Аннотация магистерской программы ФДО МГППУ «Психологическая помощь в социальной сфере с использованием дистанционных технологий»

 

АННОТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

«Психологическая помощь в социальной сфере с использованием дистанционных технологий»

Направление: 37.04.01 «Психология»

Факультет: Дистанционного обучения

Выпускающая кафедра:  Психология и педагогика дистанционного обучения

Руководитель магистерской программы: Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения

Научный консультант программы: Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения

Координатор программы: Куляцкая Мария Георгиевна, психолог, тел. 8(495)607-12-47, E-mail: kulyatskaya@fdomgppu.ru

Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: магистр

Базовое образование: высшее (бакалавр, специалист, магистр)

Форма обучения: очная

Срок обучения: 2 года

Возможное место работы и занимаемые должности: в число организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник магистерской программы «Психологическая помощь в социальной сфере с использованием дистанционных технологий» по направлению подготовки 37.04.01 «Психология», входят: образовательные учреждения, медицинские учреждения (больницы, санатории, реабилитационные центры и т.п.); организации и учреждения по оказанию социальной помощи населению (комплексные центры социальной помощи, детские приюты и т.п.); общественные организации, фонды, коммерческие структуры, различные структуры и формирования, оказывающие психологическую помощь, в том числе и с использованием современных дистанционных технологий (интернет-консультирование, телефон доверия и т.п.).
Возможные занимаемые должности: психолог, психолог-консультант, в том числе психолог-консультант онлайн, психолог-консультант на телефоне доверия.

Цель магистерской программы: подготовка практических психологов в области организации и предоставления психологической помощи (в том числе дистанционной), обладающих глубокой теоретической и практической базой, ориентирующихся в традиционных и современных исследованиях, практиках социально-психологической помощи лицам разных возрастов и социальных групп.

Краткая характеристика программы: Магистерская программа «Психологическая помощь в социальной сфере с использованием дистанционных технологий» ориентирована на профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 682н, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 декабря 2013 г. Регистрационный № 30840,  и представляет собой образовательную программу нового типа, построенную по модульному принципу и нацеленную на подготовку уникальных высококвалифицированных специалистов, знакомых с основными принципами организации научных исследований в области практической психологии и психологического консультирования, способных оказывать психологическую  помощь с использованием дистанционных технологий лицам разных возрастов и социальных групп. 

Область профессиональной деятельности: в число организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник магистерской программы «Психологическая помощь в социальной сфере с использованием дистанционных технологий» по направлению подготовки 37.04.01 «Психология», входят: образовательные учреждения, медицинские учреждения (больницы, санатории, реабилитационные центры и т.п.); организации и учреждения по оказанию социальной помощи населению (комплексные центры социальной помощи, детские приюты и т.п.); общественные организации, фонды, коммерческие структуры, различные структуры и формирования, оказывающие психологическую помощь, в том числе и с использованием современных дистанционных технологий (интернет-консультирование, телефон доверия и т.п.).

Объекты профессиональной деятельности: объектами профессиональной деятельности выпускника являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.

Виды профессиональной деятельности: практическая (основная); научно-исследовательская (дополнительная).

Особенности программы: магистерская программа «Психологическая помощь в социальной сфере с использованием дистанционных технологий» ориентирована на профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» и представляет собой образовательную программу нового типа, построенную по модульному принципу и нацеленную на подготовку уникальных высококвалифицированных специалистов, знакомых с основными принципами организации научных исследований в области практической психологии и психологического консультирования, способных оказывать психологическую  помощь с использованием дистанционных технологий лицам разных возрастов и социальных групп. При реализации программы магистратуры могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, что расширяет границы для обучения по данной программе студентов из ближнего и дальнего зарубежья, а также студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Осваиваемые компетенции:

В соответствии со стандартом:

общекультурные компетенции (ОК):

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);

профессиональные компетенции (ПК)

научно-исследовательская деятельность:

способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-1);

готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий (ПК-2);

способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе (ПК-З);

готовность представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения (ПК-4);

практическая деятельность:

готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

способность создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария (ПК-6);

дополнительные профессиональные компетенции

На основе профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» ноября 2013 г. №682н:

способность оказывать психологическую помощь лицам в трудной жизненной ситуации (ДПК – 1);

способность разрабатывать программы психологического сопровождения лиц, нуждающихся в психологической помощи (ДПК – 2);

способность создавать социально-психологическую сеть и разрабатывать программы взаимодействия с организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию (ДПК – 3);

 способность разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач (ДПК – 4);

способность разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов (ДПК – 5);

способность использовать современные информационные технологии для решения вопросов клиентов (ДПК – 6);

способность хранить и обрабатывать персональные данные клиентов с учетом профессиональной этики и вести делопроизводство и служебную переписку (ДПК – 7).

