Мельник Юлия Владимировна

Учёная степень: 
Кандидат педагогических наук
Учёное звание: 
доцент
Должность: 
преподаватель,доцент кафедры социальных технологий Северо-Кавказского федерального университета
Награды и регалии: 
1.2007– Диплом I степени Северо-Кавказского государственного технического университета за лучший доклад в секции «Педагогика, психология, социология».
2.2010 – Почетная грамота Армавирской государственной педагогической академии за активное участие в проведении региональной научно-практической конференции «Становление и развитие инклюзивного образования в регионе Северный Кавказ».
3.2010 – лауреат конкурса «Научная работа» Северо-Кавказского государственного технического университета
4.2012 – благодарственное письмо Ставропольской краевой общественной благотворительной организации инвалидов с детства «Дельфин» за оказание педагогической помощи лицам, имеющим инвалидность с детства и их семьям
5.2014 – выигран грант программы Фулбрайта
Общая информация: 

Тема курса:
«Специфика педагогического менеджмента
при инклюзивном обучении нетипичного учащегося в вузе:
семантический анализ зарубежного опыта»
Вопросы для обсуждения :
1. Понятие и основные концепции педагогического менеджмента инклюзивного обучения в рамках западной рефлексии;
2. Педагогический менеджмент в вузе: отличительные особенности и специфика;
3. Комплексный семантический анализ базовых диспозиций западного педагогического менеджмента в сфере инклюзивного обучения нетипичных учащихся в вузе;
4. Роль и функциональная характеристика ресурсных центров инклюзивного образования как ведущих субъектов формирования образовательной политики инклюзии в вузе.
Краткая аннотация :
Реализация оптимального педагогического менеджмента в вузе выступает ключевым условием формирования релевантной образовательной политики в учреждениях высшего профессионального образования, что непосредственным образом улучшает в дальнейшем и актуализирует перспективы социальной инклюзии и адаптации молодых людей с ОВЗ в обществе.
Ведущий вебинара изучал данную проблематику как в рамках административной работы в Многопрофильном сервис-центре социального образования и социально-реабилитационных услуг, а затем в Центре инклюзивного образования Северо-Кавказского федерального университета, так и имел возможность ознакомиться с практическим опытом ресурсных центров развития инклюзивного обучения в США и Канаде. На вебинаре будет представлен данный опыт, а также рассмотрены следующие основные вопросы:
• Что понимается под педагогическим менеджментом на Западе?
• Какие условия необходимо создать в вузе для успешного становления и развития в нем инклюзивного педагогического менеджмента?
• Какие функции возлагаются на Западе на ресурсные центров инклюзивного обучения?
• Какова роль различных субъектных групп, вовлеченных в построение инклюзивной образовательной политики в странах Запада?
Тема курса:
«Методологические основы инклюзивного образования в странах Запада (Канада, США, Великобритания)»
Вопросы для обсуждения (структура вебинара):
1. Функциональная роль методологии инклюзивного образования в странах Запада.
2. Дескриптивный анализ вариативных подходов к инклюзивному образовательному процессу на Западе (инверсионного, экосистемного, кондуктивного, экзистенционально-трансцендентального, личностно-ориентированного, командный и др.)
3. Современные проблемы методологии инклюзивного образования в странах Запада и пути их устранения.
Краткая аннотация :
В современных психолого-педагогических условиях построения образовательного процесса инклюзивное образование является наиболее перспективной и актуальной формой обучения всех детей, поскольку представляет собой специфическую организацию учебно-воспитательного процесса, в рамках которого реализуется специфическая тактика удовлетворения особых образовательных потребностей каждого субъекта обучения. В этом аспекте ключевую роль играет грамотное понимание и последующая апробация на практике различных подходов к инклюзивной образовательной деятельности.
В ходе своей лекционной и административной деятельности ведущий вебинара разрабатывал и реализовывал на практике комплексный методологический арсенал инклюзии в образовании. На вебинаре будут приводиться примеры из данного опыта, рассматриваться проблемы и трудности по практическому применению тематической методологии.
В рамках занятий будут раскрываться различные вопросы, наиболее важными из которых являются следующие:
• Что понимается под методологией инклюзивного образования на Западе, и каковы ее основные цели?
• Какие базовые подходы к инклюзивному обучению и воспитанию обычно применяются в западных странах?
• Как выбрать правильный подход при работе с нетипичным учащимся в инклюзивном классе?
• Как в западных странах преодолевается возникающая методологическая проблематика в сфере инклюзивного обучения?
Тема курса:
«Теоретико-концептуальная парадигма зарубежной рефлексии инклюзивного образования»
Вопросы для обсуждения (структура вебинара):
1. Понятие особых образовательных потребностей и инклюзивного образования в контексте западной рефлексии.
2. Модуляционный анализ вариативных концептуальных трактовок инклюзивного обучения (телеологической, сервисной, коммуникативно-интерактивной, мейнстримизационной и др.).
3. Функциональный потенциал методики SWOT-анализа как фактора концептуализации инклюзивного обучения.
Краткая аннотация:
Современная педагогическая теория и практика отчетливо показывают эффективность и оптимальность инклюзивной формы обучения всех детей, включая нетипичных.
На основе собственных теоретических разработок и концептуально-практического опыта знакомства с зарубежной моделью инклюзивного обучения и воспитания ведущий вебинара рассмотрит ряд вопросов, касающихся следующих тематических блоков:
• социально-педагогической и психологической сущности инклюзивного образования и его вариативных концептов на Западе;
• смысловой нагрузки нетипичности как научно-понятийной категории;
• главных преимуществ и недостатков инклюзивной модели обучения;
• ведущих концептуальных тенденций в сфере инклюзивного образования в зарубежных странах;
• компаративных элементов осмысления инклюзивного образования в странах Запада и России.
Тема курса:
«Технологическая база инклюзивного образовательного процесса
в зарубежных странах
Вопросы для обсуждения:
1. Базовые телеологические ориентиры технологий инклюзивного обучения нетипичных учащихся в странах Запада.
2. Основные социально-педагогические условия апробации технологий инклюзивного образования на Западе.
3. Комплексная характеристика зарубежного технологического арсенала инклюзивного образования.
4. Перспективы расширения технологического спектра инклюзивного обучения нетипичных учащихся в странах Запада.
Краткая аннотация :
Технологические основы построения инклюзивного образовательного процесса являются сегодня одной из наиболее актуальных составляющих образовательного континуума, что детерминировано принципиальной возможностью вовлечения нетипичного учащегося в образовательные реалии только при условии релевантной технологической организации рассматриваемого аспекта.
Ведущий вебинара имел опыт практического внедрения технологий инклюзивного образования в ходе работы со студентами, имеющими ОВЗ, в Центре инклюзивного образования Северо-Кавказского федерального университета. Кроме того, лектор имеет богатый опыт практико-ориентированного познания технологий инклюзивного обучения при получении им образования по инклюзивной форме при наличии ДЦП. На вебинаре будут приведены примеры всех указанных аспектов и рассмотрены следующие основные моменты:
• сущность западной интерпретации технологий инклюзивного образования и их цели;
• применимость вариативных приемов и методик работы по отношению к нетипичным учащимся в инклюзивном классе в странах Запада и их потенциальная возможность апробации в России;
• индикаторы успешности апробации технологий инклюзивного образования в странах Запада;
• возникающие трудности при использовании технологий инклюзивного обучения и пути их преодоления на Западе.

