. Что имеется в виду под культурой (0:17)
1. Гипотеза лингвистической относительности: экспериментальные факты и их обсуждение (Эдуард Сепир и Бенджамин Уорф) (0:31)
2. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления) (0:49)

Часть 3. Универсальные психологические процессы: память, внимание, воображение.
Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению (0:08)
1. Основные метафоры сознания. Процессы памяти, свойства внимания, виды воображения (0:39)

http://www.youtube.com/watch?v=mhoiIDAOtuU

 

 

Лекция 47

Темы 36-37

Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению. Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению.
1. Свойства внимания, виды воображения (0:43)
2. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов (0:45)

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.
1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения (0:59).

http://www.youtube.com/watch?v=5UAeAb8-5Zo

 

 

Лекция 48

Тема 37

Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения (0:16).
2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания (2:13).

http://www.youtube.com/watch?v=34naSTh0uXs

 

 

Лекция 49

Темы 37-38

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности. Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии.

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.
2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания (0:38).
- Зависимость запоминаемого материала от его места в структуре выполняемого действия.

Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии.
Вступление
1. Структуры памяти как стадии переработки информации (2:01).

http://www.youtube.com/watch?v=1AwbhXsH72Y

 

 

Декция 50

Темы 38-39

Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии. Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.

Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии.
1. Структуры памяти как стадии переработки информации (0:50).
2. Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти (0:51).

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.
Вступление (0:12)
1. Возможные определения внимания и его основные эффекты (0:26).

http://www.youtube.com/watch?v=Wivke0X-DX8

 

 

Лекция 51

Тема 39

Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.

1. Основные эффекты внимания (0:27)
2. Классические представления о внимании (0:51)

http://www.youtube.com/watch?v=FhdIhMJNS7M

 

 

Лекция 52

Тема 39

 

2. Классические представления о внимании (2:05)
- Функциональные представления о внимании. У. Джеймс. Н.Ланге.
- Моторные теории внимания. Т. Рибо.
- Внимание и активность личности. Н.Ф.Добрынин
- Формирование внимания. Л.С.Выготский.
- Концепция планомерного формирования умственных действий. П.Я.Гальперин.
3. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (0:23).

http://www.youtube.com/watch?v=1lxkboSKhpk

 

 

Декция 53

Темы 39-40

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.
Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.
3. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (1:17).
Послесловие. Проблема существования внимания (0:10)

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.
Введение (0:04)
1. Внимание как селекция. Модели ранней селекции (0:58)

http://www.youtube.com/watch?v=7mylEQNT87I

 

 

Лекция 54

Тема 40-41-42

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии. Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.
1. Внимание как селекция. Модели поздней селекции (0:33)
2. Внимание как умственное усилие (0:45)
3. Общее представление о метавнимании (0:44)

Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.
Вступление (0:05)
1. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов (0:26)

http://www.youtube.com/watch?v=wJyyZFw0304

 

 

Лекция 55

Темы 41-42

Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.

Тема 41. Психология воображения: возможности и ограничения методов стимуляции творчества

Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.
1. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов (1:19)
- Связь воображения и мышления
2. Методы стимуляции творчества, их возможности и ограничения (1:32)
- Механизмы сновидной работы
- Заключение: познание, творчество, личность.

http://www.youtube.com/watch?v=Qgb6hh5yImM