Мартынова Елена Александровна

Учёная степень: 
Доктор педагогических наук
Учёное звание: 
профессор
Должность: 
преподаватель профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета
Награды и регалии: 
1.1. Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования;
2.Медаль имени К.Д. Ушинского
3.Национальная премия в области развития общественных связей
4.Сертификат Уральского отделения РАО «За лучшую инновационную разработку»
Общая информация: 

Тема курса:
«Разработка адаптированных образовательных программ
высшего образования (программ бакалавриата и специалитета)
для студентов с инвалидностью и ОВЗ»
Вопросы для обсуждения:
1. Адаптированные образовательные программы как условие социальной и профессиональной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ при инклюзивном образовании;
2. Нормативная база для разработки адаптированных образовательных программ;
3. Структура адаптированной образовательной программы, содержание ее разделов и порядок разработки;
4. Адаптационные модули, их назначение и место в структуре адаптированных образовательных программ, порядок разработки;
5. Порядок реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях высшего образования;
6. Рекомендации по применению образовательных технологий и сопровождению учебного процесса студентов с инвалидностью и ОВЗ при реализации адаптированных образовательных программ.
Краткая аннотация курса:
Курс будет полезен педагогическим работникам образовательных организаций высшего образования; научным работникам, занимающимся вопросами инклюзивного образования; слушателям образовательных программ дополнительного профессионального образования; студентам вузов, обучающихся по педагогическим и психолого-педагогическим специальностям и направлениям подготовки; магистрантам и аспирантам.
Вебинар сопровождается аннотациями разработанных адаптированных образовательных программы и адаптационных модулей. Материалы подготовлены на базе Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет».

Практическая деятельность в сфере образования: 
Мартынова Е.А. с 1996 года занимается научными и практическими вопросами доступности высшего образования, внедрением и развитием инклюзивного образования в Челябинском государственном университете (базовое образовательное учреждение высшего профессиональн
С 2013 по 2015 гг. – научный руководитель государственных заданий Минобрнауки РФ «Нормативно-методическое и организационно-аналитическое обеспечение доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоров
Основные публикации: 
1. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными физическими возможностями в Челябинском государственном университете / Партнерство во имя развития.– Москва. – 1998. – С.196-201
2. Access to Higher Education for Disabled People: A systematic Approach at Chelyabinck State University in Russia / Higher Education in Europe, Brussel, Vol. XXIV, No. 3, 1999. – p.385-393
3. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями – Челябинск. – 2002. – 383с.
4. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями/Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Челябинский государственный университет. Челябинск.
5. Система обучения студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете / Дефектология. – 2004. – № 3. – С. 25-29.
6. The system for teaching handicapped students at Cheliabinsk State University/ Russian Education and Society// Forum. – Jork . – 2005. – Т. 47. № 7 – С. 33-40.
7. Инклюзия как концепция интеграции инвалидов в социальную среду средствами высшего образования /Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом. Киров. – МЦНИП. – 2013. – С.147 – 153.
8. К вопросу о внесении в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования изменений, направленных на обеспечение инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом ФЗ «Об образовании
9. Формирование адаптационных способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов на основе адаптированных образовательных программ высшего образования// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук)
10. Организационно-педагогические условия адаптации учебного процесса, отвечающего условиям инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях профессионального образования/Проблемы и перспективы о
11. К разработке образовательного адаптационного модуля, формирующего способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся в системе профессионального образования/Западно-Сибирский педагоги
12. Технологии реализации Конвенции ООН о правах инвалидов/СМАЛЬТА. Новосибирск – 2015. – № 3. С.29 – 33.
13. Структура и содержание адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-21370 (да
14. К вопросу о внедрении инклюзии в образовательных организациях профессионального образования – проблемы кадрового обеспечения/Достижения вузовской науки. Новосибирск: изд-во ЦНРС. – 2015. – №16.– С.27– 33.
15. Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе формирования общекультурных компетенций при инклюзивном профессиональном образо-вании / Социокультурная интеграция и специальное образование. М. – 2015.– С.496-493
16. К вопросу о разработке адаптированных образовательных программ высшего образования (бакалавриата и специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 201
Авторские разработки: 
1. Теоретические основы построения и функционирования системы инклюзивного высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
2. Нормативно-методическое и организационно-аналитическое обеспечение доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
3. Научно-методическое обеспечение разработки и внедрения специальных программ высшего образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Область научных интересов : 
1. Педагогика и психология высшего образования и профессионального развития, 2. Проблема доступности высшего образования, 3. Социальные и педагогические основы инклюзивного высшего образования, 4. Социальная и профессиональная адаптация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ при инклюзивном высшем образовании.