Отчет о третьем семинаре проф. О.С. Анисимова по культуре мышления

Отчет о третьем семинаре проф. О.С. Анисимова по культуре мышления

 

27 сентября в Московском городском психолого-педагогическом университете прошел третий семинар по культуре мышления профессора Анисимова О. С.

Особенностью этого семинара стал разбор возможности перехода субъекта жизнедеятельности с одного уровня развития на другой. Начальным (природным) уровнем существования человека, по мнению Анисимова О. С., является жизнедеятельность, и на третьем семинаре был рассмотрен процесс перехода на социально-динамический уровень, а позже на социокультурный. Подобный переход возможен в процессе согласованности действий, преодоления конфликтных ситуаций и выработки норм сосушествования индивидов. В процессе семинара докладчик использовал схемотехнику, когда легко прослеживался путь перехода с одного уровня на другой, восхождение от простого поведения к более сложному. Это давало возможность более осмысленного восприятия материала и позволяло участникам семинара анализировать все сказанное.

В начале выступления Анисимов О. С. предложил вспомнить и закрепить пройденный материал, необходимый для понимания базовой интегральной схемы, названной «пирамидой субъективности», в которой прослеживается онтология развития психики. Он так использовал схематическое изображение разных типов поведения.

Вспоминая пройденный материал, участники семинара рассказали о таких понятиях, как «появление потребности», «ненаполненность организма», которую необходимо заполнить. Появление подобных ощущений приводит к поведенческим изменениям, появлению «образа потребности», «соотношению желаемого и найденного». Энергетической составляющей, приводящей к изменению поведения, является возникновение чувства неудовлетворенности, появление за ним образа потребности. Поисковое поведение человека может быть прекращено в случае нахождения необходимого объекта, совпадающего с желаемым.

Анисимов О. С. обратил внимание слушателей на момент, в который происходит оценка результата поиска и необходимость дальнейшей деятельности. У человека может возникнуть удовлетворенность достигнутым результатом, однако если он не соответствует образу первоначального поиска, человек может изменить «образ этой потребности» (красное яблоко вместо зеленого). В случае неудовлетворенности и несоответствия желаемого и найденного, поиск продолжается. Подобное поведение докладчиком было названо «усложнением субъективного механизма деятельности». То есть, либо мы соглашаемся, и нас устраивает минимальное удовлетворение потребности, что связано с адаптацией конечного результата нашего поиска к найденному образу. Если же мы хотим достичь большего и получить именно тот результат, на который нацеливались на начальном этапе поиска, то это, чаще всего, связано с нашей готовностью продолжать поиск, делать его более результативным. По словам лектора, этот путь является более сложным. Серьезную роль здесь играет способность к внутренним личностным преобразованиям человека, которая напрямую связана с его мировоззрением и мироощущением. В процессе жизнедеятельности и удовлетворения любой человеческой потребности возникают различные внешние преграды, преодоление которых отражается в поведении. Влияние внешней среды особенно сказывается на поведении таких людей как психологи, актеры и другие. Однако в этой группе стоит отметить людей с ОВЗ, которые при достижении цели или удовлетворении появившейся потребности серьезно зависят от влияния внешней среды. 

Однако не все способны на серьезные внутриличностные преобразования и  изменения мотивации деятельности. В современном мире можно наблюдать огромную разницу в способах реагирования на среду и взаимодействие с ней отдельных индивидов. У кого-то отмечаются минимальные варианты изменяемости поведения, при которых не затрачиваются лишние усилия, другие затрачивают огромное количество ресурсов как психологических, так и энергетических. Подобное поведение присуще индивидам, которых не устраивает преобразование «желаемого» образа, и они хотят получить именно тот продукт потребления, к которому стремились.

В качестве примера преобразований в процессе жизнедеятельности Анисимов О. С. привел семейную жизнь, где муж и жена могут удовлетвориться существующим положением, согласиться с привычками партнера (даже дурными) или постараться изменить себя и свое отношение к ним. В этом случае, по словам лектора, возникает развилка из трех путей. Первый путь -  удовлетворение первым найденным объектом, и преобразование своей потребности в соответствии с ним, то есть ее адаптация. Второй путь - продолжение поиска желаемого объекта с приложением энергетических затрат. И третий – достижение желаемого путем личностных преобразований и адаптация к среде. Каждый субъект жизнедеятельности выбирает свою дорогу. Это зависит от приоритетов деятельности. Низшая ступень развития – это простое потребление и адаптация своих запросов, средняя ступень - продолжение поиска до получения желаемого. Высшая ступень жизнедеятельности - достижение цели путем собственных внутренних преобразований. Именно в этом отражается все типологическое разнообразие людей. 

Поведенческое многообразие и возможность изменения собственного поведения часто зависит от мотивации деятельности человека, на которую могут оказывать влияние несоответствующие запросам или изменившиеся условия среды. Все это может привести к внутренним преобразованиям личности, которые связаны с необходимостью адаптации или желанием соответствовать нормам, принятым в окружающем мире (среде).

