23 марта наичнается курс для абитуриентов по личностно-профессиональному определению

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и педагогики дистанционного обучения

_________________________________________________________

 

Кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения

 

 

Уважаемые абитуриенты!

Каждый понедельник в 19:00 – 20:30 для Вас организуются интернет-занятия по следующей тематике

ВВЕДЕНИЕ   В   ПРОФЕССИЮ: ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Автор и ведущий: Пряжникова Е.Ю.,  доктор психол. н., профессор каф. «Педагогика и психология  дистанционного обучения» ГБОУ ВПО МГППУ

 

Место встречи: http://do.mgppu.ru/public_conference

Регистрация: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1UO8Mt_5UAHDOQEwN0RHauMVZMeg2u6fPXF_wmT90fS8/edit#gid=808622434

 Аннотация курса

 Целью курса является знакомство абитуриентов с основными психологическими представлениями о профориентации, о  профессиональном и личностном определении, а также формирование начальных навыков самостоятельной работы в данном направлении.

Основными задачами курса являются:

1)       знакомство абитуриентов с теоретическими основами профориентации, профессионального и личностного определения;

2)       знакомство абитуриентов с основными методами практической профконсультационной помощи;

3)       знакомство  абитуриентов со структурой профессии и профессиональной деятельности.

 

По окончании знакомства с содержанием курса «Основы личностно-профессионального определения» абитуриенты должны:

Иметь представление:

  • о проблемах современной профориентации, об основных тенденциях ее развития,
  •  о соотношении профориентационной помощи с другими видами психолого-педагогической поддержки в ситуации выбора профессии;
  • о особенностях построения модели выбираемой профессии.

 

          Курс «Основы личностно-профессионального определения» состоит из 6 Интернет-занятий, которые содержат информационную составляющую для абитуриентов, а также непосредственное обсуждение слушателями тем и вопросов, представленных в программе данного  курса.

 ПРОГРАММА КУРСА.

 1 занятие

  1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального и личностного определения.
  • Психологические причины возникновения профориентации как основы  профессионального и личностного  определения.
  •  Общая логика развития профориентации на современном этапе.

 

  1. Эволюция проблематики профессионального определения.
  • Помощь в конкретном трудоустройстве.
  • Диагностико-рекомендательная схема работы («трехфакторная модель» Ф.Парсонса).
  • «Искусственная подгонка» человека и профессии:
  • Диагностико-корректирующая схема работы (учет изменений способностей определяющегося человека).
  • Учет и прогнозирование изменений в социально-экономической сфере.
  • Учет изменения и развития ценностно-смыслового «ядра» определяющейся личности.

 

  1. Традиционно выделяемые  факторы выбора профессии.
  • «Три кита» профориентации.
  • «Восьмиугольник» основных факторов выбора профессии (по Е.А.Климову).
  • Схема оценки уровня готовности к определению:

o   типы ориентировки (по критерию учета основных факторов выбора профессии);

  • Объективные и субъективные факторы профессионального и личностного определения.

 

  1. Профориентация в системе близких психологических понятий.
  • Профориентация и профконсультация.
  • Профессиональное и личностное определение.
  • Профессиональный выбор и карьера.
  • Типы карьер:

o  вертикальная;

o  горизонтальная,

o  центростремительная,

o  престижно-ориентированная (выбор «модной» профессии и работы) и др.

 

  1. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и

        личностном определении.

  • Адаптационно-производственный уровень.
  • Социально-адаптационный.
  • Ценностно-смысловой.

2 занятие

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

6.Профессиональное определение как поиск смысла в трудовой

   деятельности.

  • Поиск смысла  профессионального труда как результат и как процесс.
  • Различные варианты уточнения смысла профессиональной деятельности:
    • стремление к заработку, комфорту, льготам (пробл5ема «отчуждения человека от труда» - по К.Марксу);
    • творческая самореализация - эгоистическая и альтруистическая (проблема «отчуждения человека от деятельности» - по Э.Фромму);
    • смысл труда как стремление к признанию в любви;
    • криминальные смыслы
    • работа «по инерции» (бездумная реализация жизненных и карьерных стереотипов; «общая жизненная пассивность – «усталость от жизни»);
    • проблема самотрансценденции в труде («поиск своего смысла» - по В.Франклу).
    • Проблема соотношения внешних (декларируемых и часто реализуемых) и внутренних (скрытных, интимных) смыслов профессионального определения.

 

  1. Типы и уровни определения человека.
  • Возможные типы  определения:
  • в конкретных действиях и операциях;
  • на конкретном трудовом посту;
  • в специализации и специальности;
  • в профессии;
  • в культуре.
  • Возможные уровни определения:
  • агрессивное неприятие деятельности по данному типу;
  • молчаливое избегание деятельности;
  • реализация стереотипа деятельности;
  • стремление усовершенствовать отдельные элементы деятельности;
  • стремление усовершенствовать деятельность в целом.

 

  1. Схема построения «Личной профессиональной перспективы» (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального определения.
    • Основные компоненты ЛПП.
    • Опросник по схеме построения ЛПП.

 

 

 

3 занятие

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО

ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

  1. Основные ориентиры определяющегося человека.

 

  • Уровни и этапы профессионального определения:
  • фантазийные представления о будущей профессии в детстве;
  • профессиональные ориентиры на этапе обучения  в школе;
  • выбор конкретного вуза к окончанию школы;
  • уточнение специализации в ходе профессионального обучения;
  • выбор организации и места работы;
  • дальнейшая специализация в ходе работы;
  • выбор и освоение смежной (или новой) профессии;
  • уточнение смысла профессиональной деятельности в соотношении с непрофессиональными занятиями и др.
  • Понятия: профессия, специальность, квалификация, должность, трудовой пост.
  • Проблема внешних и внутренних профессиональных выборов; социально-профессиональные роли.
  • Образ и стиль жизни; социально-профессиональные стереотипы
  • Неосознаваемые стремления в профессиональном определении (индивидуальные, коллективно-групповые, социо-культурные).

