Пряжникова Елена Юрьевна

Учёная степень: 
Доктор психологических наук
Учёное звание: 
профессор
Должность: 
Преподаватель,профессор кафедры теория и практика управления факультета государственного и муниципального управления, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения ФБОУ ВО МГППУ
Награды и регалии: 
1. Почетная грамота Департамента образования города Москвы
2. Благодарственное письмо от Комитета по науки и образованию Совета Федерации России
Общая информация: 

Темы курса:
Личностно-профессиональное самоопределение студентов с инвалидностью и ОВЗ
Вопросы для обсуждения :
1. Определение реальной проблемы профессионального самоопределения студента с ОВЗ
2. Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельности оптанта как основа профессионального выбора
3. Комплексное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии
4. Рассогласование идеального и реального образа профессии, мотивации профессионального выбора, неадекватная самооценка
5. Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения
6. Коррекция профессионального выбора
Краткая аннотация:
Тематика данного курса предполагает обсуждение вопросов связанных с организацией психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального определения студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Будут рассматриваться практические аспекты работы, организационно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов с ОВЗ, а также будут обсуждаться вопросы реализации поэтапной работы по программе психолого-педагогической поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ, позволяющей изучить и повысить качество планирования личных профессиональных перспектив по следующим компонентам:
- осознание себя как субъекта профессиональной деятельности;
- умение делать профессиональные выборы, используя собственные способности и возможности;
- стремление к получению и использованию новой информации о профессиях при планировании будущей профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно ориентироваться в социально-экономической ситуации и принимать решение вне зависимости от жизненных обстоятельств и других людей;
- стремление к профессиональному мастерству.

Тема курса:«Профессионально важные качества преподавателей, необходимые для работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ»
Вопросы для обсуждения:
1. «Модель специалиста», работающего со студентами с инвалидностью и ОВЗ
2. Базовые профессионально важные качества преподавателя ВУЗа
3. Этика делового общения со студентами с инвалидностью и ОВЗ
4. Социально-психологические проблемы взаимодействия со студентами с инвалидностью и ОВЗ
5. Роль преподавателя в становлении личности студента с инвалидностью и ОВЗ
Краткая аннотация:
В рамках данного курса предполагается подробное рассмотрение целого ряда сложных и актуальных вопросов работы преподавателя ВУЗа со студентами с инвалидностью и ОВЗ.
Главный акцент будет сделан на размышлении о содержании и структуре «модели специалиста», работающего в непосредственном контакте с особыми студентами, о формах подготовки преподавателя к работе в аудитории со студентами с ОВЗ. Также будут обсуждаться вопросы социально-психологического взаимодействия (индивидуального и группового) как со студентами с ОВЗ, так и с ближайшим окружением данной категории учащихся. Будут рассмотрены общие этические принципы и характер делового общения преподавателя и студента с инвалидностью и ОВЗ.

Практическая деятельность в сфере образования: 
1. Профессиональное консультирование подростков и молодежи • организация профориентационной работы в образовательных учреждениях
2. Профориентационные семинары для подростков (с использованием авторских активизирующих методик)
3. Профориентационные курсы для слабозащищенных категорий населения
4. Консультирование педагогов и психологов по вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях
5. Авторские обучающие семинары для педагогов и психологов, отвечающих за профориентационную работу в образовательном учреждении
6. Курсы повышения квалификации педагогов, психологов-профконсультантов в системе образования и социальной защиты
7.2001 г. – защита докторской диссертации по специальности 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика на тему «Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультантов»
8.Член Диссертационного совета Д-850.013.01 и Диссертационного совета Д-850.013.02 на базе МГППУ и Д-212.263.01 на базе Тверского государственного университета
Основные публикации: 
1. Психология труда: теория и практика. Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 520 с. Серия: бакалавр. Базовый курс. Гриф УМО Министерства образования и науки РФhttp://books.academic.ru/book.nsf/59206945/
2. Диагностические материалы для самотестирования: учебное пособие для учащихся 10-11 классов.- М.: ИЦ «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 144 с.- Серия «Профессиональная ориентация»)http://www.lyceum1501.ru/files/library/lib_announce_2011-09.p
3. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультантов. Монография. Брянск: Брянский областной центр профориентации молодежи, 2001http://www.childpsy.ru/lib/authors/id/10914.php
4. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога: монография. М.: Образовательная академия «Континент», 2001
5. Психология труда и человеческого достоинства. 6-е издание. - М.: Академия, 2012 (совм. с Н. С. Пряжниковым)http://psychlib.ru/mgppu/PPt-2009/PPt-478.htm
6. Профориентация. Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений. – М.: Академия, 2005 (совм. с Н. С. Пряжниковым). Гриф УМО Министерства образования и науки РФ http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_22222.pdf
7. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот: монография. - Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2006.
8. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза. Монография. - Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2008., 233 с.
9. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения: монография – Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2009 – 128 с.
10. Методические рекомендации по организации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных технологий. Москва: МГППУ, ООО "Сам полиграфист", 2015. - с. 96-124.
11. Методические рекомендации по организации профориентационной работы со студентами с инвалидность Москва: МГППУ, ООО "Сам полиграфист", 2015. - с. 124-171.
12. Психологические аспекты профессионального самосознания профконсультантов. Монография.- Курск, 2015 – 242 с.
Авторские разработки: 
1. Профориентационная карточно-бланковая игра «Комплимент» (Видеопособие)
2. Психология труда (ЭУМК)
3. Профориентационная игра «Древо профессий»
4. Профориентационный активизирующий опросник «Перекресток профессий»
5. Профориентационная программа «30 шагов к профессии»
Область научных интересов : 
1. профориентация; 2. психология труда; 3. этические основы деятельности специалиста социальной сферы; 4. профессиональное образование.