28 марта 2016 г.студенты ФДО приняли участие в занятии (№ 8) по подготовке он-лайн консультантов

28 марта 2016 г.студенты ФДО приняли участие в занятии (№ 8) по подготовке он-лайн консультантов. Первая часть вебинара была отведена практической части, на которой присутствующие отрабатывали уже полученные теоретические знания по оказанию психологической помощи подросткам в чате (он-лайн режиме). Екатерина Федорова, руководитель благотворительного фонда «Твоя территория. Онлайн» (г. Санкт-Петербург) и ведущая занятия, выступила в роли «подростка», а «консультантом» стал один из студентов ФДО МГППУ.
В ходе диалога «психолог-клиент» была рассмотрена ситуация «насилия» в школе и нарушение межличностных отношений в подростковой среде, где одни могут выступать агрессорами, другиеже становятся аутсайдерами. Установление раппорта в этом конкретном случае не вызвало затруднений, «консультанту» удалось проявить внимание, эмпатию и понимание к «подростку», что является обязательным элементом для формирования доверительных отношений «специалист-клиент». В процессе общения можно было отметить, как заметно трансформировались состояние, чувства и выражения «подростка». Если в начале разговора «он» был несколько зажат и отвечал односложно: «…у меня не очень хорошо дела в школе… меня не понимают… нет друзей…», то в дальнейшем ребенок начал проявлять свои эмоции (гнев, а затем и грусть).
С помощью Елены Шумаковой «консультант» проявлял технику активного слушания, использовал перефраз, повторения, отражал состояние «подростка» («…не хочу ходить из-за этого в школу…» - «Если я правильно тебя понимаю, ты не хочешь ходить в школу потому, что тебя там не понимают…»). В подобных ситуациях консультант так же может говорить о своем отношении к той или иной проблеме и о своих чувствах, связанных с этим («Мне кажется, я понимаю твое состояние (чувства)…»), которые будут расцениваться как слова поддержки, понимания проблем обратившегося за психологической помощью. Так же специалист может задавать уточняющие вопросы для того, чтобы собрать больше информации о проблемной ситуации и состоянии (эмоциях) подростка. В этом случае появляется больше возможности для оказания эффективной психологической помощи и совместного нахождения путей по выходу их конфликтных ситуаций.
При этом следует учитывать, что консультант не должен отговаривать ребенка от проявлений негативных эмоций, будь то гнев или ненависть. Напротив, в такие моменты специалисту необходимо дать подростку время для выражения всех его переживаний, проявлять больше понимания, сопереживания и принятия ребенка: «...Мне кажется, твои чувства вполне понятны в такой ситуации…». Во время диалога с подростком консультанту важно «прочувствовать» (прояснить для себя) состояние обратившегося подростка и акцентировать свое внимание на тех эмоциях, которые тот испытывает в конкретный момент времени. Если ребенок пишет про усталость, консультанту следует более подробно остановиться на этом состоянии - проговорить его с ребенком, чем оно вызвано и как его можно видоизменить, если подростку это мешает. Если подросток в диалоге с консультантом бОльшую его часть проявляет гнев (на родителей, одноклассников, друзей), то специалисту стоит отражать данное состояние ребенка.
Как отмечали ведущие вебинара ранее (на предыдущих занятиях), обратившиеся за психологической помощьюв ситуациях «насилия», чаще всего, испытывают три вида эмоций - гнев, вину или страх. В таком случае специалист должен помочь подростку разобраться с его состоянием в настоящий момент (здесь важным моментом являетсяработа с чувствами). Припостроении диалога с детьми консультант так же может называть виды чувств, конкретизировать их - «… Тебе грустно…. одиноко? ...». Это связано с тем, что часто подростку бывает трудно сделать это самостоятельно, и онне всегда может выразить словами то, что он испытывает. Помимо этого, для разъяснения причин трудной ситуации, происходящей с подростком, специалисту следует учитывать, что задавая ему любые вопросы, следует избегать тех, которые могут быть восприняты ребенком как обвинение («… Считаешь ли ты себя виноватым в случившимся?..»). Лучше всего здесь придерживаться нейтральных вопросов, позволяющих подростку выразить свое отношение к проблеме («... Как ты думаешь, почему так происходит?...»). При этом консультанту стоит очень аккуратно относиться к отражению чувств подростка, чтобы последний не отреагировал гневом на высказывание консультанта или не стал винить себя еще больше в чем бы то ни было. Здесь так же лучше использовать нейтральные выражения, например:«В жизни иногда случаются подобные ситуации. Человек начинает себя винить, но на самом деле его вины тут нет…».
Во второй части вебинара Екатерина Федорова представила студентам ФДО МГППУ Михаила, консультанта Центра «Твоя территория. Онлайн», специализирующегося на письменных ответах по электронной почте на запросы подростков (консультирование в почте). Немного освоившись в качестве ведущего, Михаил рассказал всем присутствующим, что данный вид оказания психологической помощи подросткам является очень актуальным, востребованным и эффективным. В ходе вебинара будущие психологи узнали, что ответ специалиста на такую форму обращения подростка занимает 3-4 дня, и что письменное консультирование осложняется тем, что в нем отсутствует визуальный и вербальный контакт. Общение здесь часто происходит асинхронно, и у специалиста нет возможности быстрого получения необходимой дополнительной информации от ребенка. Однако при всем этом, консультирование в почте основывается на основных принципах построения диалога, которых должен придерживаться любой специалист. Первой особенностью такого вида оказания психологической помощи подросткам, как отметил Михаил, является то, что по небольшому объему первого письма подростка специалист должен сам для себя выдвинуть гипотезу (в 3-4 предложения) о состоянии ребенка и о сути его проблемы. На основе этого можно сформулировать, чем и как можно помочь подростку для облегчения его состояния и выхода из трудной ситуации. Вторым важным моментом при письменном консультировании детей является проявление специалистом своих человеческих качеств, которые будут расцениваться подростком как отклик на обращение за психологической помощью. Сюда можно отнести эмпатию, поддержку, отражение чувств, установление контакта. Так же здесь специалист может выражать свое отношение и чувства к проблемной ситуации в целом – «… Я понимаю, что любому человеку в такой ситуации страшно... неприятно... обидно… Однако проявление таких чувств является нормальным…».В свою очередь консультант может поделиться с подростком имеющимся у него опытом по выходу из той или иной ситуации. Для подростка будет очень важна эмпатия со стороны консультанта, осознание того, что его понимают и принимают таким, какой он есть. При недостаточной информации специалист может задать ребенку дополнительные вопросы, уточнив при этом, с чем связан тот или иной вопрос, и что его прояснение может способствовать разрешению проблемной ситуации.
Так же Михаил, как практикующий специалист, обратил внимание студентов ФДО МГППУ на то, что в начале письма консультанту всегдаследует представляться для того, чтобы взаимодействие было более личностным и эффективным. Концовка письма при этом должна быть открытой, тем самым подростку дается возможность еще раз написать, если будет такая потребность: «…Если ты захочешь, можешь написать еще раз…».
В целом вебинар (занятие № 8) по подготовке он-лайн консультантов был очень информативным и полезным, а в его завершении студентам Московского психолого-педагогического университета было предложено домашнее задание, в котором они смогут отработать полученные знания по консультированию по почте.

Валентина Овчаренко, студентка 5 курса