Магистерская программа включает освоение следующих дисциплин:

Блок 1 «Дисциплины (модули)»:

Базовая (профессиональная) часть: Философия и методология современной науки. Научные школы и теории в современной психологии. Актуальные психологические проблемы современного общества. Планирование и проведение психологического исследования. Методы профильных психологических исследований. Математическая обработка данных психолого-педагогических исследований в программе SPSS. Тренинг профессионального саморазвития. Межкультурная коммуникация в профессиональном взаимодействии.

Вариативная часть: Возрастно-психологическое развитие личности. Развитие личности в различных социальных ситуациях. Методы психологической помощи в трудных жизненных ситуациях. Профессиональная этика психолога в работе с разновозрастными категориями населения. Технологии дистанционной психологической помощи.

Дисциплины по выбору: Программы психологического тренинга для детей и подростков. Программы психологического тренинга для взрослых. Психологическая помощь детям и подросткам в стрессовых ситуациях. Психологическая помощь взрослым в стрессовых ситуациях. Психологическое консультирование детей и родителей. Психологическое консультирование по вопросам супружеских отношений. Технологии дистанционной психологической помощи детям и подросткам. Технологии дистанционной психологической помощи взрослым.

Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)»: производственная практика, преддипломная практика, научно-исследовательская работа.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация»: государственный экзамен, защита магистерской диссертации.

Трудоемкость программы, всего                                                                                                                  –120 зач. ед. *
Теоретическое обучение                                                                                                                                   – 54 зач. ед.

Практики, НИР                                                                                                                                                – 57 зач. ед.

          производственная практика                                                                                                                      – 15 зач. ед.

          преддипломная практика                                                                                                                         – 12 зач. ед.

          научно-исследовательская работа                                                                                                             – 30 зач.ед.

Государственная итоговая аттестация (в.т.ч. подготовка магистерской диссертации)                                                     – 9 зач. ед.

_________________________________

*1 зач. ед. = 36 академических часов

График учебного процесса:

Весенне-летние семестры

Мес

Сентябрь

29 - 5

Октябрь

27 - 2

Ноябрь

Декабрь

29 - 4

Январь

 

1 - 7

8 - 14

15 - 21

22 - 28

6 - 12

13 - 19

20 - 26

3 - 9

10 - 16

17 - 23

24 - 30

1 - 7

8 - 14

15 - 21

22 - 28

5 - 11

12 - 18

19 - 25

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

Э

К

К

 

 

 
 
 

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

Э

К

К

 

 

 
 
 

III

 

 

 

 

 

 

 

Г

Д

Д

Д

Д

Г

К

К

К

К

К

К

К

К

 
 
 

Осенне-зимние семестры

Январь

26 - 1

Февраль

23 - 1

Март

30 - 5

Апрель

27 - 3

Май

Июнь

29 - 5

Июль

27 -2

Август

 
 

12 - 18

19 - 25

2 - 8

9 - 15

16 - 22

2 - 8

9 - 15

16 - 22

23 - 29

6 - 12

13 - 19

20 - 26

4 - 10

11 - 17

18 - 24

25 - 31

1 - 7

8 - 14

15 - 21

22 - 28

6 - 12

13 - 19

20 - 26

3 - 9

10 - 16

17 - 23

24 - 31

 
 

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

Э

К

К

К

К

К

К

К

К

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

Э

К

К

К

К

К

К

К

К

 
 
 
 

К

К

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

 
 
 

 

        - теоретическое обучение с распределенной практикой

Особенности обучения: Учебный план рассчитан на 19  % времени аудиторной работы, 69% - самостоятельной работы. Аудиторная нагрузка составляет не более 14 часов в неделю. Обучение модульное, каждый модуль заканчивается промежуточной аттестацией (зачетно-экзаменационной неделей).

Контакты и информация: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, к.308.

Факультет (деканат):

Тел. 8(495) 607-12-47. Сайт: http://fdomgppu.ru/  E-mail факультета: fdomgppu@gmail.com.

Руководитель программы: Одинцова Мария Антоновна, тел. 8(495) 607-12-47, E-mail: fdomgppu@gmail.com

Научный консультант программы: Айсмонтас Бронюс Броневич, тел. 8(495) 607-12-47, E-mail: fdomgppu@gmail.com

Координатор программы: Куляцкая Мария Георгиевна, тел. 8(495) 607-12-47, E-mail: kulyackayamg@mgppu.ru