23 марта наичнается курс для абитуриентов по личностно-профессиональному определению
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии и педагогики дистанционного обучения
_________________________________________________________
Кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения
Уважаемые абитуриенты!
Каждый понедельник в 19:00 – 20:30 для Вас организуются интернет-занятия по следующей тематике
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ: ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Автор и ведущий: Пряжникова Е.Ю., доктор психол. н., профессор каф. «Педагогика и психология дистанционного обучения» ГБОУ ВПО МГППУ
Место встречи: http://do.mgppu.ru/public_conference
Регистрация: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1UO8Mt_5UAHDOQEwN0RHauMVZMeg2u6fPXF_wmT90fS8/edit#gid=808622434
Аннотация курса
Целью курса является знакомство абитуриентов с основными психологическими представлениями о профориентации, о профессиональном и личностном определении, а также формирование начальных навыков самостоятельной работы в данном направлении.
Основными задачами курса являются:
1) знакомство абитуриентов с теоретическими основами профориентации, профессионального и личностного определения;
2) знакомство абитуриентов с основными методами практической профконсультационной помощи;
3) знакомство абитуриентов со структурой профессии и профессиональной деятельности.
По окончании знакомства с содержанием курса «Основы личностно-профессионального определения» абитуриенты должны:
Иметь представление:
- о проблемах современной профориентации, об основных тенденциях ее развития,
- о соотношении профориентационной помощи с другими видами психолого-педагогической поддержки в ситуации выбора профессии;
- о особенностях построения модели выбираемой профессии.
Курс «Основы личностно-профессионального определения» состоит из 6 Интернет-занятий, которые содержат информационную составляющую для абитуриентов, а также непосредственное обсуждение слушателями тем и вопросов, представленных в программе данного курса.
ПРОГРАММА КУРСА.
1 занятие
- Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального и личностного определения.
- Психологические причины возникновения профориентации как основы профессионального и личностного определения.
- Общая логика развития профориентации на современном этапе.
- Эволюция проблематики профессионального определения.
- Помощь в конкретном трудоустройстве.
- Диагностико-рекомендательная схема работы («трехфакторная модель» Ф.Парсонса).
- «Искусственная подгонка» человека и профессии:
- Диагностико-корректирующая схема работы (учет изменений способностей определяющегося человека).
- Учет и прогнозирование изменений в социально-экономической сфере.
- Учет изменения и развития ценностно-смыслового «ядра» определяющейся личности.
- Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.
- «Три кита» профориентации.
- «Восьмиугольник» основных факторов выбора профессии (по Е.А.Климову).
- Схема оценки уровня готовности к определению:
o типы ориентировки (по критерию учета основных факторов выбора профессии);
- Объективные и субъективные факторы профессионального и личностного определения.
- Профориентация в системе близких психологических понятий.
- Профориентация и профконсультация.
- Профессиональное и личностное определение.
- Профессиональный выбор и карьера.
- Типы карьер:
o вертикальная;
o горизонтальная,
o центростремительная,
o престижно-ориентированная (выбор «модной» профессии и работы) и др.
- Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и
личностном определении.
- Адаптационно-производственный уровень.
- Социально-адаптационный.
- Ценностно-смысловой.
2 занятие
СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
6.Профессиональное определение как поиск смысла в трудовой
деятельности.
- Поиск смысла профессионального труда как результат и как процесс.
- Различные варианты уточнения смысла профессиональной деятельности:
- стремление к заработку, комфорту, льготам (пробл5ема «отчуждения человека от труда» - по К.Марксу);
- творческая самореализация - эгоистическая и альтруистическая (проблема «отчуждения человека от деятельности» - по Э.Фромму);
- смысл труда как стремление к признанию в любви;
- криминальные смыслы
- работа «по инерции» (бездумная реализация жизненных и карьерных стереотипов; «общая жизненная пассивность – «усталость от жизни»);
- проблема самотрансценденции в труде («поиск своего смысла» - по В.Франклу).
- Проблема соотношения внешних (декларируемых и часто реализуемых) и внутренних (скрытных, интимных) смыслов профессионального определения.
- Типы и уровни определения человека.
- Возможные типы определения:
- в конкретных действиях и операциях;
- на конкретном трудовом посту;
- в специализации и специальности;
- в профессии;
- в культуре.
- Возможные уровни определения:
- агрессивное неприятие деятельности по данному типу;
- молчаливое избегание деятельности;
- реализация стереотипа деятельности;
- стремление усовершенствовать отдельные элементы деятельности;
- стремление усовершенствовать деятельность в целом.
- Схема построения «Личной профессиональной перспективы» (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального определения.
- Основные компоненты ЛПП.
- Опросник по схеме построения ЛПП.
3 занятие
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО
ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
- Основные ориентиры определяющегося человека.
- Уровни и этапы профессионального определения:
- фантазийные представления о будущей профессии в детстве;
- профессиональные ориентиры на этапе обучения в школе;
- выбор конкретного вуза к окончанию школы;
- уточнение специализации в ходе профессионального обучения;
- выбор организации и места работы;
- дальнейшая специализация в ходе работы;
- выбор и освоение смежной (или новой) профессии;
- уточнение смысла профессиональной деятельности в соотношении с непрофессиональными занятиями и др.
