20 сентября прошел второй семинар проф. Анисимова О.С. о культуре мышления

20 сентября прошел второй семинар проф. Анисимова О.С. о культуре мышления

 

20 сентября в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялся второй семинар доктора психологических наук и профессора Анисимова О. С. по культуре мышления. Он является автором более 400 научных работ и последователем Г. В. Ф. Гегеля.

В ходе всего семинара докладчик использовал схематичные изображения-рисунки для наглядного восприятия материала. Это позволило более тщательно разобраться в структуре мышления и ее составляющих, а так же задавать уточняющие вопросы по отдельным блокам информации.

Во вступительной части семинара Анисимов О. С. обратил внимание присутствующих, что инструментом мышления является язык, и им нужно уметь пользоваться. Понятие «мышление» имеет определенную критериальную основу, которую лектор определил следующим образом. Первым критерием он отметил фактор объектности, подразумевающий само наличие объекта (человек, страна, галактика) и его характеристики (нормальность-ненормальность,  здоров - нездоров). Так же любой объект соединяет в себе единство противоположностей (душа - тело) и соотношение между ними. Анисимов О. С. обратил внимание на наличие разницы между частью и целым любого объекта, а так же общие и частные понятия или характеристики, дополняющие и конкретизирующие отдельный объект (страна - регион).

По мнению докладчика невозможен переход от более общих абстрактных понятий (дедукции) при отсутствии этих понятий к менее абстрактным (индукции). «От мыслей Гегеля мы переходим к мыслям К. Маркса… Пока нет высокой абстракции, нечего конкретизировать», - отметил Анисимов О. С. Дедукция, по его мнению, предполагает принцип дополнительности, переход от общего к частному. Невозможно познание или понимание текста без логики мышления и упрощенной схематизации его содержания. Подобный метод позволяет повышать общий уровень образованности и никоим образом не зависит от научной специализации отдельного человека. Вначале мы знакомимся с общей психологией, затем переходим к возрастной, специальной или зоопсихологии.

Вторая часть семинара была посвящена подробному разбору процесса жизнедеятельности человека. Анисимов О. С. обратил внимание присутствующих на то, что любой индивид отличается от представителей животного мира наличием потребностей, которые удовлетворяются через мотивированность действий. Появление потребностей у человека, процесс потребления, снижение или отсутствие появившейся потребности и составляют весь процесс жизнедеятельности.

Законом жизни, как выразился Анисимов О. С., является динамическое движение, включающее в себя возникновение потребности и ее удовлетворение. Этот закон лектор назвал законом устойчивого Бытия (равновесия). Данный закон включает сходимость и расходимость потребностей, их удовлетворение, без которых нет динамики жизни, нет Бытия. Подобные процессы являются постоянными и цикличными, происходят в клетке, в органе или в целом организме человека. Эти процессы являются совершенно разными, но работают по общему принципу.

В ходе семинара Анисимов О. С. предложил на абстрактном уровне представить любой объект. Если же внутри объекта нет никаких процессов, то отсутствует и сама жизнедеятельность. Процессы, происходящие внутри объекта, заставляют его обратиться к внешним объектам для удовлетворения этих потребностей. В процессе доклада были использованы схемы-рисунки, с помощью которых Анисимов О. С. общие понятия раскладывал на части, и можно было проследить весь процесс жизнедеятельности. На его рисунках внутренняя неудовлетворенность соответствовала схематичному изображению человека, где неудовлетворенность (ненаполненность) имела отрицательный заряд (минус), который должен в итоге преобразоваться в положительный (плюс) для дальнейшей и комфортной жизнедеятельности. В этом случае отношение объекта (человека) к окружающей среде является потребительским и используется для удовлетворения потребности.  Внутренняя отрицательная составляющая (потребность) имеет внешние проявления, которые могут наблюдаться в поведении индивида.

Анисимов О. С. отметил, что весь процесс перехода от состояния плюса (полной удовлетворенности организма) к возникновению состояния минус (неудовлетворенности - потребности), ее дальнейшее удовлетворение и возвращение к состоянию «плюс» является динамическим процессом всей жизнедеятельности индивида. Подобный процесс связан с наличием внутренней рефлексии у человека, позволяющей оценивать  потребности и удовлетворять их. Состояние «плюс» подразумевает стабильность и комфортность Бытия, когда внутренние потребности и ресурсы для их удовлетворения совпадают. Некоторое несоответствие части объекта (возникновение потребности) вынуждает человека к изменению поведения для удовлетворения этой потребности и снятия напряжения, связанного с состоянием «минуса» (неудовлетворенности).

В качестве примера Анисимов О. С. предложил разобраться в состояниях нормы или комфортного состояния человека. Неудовлетворенные потребности могут быть как физиологическими, так и психическими. Психолог может оценить состояние клиента (его потребности), используя определенный набор вопросов, при необходимости задавая дополнительные или уточняющие. Поскольку с психологической точки зрения потребности могут быть функциональными или болезненными, то специалист в состоянии оказать помощь в случае наличия потребностей, с которыми необходимо бороться (справляться).