Анисимов О. С. еще раз подчеркнул, что любые преобразования деятельности, внутренних запросов или адаптации потребляемого предмета зависят от возможности этих преобразований. Предмет потребления может поддаваться преобразованиям и в результате начать соответствовать желаемому образу потребности. Однако необходимо учитывать, что путь внутренних изменений более сложный, чем возможность использовать адаптированный предмет, который замещает желаемый образ.

В процессе семинара участники, следящие за трансляцией в он-лайн-режиме, так же принимали живое участие в дискуссии, высказывали свои мнения и мысли. Одно из мнений выглядело так. «Одно дело, когда ситуация не позволяет тебе что-то купить, и ты решаешь, что тебе это не нужно. Это легко. Другое дело, когда ситуация вынуждает тебя качественно перестроиться. Это требует колоссальных психологических затрат». В ответ на это мнение другой слушатель высказал свое. «Серьезные изменения в поведении и адаптацию к среде, а так же личностные преобразования хорошо заметны у лиц с ОВЗ, которые часто вынуждены преодолевать жизненные преграды, идя к поставленной цели».

Таким образом, участники семинара показали понимание разницы в усложнившемся поведении человека, которое ведет к самосовершенствованию личности. По мнению Анисимова О. С. простая динамика поведения происходит в процессе анализа конечного результата потребления и выбора пути жизнедеятельности. При потребительском отношении к жизни основой мотивации деятельности является «Эго».  При социальном отношении мотивация направлена на преобразование себя и среды, в которой находится личность. При этом «нам важны инструменты для оценки реальности и дальнейшей мотивации поведения». Здесь многое зависит от духовности человека и его внутренней социальной составляющей. В этом случае социально-ориентированная личность определяет перспективные направления движения и самосовершенствования. При этом происходит четкое разделение принципа преобразования действительности от принципа самопреобразования. Лектор отметил, что в любом обществе большое значение имеет конечная цель деятельности, которая поддерживает внутренние изменения человека, и направляет их, помогая преодолевать трудности во имя «высоких идеалов».

В процессе достижения цели личность сталкивается с различными препятствиями, которые необходимо оценить с точки зрения имеющейся потребности и затрат на их  преодоление. Подобная оценка ситуации предполагает наличие развитого сознания и самосознания, то есть образ мыслящего человека. Если на пути к достижению цели возникли препятствия, связанные с другим человеком, то преобразования могут быть направлены на этого человека.

Как было сказано выше, если преодоление препятствий невозможно, происходит адаптация к ним. Если это препятствие существует как отдельная личность со своими интересами, то здесь может быть использована адаптация в виде преобразований  отношений. Преобразование или коррекция отношений, по словам Анисимова О. С., может носить принципиально новый характер и выражаться в переходе к согласованности действий для снятия затруднений при коммуникативной деятельности.

Докладчик отметил, что такие преобразования в отношениях позволяют говорить о переходе с социально-динамического уровня жизнедеятельности на социокультурный. Социально-динамический уровень жизнедеятельности без наличия согласованности сторон, по словам Анисимова О. С., представляет собой ненадежные отношения, из которых любая сторона может выйти, при этом ни у одной из сторон нет обязательств.  Как пример были приведены семейные отношения. Если что-либо принадлежащее одному из партнеров, другой стремиться закрепить за собой, возможно возникновение конфликта или яростного сопротивления со стороны первого. Все это вызывает необходимость изменения отношений. Простое социально-динамическое поведение приводит к нарастанию конфликта (слезы, угрозы). В случае перехода к социокультурному уровню возникает необходимость поиска компромисса. Это принципиально новые отношения, возникающие в результате сопротивления одного из партнеров, которое становится препятствием к достижению цели. В этом случае совместное сосуществование возможно через согласованность действий. Этот уровень жизнедеятельности еще более сложный и предполагает равнозначность партнеров или равенство сторон. В согласованности предусматриваются различные договоренности, обсуждаются положительные и отрицательные стороны изменений, за этим следует выработка нормативных положений для согласованного поведения сторон. Теперь поведение становится взаимозависимым, и есть возможность дальнейшей жизнедеятельности с учетом интересов каждого.

Таким образом, подвел итог Анисимов О. С., можно говорить об определенных шагах на пути к достижению поставленной цели (удовлетворению потребности). Таких шагов десять. Вначале происходит возникновение потребности, намечается путь к ее удовлетворению. После этого осознается возможность присвоения объекта или адаптация запросов. Это связано с изменением (коррекцией) отношения к объекту потребления, либо коррекцией собственного поведения. Это момент проявления предпочтений личности. В то же время собственные запросы (удовлетворение потребности) соотносятся с нормами, принятыми в среде. В случае необходимости достижения согласованности действий следует договориться о компромиссном решении для удовлетворения потребности обеих сторон. Заключительным этапом такого поведения станет возможность возвращения к комфортному Бытию. Следовательно, можно говорить о наличии более сложных поведенческих актов и шагов при переходе на более высокий уровень жизнедеятельности, что является показателем саморазвития личности, в противном случае наступает ее деградация или регрессия.

 

Овчаренко В., студентка ФДО МГППУ