23 марта 2016 г. прошло седьмое занятие по подготовке он-лайн консультантов

23 марта 2016 г. прошло седьмое занятие по подготовке он-лайн консультантов, которое было посвящено детско-родительским отношениям. Ведущие вебинара (Екатерина Федорова и Елена Шумакова) рассказали студентам ФДО МГППУ, что за психологической помощью в чат «Твоя территория» могут обращаться клиенты до 23 лет. В то же время здесь существуют исключения, и если консультанты понимают, что обратившийся нуждается в экстренной психологической помощи, она им предоставляется. Помимо подростков в Центр могут обращаться родители, беспокоящиеся братья и сестры «проблемных» подростков, а так же их одноклассники с целью прояснения ситуации. Однако специалисты психологического Центра объяснили присутствующим, что консультанты всегда придерживаются принципа анонимности и конфиденциальности и не разглашают полученную информацию даже родственникам обратившегося, учителям и любым третьим лицам.
Проблема взаимоотношений в семье является острой и актуальной в современном мире. Екатерина Федорова и Елена Шумакова отметили большой процент обращений за психологической помощью именно при конфликтных ситуациях в детско-родительских отношениях. При обращениях родителей, которые обеспокоены изменениями в поведении своих детей, а так же нарушением взаимодействия с подростком, консультанты работают с их состоянием в данный момент, используют технику активного слушания, перефразирования, проявляют эмпатию. Специалисты Центра «Твоя территория», являющиеся практикующими психологами, рассказали участникам вебинара, что родители, как правило, обращаются за психологической помощью в состоянии гнева на ребенка и сформировавшегося из-за этого чувства вины, или от бессилия и невозможности самостоятельно разрешить существующий конфликт в семье. В таком случае психологу следует уделить внимание обеспокоенному родителю, поддержать, поработать с его чувствами. Для лучшего понимания своих детей взрослым предлагается вспомнить, какими они были в подростковом возрасте, что переживали в той или иной ситуации, что больше всего волновало. Работа с родителями в таком формате позволяет по-иному взглянуть на ситуацию. Взрослые имеют возможность осознать, что их ребенок взрослеет, стремиться к самостоятельности, что свойственно именно этому возрасту. Так же консультанты могут объяснятьродителям специфику подросткового периода, его физиологические и психологические особенности,обсуждая с ними те или иные моменты возрастных изменений, влияющих на детско-родительские отношения.
Однако при всем стремлении наладить взаимодействие с родителями консультанты часто наталкиваются на непонимание и слышат в ответ: «Мы такими не были!» Проблемы современных подростков не всегда воспринимаются взрослыми с пониманием. Задача консультанта в этом случае состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации о возникшей проблеме, взаимоотношениях в семье и снизить уровень тревожности родителей. Это будет способствовать налаживанию детско-родительских отношений, более внимательному отношению к собственному ребенку, его переживаниям и тревогам. Консультация родителей, как правило, оканчивается информированием о возможности получения более качественной психологической помощи в иных Центрах, специализирующихся на поддержке именно родителей.
В свою очередь ведущие вебинара рассказали, что обращения подростков в их службу часто связаны с нарушением взаимоотношений со взрослыми. Подростки могут рассказывать о родителях, учителях, одноклассниках, выражая различные чувства к ним, описывая проблемные ситуации. Консультанту ни в коем случае не стоит занимать какую-либо позицию, вставать на сторонуподростка, родителя или учителя. Проявляя эмпатию к обратившемуся, поддержку, психолог следует за чувствами и состоянием подростка в настоящий момент. Здесь важен баланс во взаимодействии ребенка и консультанта. Не стоит говорить с подростком назидательным тоном, уводить его от гневных проявлений. Лучше дать ребенку время и возможность выразить свои эмоции и чувства.
Во второй частивебинара студенты ФДО МГППУ перешли к практическим занятиям, где смогли отработать полученные знания.Так, роль «подростка» взяла на себя Екатерина Федорова, ведущая занятия, а в роли «психолога» выступил студент Т.
Ситуация, предложенная для разбора в качестве обращения «подростка» за психологической помощью содержала следующие реплики «…Жить не хочется…. Все уроды!!!.. Лучше ничего не видеть и ничего не слышать…» Установление раппорта с «подростком» шло достаточно тяжело, он не хотел себя идентифицировать, игнорируя вопросы «психолога» («…Как я могу к тебе обращаться? .... Можешь рассказать, в каком классе ты учишься?....»). Помощь со стороны Шумаковой Елены, супервизора проекта «Твоя территория. Онлайн», позволила проявить «консультанту» больше эмпатии, поддержки, использовать перефраз и выяснить, что обратившийся «подросток» - девочка. В дальнейшем диалог наладился, «консультант» смог выяснить, что первоначальная реплика: «... Жить не хочется…» являлась скрытой формой суицидального плана. Очень важно было не пропустить данную фразу и акцентировать свое внимание именно на ней, так как это может быть серьезным показателем возникшей проблемы. Так же помощь супервизора Проекта позволила «психологу» собрать достаточно информации для того, чтобы понять, что суицидальный риск не высокий.Это было сделано через прямые и уточняющие вопросы, на которые «подросток» отвечал следующим образом: «… Думала об этом… Например, выпить таблетки… .» При этом «психолог» узнал, что никаких действий со стороны «подростка» в этом направлении не предпринималось. В результате общения «консультант» смог поддержать «подростка», сказать, что он не одинок. Так же в процессе диалога «специалист» проявлял эмпатию, поддержку и обеспокоенность, говорил об этом «подростку» - «… Я волнуюсь… Ты здесь?..». Это позволило наладить взаимодействие с «ребенком», снизить его тревогу.
Таким образом, в процессе практической части вебинара студенты ФДО МГППУ поняли, как важно «психологу» высказывать свое отношение к различным способам решения проблем, проявлять технику активного слушания, эмпатии, поддержки и стараться совместно с подростком разобраться с его чувствами, ситуацией, в которую он попал, и найти иные пути разрешения конфликта или трудностей.

Валентина Овчаренко, студентка 5 курса