В процессе беседы Анисимов О. С. сказал, что потребности любого человека зависят от понимания человеком самого себя, от его внутреннего «Я» и от социокультурного соответствия среде, в которой он находится.  Возникновение потребности вызывает ощущение ненаполненности организма и чувство беспокойства, которое может привести к состоянию дестабилизации психики и всей жизнедеятельности.

Третья часть семинара позволила тщательно разобраться с процессом жизнедеятельности, который является одинаковым и неотъемлемым для любого разумного индивида.

Анисимов О. С. рассказал о том, что процесс жизнедеятельности определяется возникновением внутри человека образа потребности, который запускает поисковый механизм удовлетворения этой потребности и проявляется в поведенческих реакциях. После этого наступает сам процесс поиска объекта, необходимого для удовлетворения потребности. Каждый шаг поиска сопряжен с внешними воздействиями, вызывающими различные реакции организма. Это продолжается до момента обнаружения некоего объекта, после которого наступает этап построения образа встреченного объекта и соотнесения его с образом внутренней потребности. Лектор отметил, что здесь происходит отождествление или проверка соответствия этих объектов (искомого и найденного). При соответствии объектов возникает мотив к удовлетворению потребности и происходит присвоение найденного объекта. При несоответствии искомого и найденного объектов поведение индивида усложняется и продолжается дальнейший поиск для удовлетворения потребности. Конечным результатом всего процесса жизнедеятельности, по мнению Анисимова О. С., становится исчезновение потребности и возврат к состоянию удовлетворенности.

Семинар позволил определить, что потребность вызывает неорганизованное поведение человека, а при нахождении объекта и возможности удовлетворения потребности поведение становится организованным, что связано с появлением мотива деятельности. Мотив всегда двухсторонен, он включает в себя внутреннее и внешнее сопоставление объектов (образов), а так же  имеет социокультурную составляющую. Как отметил докладчик, объект, найденный в процессе поиска или образ предмета, как правило, более организован (более конкретен), чем образ потребности. В состоянии голода мы можем искать пищу, а найдя, соотносим с личными предпочтениями (хлеб или яблоко). В этом случае при оценке образа найденного объекта используются различные психические процессы (восприятие, ощущение и т.д.). Включается познавательный механизм. Таким образом, весь процесс удовлетворения потребности соединяет в себе физиологическую и психическую составляющую. Внутренняя динамика распознавания объектов представляет собой процесс интерпретации (придание объекту содержания), который содержит его объективную и субъективную оценку. Подобный мыслительный процесс позволяет выделить именно тот образ (объект), который необходим для удовлетворения личной потребности. Процесс удовлетворения потребности ведет к активизации поведения или его торможению при несоответствии искомого и найденного объекта. Удовлетворение потребности возможно только при совмещении внутренней необходимости и внешнего соответствия.

Процессы удовлетворения потребностей (жизнедеятельности) демонстрируют все многообразие психического сопровождения этого цикла. В процессе можно наблюдать объединение разнородных психических процессов, когда соединяются природная и духовная составляющая человека.

В настоящее время, как отметил Анисимов О. С., часть общества является потребительской, что снижает ее духовное начало, замедляя тем самым ее развитие. Потребительская составляющая часто преобладает в современном мире. Однако духовная составляющая с психологической точки зрения является показателем уровня развития как самого человека, так и всего общества.

В заключении семинара Анисимов О. С. разъяснил типологию соответствия (совместимости) объекта потребности. Она делится на абстрактную и конкретную оценку. Абстрактная оценка подразделяется на три отдельных вида. В первом случае главной является форма (внешние правила), под которую подстраивается материя (личные интересы). Этот вид оценки предполагает подчинение своих интересов каким-либо основополагающим принципам. В этом случае результатом жизнедеятельности будет постоянное самосовершенствование индивида. Второй вид абстрактной оценки подразумевает отрицательный результат, который свойственен маргинальным (эгоцентричным) личностям. В этом случае  материя (собственные интересы) является главной, под которую подстраивается форма (внешние правила). Подобная оценка предполагает отсутствие совершенствования личности. Третьим видом абстрактной оценки Анисимов О. С. называет гармонический тип или компромиссный, допускающий временную подстройку личных интересов под внешние правила. В таком случае возможно лишь временное совершенствование. При конкретной оценке объекта (для удовлетворения потребности) найденный объект рассматривается в качестве совпадения со своим индивидуальным и неповторимым «Я». Примером здесь может быть выбор не просто хлеба или яблока для удовлетворения чувства голода, а его конкретный вид (белый или черный хлеб, красное или зеленое яблоко).

В целом второй семинар Анисимова О. С. по культуре мышления стал очень информативным и познавательным, и для закрепления материала слушателям было рекомендовано проанализировать свою жизнедеятельность как единый процесс от возникновения потребности до ее полного удовлетворения.

 

Овчаренко Валентина, студентка ФДО МГППУ