Щербакова Анна Михайловна

Учёная степень: 
кандидат педагогических наук
Учёное звание: 
профессор
Должность: 
Преподаватель,профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ
Награды и регалии: 
1.2012 г. – Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
2.2007 г. – медаль им. Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки».
Общая информация: 

Тема курса:
«Реабилитационно-образовательная среда инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ»

Практическая деятельность в сфере образования: 
1994 г. – защита кандидатской диссертации «Формирование у учащихся вспомогательной школы умения ориентироваться в задании (на примере обучения моделированию швейных изделий)».
1995-1996 гг. – научный куратор международной российско-голландской программы «Выготский root» (Институт коррекционной педагогики РАО).
1995-1998 гг. – научный руководитель проекта «Трудовое обучение» в совместной Российско-фламандской программе «Специальное образование».
1996-2004 гг. – научный руководитель и соавтор проекта «Психолого-педагогическая помощь семье с приемным ребенком (Школа опекунов-родителей)».
С 1997 - член Ассоциации детских психиатров и психологов; член редколлегий журналов «Вопросы психического здоровья детей и подростков» и «Клиническая и специальная психология».
2001-2008 гг. – научный руководитель ГЭП по теме «Построение модели профессионального образования подростков-сирот с интеллектуальной недостаточностью».
2004-2010 гг. – научный руководитель ГЭП по теме «Обеспечение доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья».
2007-2009 гг. – координатор направления «Психологическая реабилитация и коррекция» (МГППУ) национального инновационного проекта «Образование».
С 2000 г. по настоящее время является членом оргкомитета и жюри фестиваля особых театров «Протеатр».
Инициатор и организатор регулярной международной конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2011, 2013) результаты работы которых, открывают новые перспективы в становлении и реализации психо
Разработчик и руководитель магистерской программы «Психологическая реабилитация в социальной сфере».
Основные публикации: 
1. Щербакова А.М., Забавская А.А. Субъективная оценка качества жизни молодыми инвалидами с ментальной недостаточностью [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru
2. Shcherbakova A. Self-actualization of individuals with intellectual disability: role of the environment// Social Welfare Interdisciplinary approach. 2012. Volume 1 (3). – Р.86-92.
3. Щербакова А.М. Психологическая реабилитация: содержание деятельности и подготовка специалистов (израильская модель) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/index.shtml
4. Щербакова А.М. Представления о семье и родительской роли взрослого у детей-сирот, воспитывающихся в институциональных условиях: проблема и пути решения/ Формирование представлений о семье и семейных отношениях в условиях образовательного учреждения для
5. Щербакова А.М. Качество жизни людей с интеллектуальной недостаточностью – от концепции к технологии / Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / Отв. ред. А.М. Щербакова. – М., 2011. –
6. Щербакова А.М., Шехорина А.В. Факторы, определяющие психологическую устойчивость в трудных жизненных ситуациях/ Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / Отв. ред. А.М. Щербакова. – М
7. Щербакова А.М. Подготовка студентов-психологов к работе с терминальными больными (в рамках специализации «Психологическая реабилитация») [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_
8. Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная характеристика отношения к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции// Психологическая наука и образование. 2010. № 5. – C. 77-86
9. Щербакова А.М. Психологические аспекты реабилитационной среды // Другое детство: Сборник научных статей. – М.: МГППУ, 2009
Авторские разработки: 
Автор программ учебных дисциплин «Реабилитационная психология», «Психология устойчивости», «Основы дефектологии», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка, оставшегося без попечения родителей», которые