 

  1. Различные типологии профессионального и личностного

         определения.

  • Типологии В.Н.Татищева, С.М.Богословского, С.П.Струмилина, Е.А.Климова, Л.А.Йовайши, Дж. Голланда, Э.Шпрангера,  М.Р.Гинзбурга, Э.Фромма.
  • Типология как отражение конкретной социо-культурной ситуации.
  • Проблема построения универсальной типологии (типология Л.Н.Гумилева).

 Различные варианты планирования профессионального развития.

  • Профессиональные планы и перспективы (ценностные ориентации как «ядро» жизненных и профессиональных перспектив – по Е.И.Головахе).
  • «Целевой» (романтический) подход (близко к целевому прогнозированию своего развития);
  • «Реалистический» подход (близко к экстраполяционному прогнозированию развития);
  • «Событийный подход» в профориентации (взгляды Е.И.Головахи и А.А.Кроника).
  • Жизненные сценарии и стратегии (по Э.Берну).
  • Основные схемы планирования карьеры:
  • Планирование жизни как «написание поэмы» (взгляды В.М.Розина).
  • Проблема творческого и нетворческого построения жизни (и карьеры).

 

 

4 занятие

 

ОПТАНТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И ЛИЧНОСТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

  1. Различные периодизации развития субъекта профессионального определения. Понятие «оптант».
  • Основные этапы (периоды)  развития субъекта труда; понятие «оптант»  – по Е.А.Климову.
  • Основные этапы становления профессионала - по А.К.Марковой.
  • Основные этапы «профессиональной зрелости» - по Д.Сьюперу.
  • Другие варианты периодизаций (Б.Ливехуд, Г.Шихи).
  • Проблема «универсальной» периодизации.

 

 

  1. Особенности субъекта профессионального и личностного определения.
  • Понятие «субъект профессионального определения».
  • Совокупный характер субъекта определения.
  • Противоречивый характер субъекта определения.

 

  1. Активность и активизация в профессиональном и личностном  определении.
  • Проблема активности и активизации.
  • Внешняя и внутренняя активность.
  • Основные задачи профессионального и личностного определения и уровни их решения.
  • Главная (идеальная) цель профессионального определения.

 

 

 

5 Занятие

 

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

  1. Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову).
  • «Схема анализа профессии»
  • Традиционная «Формула профессии».

 

  1. Профессиограмма и общая логика организации профотбора.
  • Понятия «профессиограмма». Знакомство с профессиограммами некоторых  профессий (психолог, программист, юрист, HR-менеджер).
  • Понятие «аналитическая профессиограмма» (по Е.М.Ивановой).

 

 

  1.  «Модели специалиста».
  • Понятие «модель специалиста» (по А.К.Марковой).
  • Проблема построения «модели специалиста» на примере профессии « психолог».
  • Главное отличие специалиста от специалиста- «любителя»:

 

6 занятие

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

 

  1. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального и личностного определения.
  • Проблема идеала в профессиональном и личностном определении.
  • Чувство собственного достоинства как право на построение и реализацию собственной «концепции блага» (по Дж.Ролзу).
  • Чувство собственного достоинства как стремление к лучшему, идеальному образу в профессии.

 

  1. Психологические проблемы личностного и профессионального определения на современном этапе развития общества».
  • Проблема осознания современной социально-экономической и духовной ситуации.
  • «Психология полезности» и «психология достоинства» (по А.Г. Асмолову) в контексте профессионального и личностного определения;
  • Основные характеристики «массового общества».
  • Феномены «массового сознания» как фактор профессионального определения.
  • Чувство зависти как фактор профессионального определения; проблема соотношения зависти и справедливости в профессии.

 

Литература:

 

  1. Берг В. Карьера - суперигра. – М.: АО Интерэксперт, 1998. – 272 с.
  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
  3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М.: МПСИ, 2002. – 464 с.
  4. Веселова В.В. Билет в будущее. – Знание, Серия «Педагогика и психология», №1, 1990. – 80 с.
  5. Гинсбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка// Мир психологии и психология в мире, 1995, №3, с. 21-28.
  6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
  7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.
  8. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» (под ред. С.Н.Чистяковой). – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
  9. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. – М.: МПСИ, 2003. – 256 с.
  10. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
  12. Климов Е.А. Введение в психологию профессий. – М.: Культура и спорт, 1998. – 350 с.
  13. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: МГФ «Знание», 1996. – 308 с.
  14. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
  15. Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело ЛТД, 1995. – 128 с.
  16. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М.: МГУ, 1991. – 87 с.
  17. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 246 с.
  18. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.
  19. Пряжников Н.С. S ¹ $, или Личность в эпоху продажности.                               Учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ, 2000. – 224 с.
  20. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2012, 480 с.
  21. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Академия. 2004. -  32 усл.п.л.
  22. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
  23. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: Изд-во ВОАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.
  24. Рыкова Е.А., Волошина И.А., Прожерина Л.Н. Технология поиска работы. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 96 с.
  25. Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога (под ред. А.А.Кроника). – М.: Школа-Пресс, 1993. – 112 с.
  26. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. – СПб.: Речь, 2002. – 72 с.
  27. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
  28.  Газета «Школьный психолог» и др.