15 февраля 2015 г. стартовал новый проект ФДО «Онлайн супервизия интернет консультирования»

15 февраля 2015 г. стартовал новый проект ФДО «Онлайн супервизия интернет консультирования»

15 февраля в 19:00 на факультете дистанционного обучения МГППУ стартовал новый экспериментальный проект - цикл онлайн супервизий, посвященный проблемным случаям в интернет-консультировании с которыми психологи встречаются в своей практике. Супервизия прошла под руководством сертифицированного психотерапевта, преподавателя и супервизора Ассоциации Понимающей Психотерапии, ведущего специалиста Московской службы психологической помощи населению, Дроздова Д.С. В супеврвизии также приняли участие декан факультета дистанционного обучения МГППУ Б. Б. Айсмонтас, студенты и выпускники факультета дистанционного обучения МГППУ, а также практикующие психологи.

В начале занятия Б.Б. Айсмонтас выразил ведущему супервизии искреннюю благодарность за участие в проекте, поскольку подготовка психологов для работы в формате интернет –консультирования является одним из ведущих направлений факультета дистанционного обучения МГППУ. Кроме того, супервизия - это важная составляющая профессиональной жизни консультанта. Разборы случаев помогают развить профессиональное мышление, способность рефлексировать свои терапевтические действия и отношения с клиентами, что позволяет перейти от простого воспроизведения полученных во время обучения навыков к развитию собственного стиля консультирования.

Первым о случае из своей консультативной практики рассказал студент 3 курса Иван Трушкин. К нему обратилась его знакомая, молодая девушка, страдающая тяжелым неизлечимым заболеванием. Она сильно влюбилась в молодого человека, который, узнав, о диагнозе не захотел серьезных отношений и прямо сказал ей об этом. Девушка не смогла смириться с отказом и обратилась к психологу за советом, как заставить любимого вернуться обратно к ней.

Д.С. Дроздов отметил, что, оказывая помощь друзьям и близким, психолог-консультант попадает в непростую ситуацию, поскольку от него в этом случае ожидают большей помощи и поддержки, чем в обычных отношениях консультанта и клиента. Сам консультант в этом случае старается оказать максимальную помощь. В чате развернулась оживленная дискуссия по этому вопросу. Выпускница ФДО Марина Гурьева заметила, что друзья часто просят оказать им психологическую помощь, хотя это противоречит принципам профессиональной этики психолога, согласно которой они не могут быть клиентами. По словам Александры, одной из участниц семинара, необходимо в таких случаях объяснить, что «в обычной жизни психолог – просто человек».

По мнению Д.С. Дроздова, в таком случае важно не давать конкретных советов или пытаться переубедить клиента, а помочь ему разобраться в его чувствах, и желаниях «быть вместе с ним» в его переживаниях и обдумать возможные последствия поступков, которые кажутся клиенту единственно возможными в критической ситуации. Данный подход позволяет клиенту здраво оценить проблему  и решить важные для себя вопросы без лишнего вмешательства со стороны консультанта.

  Другая участница семинара, Екатерина Василенко высказала предположение, о том, что в данной ситуации было бы уместно направить девушку к женщине -психологу, поскольку мужчина в этом случае может выступать в роли потенциального жениха и усугублять переживание разрыва, что в конечном итоге и было сделано.

Следующей темой для обсуждения стал случай из практики  студента  ФДО Марка Сухорученкова. Марк рассказал, что к нему обратилась женщина, которая жаловалось на множество проблем во взаимоотношениях с матерью, сыном и мужем. Однако в ходе работе у терапевта сложилось впечатление, что клиентка ощущает себя в этой ситуации достаточно комфортно, получая от таких отношений определенную выгоду: живет у матери и получает помощь от мужа, поэтому кажется, что она не хочет  что –либо менять, ища при этом поддержки со стороны специалиста, в результате чего терапевтические отношения не развиваются эффективно.  Д.С. Дроздов ответил, что в случае «беспомощности клиента» не следует ожидать от него немедленной готовности к решению проблем. Необходимо вместе с клиентом сформулировать цели и задачи, так чтоб он не утратил энергию, необходимую для достижения результата и периодически напоминать ему о них. Последовательная работа поможет клиенту преодолеть ощущение беспомощности, которое часто встречается в не директивном консультировании.

 Студентка ФДО Оксана Джабарова предложила попытаться изменить отношение к поведению клиентки, воспринимая его не так негативно, что, возможно, будет способствовать продвижению в работе и эффективному решению ее проблем. Д.С. Дроздов поддержал ее точку зрения, сказав, что иногда клиент ожидает активных действий и советов со стороны психолога и не готов к самостоятельному принятию решения, что также является проявлением рентной установки, которая зачастую затрудняет его общение с консультантом и мешает эффективной работе.  Важно, чтобы энергия исходила от клиента, а задача психолога – помочь ему ее обрести.

В ходе супервизии участники смогли углубить свои знания в области психологического консультирования, заново проанализировать свой опыт и получить ценные советы практикующего специалиста.

 

С  видеозаписью  можно ознакомиться здесь: :http://www.youtube.com/watch?v=jLbKH4Rgp90

Информация о проведении онлайн супервзий будет  размещаться на сайте  http://fdomgppu.ru/ и высылаться участникам по электронной почте.

 

Регистрация: https://docs.google.com/forms/d/1R4VNzs7Q5gSQSkvSL91OmPbFEm_3D0aZuI0upIOWur8/viewform

Факультет дистанционного обучения МГППУ

Автор: Гурьева М, выпускница ФДО МГППУ