- Понятия: профессия, специальность, квалификация, должность, трудовой пост.
- Проблема внешних и внутренних профессиональных выборов; социально-профессиональные роли.
- Образ и стиль жизни; социально-профессиональные стереотипы
- Неосознаваемые стремления в профессиональном определении (индивидуальные, коллективно-групповые, социо-культурные).
- Различные типологии профессионального и личностного
определения.
- Типологии В.Н.Татищева, С.М.Богословского, С.П.Струмилина, Е.А.Климова, Л.А.Йовайши, Дж. Голланда, Э.Шпрангера, М.Р.Гинзбурга, Э.Фромма.
- Типология как отражение конкретной социо-культурной ситуации.
- Проблема построения универсальной типологии (типология Л.Н.Гумилева).
Различные варианты планирования профессионального развития.
- Профессиональные планы и перспективы (ценностные ориентации как «ядро» жизненных и профессиональных перспектив – по Е.И.Головахе).
- «Целевой» (романтический) подход (близко к целевому прогнозированию своего развития);
- «Реалистический» подход (близко к экстраполяционному прогнозированию развития);
- «Событийный подход» в профориентации (взгляды Е.И.Головахи и А.А.Кроника).
- Жизненные сценарии и стратегии (по Э.Берну).
- Основные схемы планирования карьеры:
- Планирование жизни как «написание поэмы» (взгляды В.М.Розина).
- Проблема творческого и нетворческого построения жизни (и карьеры).
4 занятие
ОПТАНТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
И ЛИЧНОСТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
- Различные периодизации развития субъекта профессионального определения. Понятие «оптант».
- Основные этапы (периоды) развития субъекта труда; понятие «оптант» – по Е.А.Климову.
- Основные этапы становления профессионала - по А.К.Марковой.
- Основные этапы «профессиональной зрелости» - по Д.Сьюперу.
- Другие варианты периодизаций (Б.Ливехуд, Г.Шихи).
- Проблема «универсальной» периодизации.
- Особенности субъекта профессионального и личностного определения.
- Понятие «субъект профессионального определения».
- Совокупный характер субъекта определения.
- Противоречивый характер субъекта определения.
- Активность и активизация в профессиональном и личностном определении.
- Проблема активности и активизации.
- Внешняя и внутренняя активность.
- Основные задачи профессионального и личностного определения и уровни их решения.
- Главная (идеальная) цель профессионального определения.
5 Занятие
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову).
- «Схема анализа профессии»
- Традиционная «Формула профессии».
- Профессиограмма и общая логика организации профотбора.
- Понятия «профессиограмма». Знакомство с профессиограммами некоторых профессий (психолог, программист, юрист, HR-менеджер).
- Понятие «аналитическая профессиограмма» (по Е.М.Ивановой).
- «Модели специалиста».
- Понятие «модель специалиста» (по А.К.Марковой).
- Проблема построения «модели специалиста» на примере профессии « психолог».
- Главное отличие специалиста от специалиста- «любителя»:
6 занятие
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
- Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального и личностного определения.
- Проблема идеала в профессиональном и личностном определении.
- Чувство собственного достоинства как право на построение и реализацию собственной «концепции блага» (по Дж.Ролзу).
- Чувство собственного достоинства как стремление к лучшему, идеальному образу в профессии.
- Психологические проблемы личностного и профессионального определения на современном этапе развития общества».
- Проблема осознания современной социально-экономической и духовной ситуации.
- «Психология полезности» и «психология достоинства» (по А.Г. Асмолову) в контексте профессионального и личностного определения;
- Основные характеристики «массового общества».
- Феномены «массового сознания» как фактор профессионального определения.
- Чувство зависти как фактор профессионального определения; проблема соотношения зависти и справедливости в профессии.
Литература:
- Берг В. Карьера - суперигра. – М.: АО Интерэксперт, 1998. – 272 с.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
- Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М.: МПСИ, 2002. – 464 с.
- Веселова В.В. Билет в будущее. – Знание, Серия «Педагогика и психология», №1, 1990. – 80 с.
- Гинсбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка// Мир психологии и психология в мире, 1995, №3, с. 21-28.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
- Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.
- Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» (под ред. С.Н.Чистяковой). – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
- Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. – М.: МПСИ, 2003. – 256 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию профессий. – М.: Культура и спорт, 1998. – 350 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: МГФ «Знание», 1996. – 308 с.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
- Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело ЛТД, 1995. – 128 с.
- Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М.: МГУ, 1991. – 87 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 246 с.
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.
- Пряжников Н.С. S ¹ $, или Личность в эпоху продажности. Учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ, 2000. – 224 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2012, 480 с.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Академия. 2004. - 32 усл.п.л.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
- Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: Изд-во ВОАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.
- Рыкова Е.А., Волошина И.А., Прожерина Л.Н. Технология поиска работы. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 96 с.
- Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога (под ред. А.А.Кроника). – М.: Школа-Пресс, 1993. – 112 с.
- Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. – СПб.: Речь, 2002. – 72 с.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
- Газета «Школьный психолог» и др.