Сорокова Марина Геннадьевна

Учёная степень: 
Доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
Учёное звание: 
Профессор
Должность: 
Преподаватель, профессор кафедры Прикладной математики факультета Информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ)
Награды и регалии: 
Медаль им. Г.И. Челпанова 2-й степени «За вклад в развитие психологической науки»
Общая информация: 

Программа дополнительного профессионального образования
«Математические методы в психологии и педагогике»
Модуль «Многомерные статистические методы»
Темы и вопросы для обсуждения:
1.Факторный анализ.
2. Кластерный анализ.
3. Регрессионный анализ.
4. Стандартизация и адаптация тестов.
Краткая аннотация модуля:
Современное экспериментальное исследование в области психологии или педагогики предполагает количественный анализ большого объема данных. Выводы такого исследования становятся обоснованными только тогда, когда они сделаны на основе результатов применения соответствующих методов математической статистики. Именно количественный анализ эмпирических данных служит арбитром при формулировании окончательного вывода о том, подтверждается ли выдвинутая в теоретической части работы исследовательская гипотеза. Грамотная математическая обработка эмпирических данных – требование международных стандартов научного исследования.
Модуль предполагает изучение многомерных статистических методов, широко применяемых в современной психологии: методов факторного анализа, кластерного анализа, множественного регрессионного анализа, а также математических процедур стандартизации и адаптации психологических тестов. Программа носит практический характер, обучение проводится на примерах из области психолого-педагогических исследований. Используются следующие методы: лекции и практические занятия с демонстрацией слайдов и показом техники работы в статистическом пакете SPSS. Занятия проходят в интерактивной форме: слушатели могут общаться с преподавателем и другими участниками через чат.

Модуль «Количественный анализ данных психологического
и педагогического исследования в SPSS»
Темы и вопросы для обсуждения:
1. Описательная статистика в SPSS. Критерии согласия.
2. Анализ 2-х выборок в SPSS: параметрические и непараметрические методы.
3. Анализ связи признаков в SPSS с помощью корреляционного анализа и таблиц сопряженности.
4. Однофакторный анализ в SPSS: параметрические и непараметрические методы.
Краткая аннотация вебинара:
Современное экспериментальное исследование в области психологии или педагогики предполагает количественный анализ большого объема данных. Выводы такого исследования становятся обоснованными только тогда, когда они сделаны на основе результатов применения соответствующих методов математической статистики. Именно количественный анализ эмпирических данных служит арбитром при формулировании окончательного вывода о том, подтверждается ли выдвинутая в теоретической части работы исследовательская гипотеза. Грамотная математическая обработка эмпирических данных – требование международных стандартов научного исследования.
Модуль включает все основные методы математико-статистической обработки данных эмпирического исследования в психологии и педагогике. Программа носит практический характер и нацелена на обучение слушателей навыкам работы в современном статистическом пакете SPSS. Обучение проводится на примерах из области психолого-педагогических исследований. Используются следующие методы: лекции и практические занятия с демонстрацией слайдов и показом техники работы в SPSS. Занятия проходят в интерактивной форме: слушатели могут общаться с преподавателем и другими участниками вебинара через чат.

Практическая деятельность в сфере образования: 
1994 - 2004 – доцент Московского педагогического государственного университета (МПГУ)
с 2005 по настоящее время – профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).
Основные публикации: 
1. Сорокова М.Г. Однофакторный анализ для независимых выборок: видеопособие [Электронный ресурс] / М.Г. Сорокова; ФДО МГППУ. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (1014 Мб). – М.: МГППУ, 2011. – 1 DVD. – Загл. с этикеток дисков.
2. Сорокова М.Г. Требования к математической обработке данных в выпускной квалификационной работе: видеоконсультация [Электронный ресурс] / М.Г. Сорокова; ФДО МГППУ. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (3062 Мб). – М.: МГППУ, 2011. – 1 DVD. –
3. Сорокова М.Г. Математические методы в психологии: непараметрическая статистика: Учебное пособие. – М.: МГППУ, 2011. – 281 с.
4. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 6-е изд. – М.: Изд. центр «Академия, 2014. – 384 с.
5.Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.Г. Сорокова. – Саарбрюкен : Palmarium Academic Publishing, 2014. – 405 с. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=180853 (дата обращения: 0
6. Сорокова М.Г., Сороков Д.Г. Математика по методу Монтессори для дошкольников и школьников : Учебное пособие / М.Г. Сорокова, Д.Г. Сороков. – М.: Форум, 2015. – 400 с.
7. Sorokov D.G., Sorokova M.G. Features of perception of the family systems state by married couples from clubs of the young families // International Journal of Developmental and Educational Psychology. INFAD: Revista de Psicologia. Año: XXV, № 1-Vol.
8. Сорокова М.Г. Апробация опросника Г.А. Цукерман «Всегда — иногда — никогда» для диагностики метапредметных навыков учащихся пятых классов // Культурно-историческая психология. 2013. №2. – C. 73-80.
9. Конина, М.А., Холмогорова, А.Б., Сорокова, М.Г. Феномен неограниченного сексуального поведения в современном обществе: патологические тенденции культуры или патология личности? // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - № 2. - С. 88-118
10.Сорокова М.Г., Ермаков С.С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73546.shtml (дата обращени
11.Сорокова М.Г., Юркевич В.С. Стандартизация теста «СПМ Плюс Равена» на московской выборке // Дефектология. – 2014. - № 6. – С. 28-37.
Область научных интересов : 
1. математические методы анализа эмпирических данных в психологии и педагогике 2. система М. Монтессори в России и за рубежом 3. проблемы современной зарубежной дошкольной педагогики