21 марта 2016 г. прошло шестое занятие по подготовке он-лайн консультантов

 

21 марта 2016 г. прошло шестое занятие по подготовке он-лайн консультантов, в котором приняли участие студенты Московского городского психолого-педагогического университета. Данный вебинар полностью был посвящен практической части, как и обещала на предыдущей встрече Екатерина Федорова, руководитель благотворительного фонда «Твоя территория. Онлайн» (г. Санкт-Петербург).
В процессе вебинара студенты ФДО МГППУ поочередно «вживались» в роль «консультантов» и «подростков», где каждому необходимо было «продумать» свои шаги.
Как известно, любая психологическая помощь состоит из определенных этапов, первым из которых является установление контакта (раппорта) с клиентом. Ведущая вебинара обратила внимание студентов, что раппорт является важной составляющей всего процесса консультирования, поскольку именно от него зависит хорошая коммуникация и дальнейшее взаимодействие (сотрудничество) с обратившимся. Однако если при очном консультировании существует визуальный контакт с клиентом, и специалист имеет возможность подстройки к его позе, жестам, голосу, тону, темпу, то при консультировании подростков в он-лайн формате общение психолога и подростка несколько иное. Здесь большое значение приобретает умение консультанта проявить внимание, эмпатию, «подстроиться» к состоянию обратившегося, его переживаниям и проблемам, а так же интересам, убеждениям и ценностям. При этом у специалиста не может быть собственного внутреннего конфликта, который может негативно отразиться на всей его работе и неосознанно перенестись на клиента.
В процессе вебинара были отработаны три варианта установления контакта (раппорта) при обращении подростков за психологической помощью. В первой ситуации роль «подростка» взяла на себя ведущая занятия Екатерина Федорова, в качестве консультантавыступала студентка М. Здесь ведущая обратила внимание на то, что психолог не должен спешить, а может лишь «следовать» за подростком (удерживать темп разговора, так как объем сообщения ребенка и консультанта должен быть одинаков). Однако при установлении контакта специалисту не стоит ограничиваться односложными выражениями типа «Здравствуй!» Лучше использовать следующие: «Меня зовут так-то… Я вижу тебе трудно начать… Тебе сейчас сложно… Как я могу к тебе обращаться?... О чем бы ты хотел поговорить?» Так же не стоит резко переходить к советам. Консультант имеет возможность выяснить беспокоящую подростка ситуацию, его состояние на сегодняшний момент. Это позволяет психологу лучше понять подростка и его переживания, а так же дает возможность проявить больше эмпатии, понимания и поддержки. Такая форма общения успокаивает подростка, он больше раскрепощается, может выразить свои мысли и тревоги.
Во второй ситуации роли «консультанта» и «подростка» отрабатывались студентами ФДО МГППУ. Разбор предыдущей ситуации помог несколько по-иному построить раппорт «в процессе оказания психологической помощи». Участники занятия поняли, что при большем проявлении участия и поддержки со стороны консультанта, подтверждении понимания чувств и состояния подростка («Я чувствую, что тебе очень тяжело….Я вижу, что тебя это очень расстраивает...») раппорт выстраивается более эффективно. Так же здесь можно выразить свое отношение к проблеме в целом («Да, это тяжело, когда дома каждый день ругаются…»). Ведущая вебинара отметила, что консультант должен больше обращать внимания на чувства подростка(«Мне плохо...»). В таком случае, прежде всего, необходимо разобраться, что чувствует подросток в настоящее время. В процессе разговора психолог должен понять, что это - страх, обида или вина. Однако здесь не допускаются прямые вопросы, а прояснение ситуации происходит только через косвенные: «Что случилось?... Расскажи, что тебя тревожит?... Я постараюсь тебе помочь, и мы вместе найдем выход…». Вполне возможно, что к проблемной ситуации ребенок не имеет прямого отношения, а его переживания связаны с разводом родителей, страхом, что гнев отца, матери или учителя перейдет на него. Поддержка и тревожность подростка, помогут найти пути защиты себя в сложившейся ситуации. В ходе беседы консультант собирает информацию о том, с кем живет подросток, какие отношения существуют в семье, классе, с друзьями. Все вопросы зависят от проблемы, с которой обратился подросток.
В ситуации № 3 «консультантом» выступила студентка ФДО МГППУ, «подростком» стала ведущая вебинара Екатерина Федорова. Подробный разбор предыдущих ситуаций позволил улучшить «взаимодействие «консультанта» и «подростка». «Оказывать психологическую помощь» здесь помогала Елена Шумакова, супервизор проекта «Твоя территория». Это способствовала более качественному раппорту, сбору необходимой информации о подростке, отражению его чувств, тревог, более глубокому пониманию состояния ребенка.
В заключение вебинара ведущие еще раз подчеркнули необходимость внимательного отношения к каждому обращению со стороны подростка, проявления поддержки, эмпатии, отражения чувств, неторопливого «следования» за ребенком. При этом со стороны специалиста очень важно выяснить состояние подростка, его тревоги и переживания. Консультант, работающий в он-лайн формате, должен помнить, что односложность ответов обратившегося за помощью может свидетельствовать о подавленности или депрессивном состоянии. В этом случае психолог имеет право выразить свое беспокойство («Я переживаю за тебя… Беспокоюсь за тебя... Волнуюсь о твоем состоянии...»). После таких слов ребенок ощущает, что его слышат и понимают, что он не одинок и может попросить помощи. Таким образом, происходит налаживание раппорта с обратившимся за психологической помощью, что является неотъемлемой частью любого консультирования.

Валентина Овчаренко, студентка 5 курса