Одинцова Мария Антоновна

Учёная степень: 
кандидат психологических наук
Учёное звание: 
профессор
Должность: 
Преподаватель,профессор кафедры психологии и педагогики факультета дистанционного обучения МГППУ
Общая информация: 

тема курса:
«Как правильно разработать хороший тренинг?»
Вопросы для обсуждения :
1.Базовые составляющие тренинга.
2.Структурные элементы тренинга.
Краткая аннотация :
Тренинг – это «лаборатория нового опыта». В этой лаборатории слушатели ознакомятся с базовыми составляющими тренинга. Проанализируют виды тренингов. Ознакомятся со структурными элементами тренинга: информационный, практический, результативный. Попробуют на практике разработать главную идею (концепцию) своего авторского тренинга. Ознакомятся с качественной структурой тренинга. И смогут воплотить в жизнь некоторые элементы своего уникального тренинга.
Каждый слушатель получает пакет материалов по программе курса.
Тема курса:
«Проективные методы исследования в сказкотерапии»
Вопросы для обсуждения :
1.Что такое проекция.
2.Возможность использования проективных методик в сказкотерапии

Краткая аннотация :
Проективные методы исследования личности – одна из наиболее интересных областей психодиагностики и психологической практики, получившей в последнее время широкое распространение.
На курсах рассматриваются вопросы возможности использования проективных методик в психологической практике, теоретические основы, методологические шаги проведения и анализа проективных методик.
Сказкотерапия рассматривается как одно из направлений психологической помощи не только детям, но и взрослым. Делается анализ понятия сказки, типологии сказок. Участники знакомятся с некоторыми авторскими проективными методиками и осваивают методологию воплощения их в сказках, а также обучаются мастерству написания сказок. Курс сопровождается интерактивными методами обучения.
На занятиях слушателям будут представлены различные темы практикумов.
Каждый слушатель получает пакет материалов по программе курса.
Тема курса:
«Психотерапия психологических травм»
Вопросы для обсуждения :
1.Психологическая травма: понятие, виды.
2.Посттравматические стрессовые расстройства и другие реакции человека на травматические ситуации
3.Техники и методики психотерапии травматического опыта человека.
Краткая аннотация :
Большинство людей имеют опыт хотя бы одного травматического события в течение жизни, четверть из них в конечном итоге переживают посттравматические стрессовые расстройства. Травматические события нарушают привычный образ мыслей и действий, зачастую трагически меняют жизненный мир людей, их мышление и модели поведения.
Рассматривается проблема понимания психологической травмы, классификация психологических травм, посттравматические стрессовые расстройства и другие реакции человека на травматические ситуации, динамика реакций человека на потенциально травматические события. Участники осваивают модель обороны от травматических событий, познают возможности посттравматического роста и развития личности в потенциально опасных ситуациях. Главной темой является психотерапия психологических травм. Участники осваивают различные техники и методики психотерапии травматического опыта человека. Курс сопровождается интерактивными методами обучения.
На занятиях слушателям будут представлены различные темы практикумов. Каждый слушатель получает пакет материалов по программе курса.
тема курса:
«Секреты жизнестойкости»
(освобождение от установки «жертва»)
Вопросы для обсуждения :
1.Пораженческая психология: что это такое.
2.Триада жизнестойкость-жизнеспособность-жизнетворчество.
3.Пути преодоления установки на поведение жертвы.
Краткая аннотация :
В программу включены базовые принципы теорий жизнестойкости, жизнетворчества, жизнеспособности.
Программа имеет гибкую структуру. В нее включены такие темы теоретического блока как: игровые и социальные роли жертвы. Что такое пораженческая психология? Рентные установки как препятствие развитию жизнестойкости. Триада жизнестойкость-жизнеспособность-жизнетворчество. Стратегии работы с клиентами, наделенными игровыми ролями жертвы. Стратегии работы с клиентами с социальной ролью жертвы.
На занятиях слушателям будут представлены различные темы практикумов. Каждый слушатель получает пакет материалов по программе курса
Тема курса:
«Профилактика школьной травли»
Вопросы для обсуждения :
1.Травля, моббинг: понятия.
2.Скрытая и открытая виктимные игры.

Краткая аннотация :
Особенности жертв школьной травли. Скрытая и открытая виктимные игры. Сильные и слабые стороны участников виктимной игры. Ресурсы участников виктимной игры.
На занятиях слушателям будут представлены различные темы практикумов.
Каждый слушатель получает пакет материалов по программе курса.

Практическая деятельность в сфере образования: 
1991–2001 гг. – практический психолог гимназии № 5 г. Минска, Республика Беларусь. Работа с одаренными детьми и подростками и их родителями
2001 - 2007 гг. – в Международном гуманитарно-экономическом институте на кафедре психологии (г. Минск);
2007 - 2010 гг. – в Институте психологии и педагогики на кафедре общей и практической психологии (г. Москва)
2009 - 2012 гг. – в университете РАО на кафедре социальной психологии (г. Москва)
с 2012 по настоящее время в МГППУ на кафедре психологии и педагогики Дистанционного обучения
Преподает на курсах повышения квалификации (ГОУ ДПО Учебно-методический центр по профессиональному образованию, г. Москва) для педагогов и психологов
Основные публикации: 
1. Психология жертвы: Сказкотерапия для взрослых. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2010, 2012, 2015. – 240 с.
2. Многоликость «жертвы», или немного о Великой манипуляции: Система работы, диагностика, тренинги. М.: МПСИ, Изд-во «Флинта», 2010. – 256 с. (Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования)
3. Введение в общую психологию: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Институт психологии и педагогики, 2010. – 363 с.
4. Практикум. Общая и социальная психология личности: учебно-методическое пособие. М.: Институт психологии и педагогики, 2011. – 191 с.
5. Психология стресса: учебник для бакалавров. М.: Юрайт. 2016.
Область научных интересов : 
1. Психология личности 2. Психологическая диагностика 3. Психологическое консультирование 4. Психологическое сопровождение и психологическая коррекция 5. Психология успеха