Практическая деятельность в сфере образования: 
Имеет личный практический опыт инклюзивного обучения на школьном и университетском уровнях. Занималась реализацией внедрения технологий инклюзивного обучения в вузе в рамках работы Центра инклюзивного образования Северо-Кавказского федерального университе
Основные публикации: 
1. Мельник, Ю.В. Социально-педагогические условия формирования техник кооперации в инклюзивном классе. Статья размещена на сайте ООН. – Режим доступа на сайт и на статью: https://sustainabledevelopment.un.org//index.php?page=view&type=9502&menu=1565&nr=5#
2. Мельник, Ю.В. Социально-педагогические аспекты инклюзивного образовательного процесса // Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия». Екатеринбург, 2015. - № 11 (63) декабрь 2015 .- 166с.
3. Мельник, Ю.В. Формирование мотивационно-ценностного поля инклюзивного образовательного процесса // Materials of the X International scientific and practical conference, «Trends of modern science». Volume 13. Pedagogical sciences.Sheffield.Science and e
4. Мельник, Ю.В, Strategies of forming equal communication with non-typical child in inclusive class // Global Science and Innovation [Text]: materials of the I International Scientific Conference, Vol. II, Chicago, December 17th-18th , 2013 / Publishing
5. Мельник, Ю.В. Социально-педагогические детерминанты инклюзивного образования: компаративный анализ западных и российских представлений // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. Вып. 11
6. Мельник, Ю. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е. И. Жукова, Т. П. Павленко, Ю. В. Мельник [и др]; под общ. ред. Н. В. Лалети
7. Мельник, Ю. В. Общее инклюзивное образование нетипичных детей в странах Запада: теория и методология: монография / Ю. В. Мельник, Е. И. Зритнева. – Ставрополь: ФГБОУ ВПО «СевКавГТУ», 2011. – 112 c.
Авторские разработки: 
1. В контексте инклюзивного образовательного процесса определена инновационная понятийная научная категория «нетипичность». (2012 г.)
2. Создан учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии инклюзивного образования» для учащихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (2015 г.)
Область научных интересов : 
Является членом рабочей группы по науке и образованию ассоциации стран БРИКС, а также принимала участие в гражданском форуме БРИКС. Имеет опыт сотрудничества с Всемирным Банком (г. Вашингтон, США), Британским Советом, университетом г. Виннипега (Канада), Оксфордским университетом по вопросам особых образовательных потребностей и инклюзии.