19 марта 2016 г. для студентов ФДО МГППУ состоялся очередной вебинар (занятие № 5) по подготовке он-лайн консультантов

 

19 марта 2016 г. для студентов ФДО МГППУ состоялся очередной вебинар (занятие № 5) по подготовке он-лайн консультантов, где ведущей выступиларуководитель благотворительного фонда «Твоя территория. Онлайн» (г. Санкт-Петербург) - Екатерина Федорова.
Темой этого занятия сталосамоповреждающее поведение в среде подростков, которое является довольно распространенным явлением. Само понятие «самоповреждающее поведение» подразумевает преднамеренное причинение человеком вреда собственному телу. Однако такое действие не нацелено на прекращение жизни.Самоповреждающее поведение можетпроявляться в различных формах - щипанииили царапаниикожи, вывихахсуставов пальцев, расчесывании ран,выдергивании волос, самопорезах или самоожогах. Такое поведение может быть результатом нарушений в межличностном и социальном плане илирасстройстом аутистического спектра (затруднений при социальном взаимодействии и коммуникациях).
Ведущая вебинарарассказала студентам-психологам ФДО МГППУ, что обращения подростков с проблемой самоповреждающего поведения являются достаточно частыми в их службу. Дети разных возрастов обращаются к консультантам за помощью исообщают, что наносят себе различные травмы или ожоги. Чаще всего это порезы на руках или на сгибах коленей.
При подобных обращениях консультанту следует отличать самоповреждающее поведение от попыток суицида. А это возможно только в случае выяснения цели совершаемых подростком действий. Если в ходе разговора с ребенком становится ясно, что у него не было стремления к смерти, а лишь преднамеренноепричинение вреда собственному телу, то специалист начинает работу с подростком, выясняя причины такого поведения, его периодичность, а так же способ совершения самоповреждающих действий.
Как отметила Екатерина Федорова, сотрудники Центра знают, что подобное поведение может быть связано с психической патологией, поэтому необходимо выяснить, наноситсяли травма, порез ежедневно и в течение какого времени, что этому предшествовало, какие отношения существуют в семье и окружении обратившегося подростка.
На вебинаре студенты узнали, что самоповреждающее поведение делится на три типа. Оно бывает девиантным, просоциальным и личностно-дисфунциональным. К девиантному типу относятся действия, носящие демонстративный и шантажный характер. Они совершаются с целью привлечения к себе внимания и достижения определенных целей. А так же свидетельствуют о нарушении детско-родительских или внутрисемейных отношений.
Просоциальный тип самоповреждающего поведения является результатом стремления подростка к самовыражению. Как правило, в этом случае у подростка имеются серьезные нарушения в эмоциональной сфере. Ведущая вебинара объяснила, что такой тип поведения проявляется импульсивно, а действия совершаются не всегда осознанно. Нанесение самоповреждений с таким типом поведения приносит подросткам некое облегчение, чтоприводит к временной эмоциональной стабилизации. Такие действия, как правило, носят компенсаторный характер.
Личностно-дисфункциональный тип самоповреждающего поведения, по словам ведущей вебинара, носит самоуничижительный характер и используется в случае гнева на самого себя или недовольства собой. Здесь самоповреждения наносятся тайно с целью наказания себя.
Выявление причин отклоняющегося поведения у обратившегося подростка дает консультанту понимание типа самоповреждающего поведения, его состояния и необходимости вопросов, задаваемых в каждом конкретном случае.Определение типа самоповреждающего поведения консультантом объясняет причины и переживания подростка.
При обращении подростков в Центр психологической помощи «Твоя территория» консультант должен проявить эмпатию, поддержку, принять ребенка таким, какой он есть, понять его и спросить о его чувствах в момент нанесения самоповреждений и после совершения подобных действий, а так же что он чувствует в данный период времени. При построении диалога с подростком консультант может задавать такие вопросы как: «Что ты чувствуешь до и после совершение порезов?», «Что тебе не нравится в этом?», «Что ты хочешь изменить в своем поведении?» Ответы обратившегося за помощью: «Трудно остановиться… Могут увидеть…» так жедают возможность определить тип самоповреждающего поведения, и на этом основании обсуждать с ним приемлемые копинг-стратегии.
Как отметила ведущая, очень часто самоповреждающее поведение свидетельствует о незрелости подростков и неумении найти другой способ обращения внимания на себя или стабилизации собственного эмоционального состояния. Позвонив в службу помощи, подросток может говорить, что чувствует облегчение или вину после совершения самоповреждений, но не в состоянии избавиться от таких поступков. В этом случае специалист уделяет большое внимание подростку и высказывает свое мнение относительно повреждений собственного тела: «Этот способ небезопасен… Он может привести к заражению крови». И в то же время вместе с подростком пытается найти иные способы его самовыражения, облегчения эмоциональной напряженности или привлечения внимания окружающих. При этом консультант оказывает безусловную поддержку подростка, проявляет веру в его способность избавиться от негативной привычки. В процессе общения с подростком психолог так же выясняет, что могло послужить причиной самоповреждающего поведения, когда это началось, и что его беспокоит в настоящее время.
На вебинаре студенты ФДО МГППУ узнали, что одной из причин таких действий у подростков может стать проблема одиночества, которая ими часто не осознается, но является фактором негативного собственного восприятия. Специалист, работающий с подростками, должен помнить, что ребенка не стоит переубеждать в каких-либо его действиях или поступках, поскольку это отрицательно скажется на взаимодействии с ним. Необходимо проявлять всяческую поддержку и чуткость. Ведь уже то, что подросток обратился к психологам за помощью, является серьезным шагом с его стороны. Важно дать подростку время и вместе с нимпоискать новые способы поведения. В трудные моменты жизни подростку можно предложить отвлечься, позвонив друзьям, попробовав выразить свои эмоции или переживания на бумаге или сменив обстановку.
Техника активного слушания со стороны, обратная связь, перефразирование или отражение чувств, используемые психологом в процессе общения, позволят подростку раскрыться, понять, что его принимают таким, какой он есть. Консультанту же это дает возможность узнать, повлияла ли беседа на улучшение или стабилизацию эмоционального состояния подростка. Возможность высказаться, рассказать о чувстве вины или переживаниях помогают подростку по-другому взглянуть на ситуацию и свое поведение в ней.
Во второй половине вебинара студентам ФДО МГППУ было предложено попробовать себя в роли «консультанта» или «подростка», обратившегося за психологической помощью. Для этого в чате вебинара в течение некоторого времени «шел» диалог «консультанта» (Юлия Баитова) и «подростка» (Екатерина Федорова), после чего ведущей были разобраны основные моменты построения и ведения диалога.
В целом же, практическая часть была признана Екатериной Федоровой удачной. При этом она заверила студентов, что на последующих занятиях будет уделять больше времени практической части, на которой студенты смогут отрабатывать навыки профессионального консультирования.

Овчаренко Валентина, студентка 5 курса