Проект «Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология-мифы и реальность»

Описание проекта«Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология-мифы и реальность»

«Хороший вопрос: как учить — знаниям или пониманию? ...Потому что знания очень легко получить — из интернета, из разных источников, их слишком много, и они слишком подвижны, а понимание — это то, что остается.»

 Капица С.П.

Современные междисциплинарные, связанные с психикой человека (мозгом, как материальной базой психики) открытия, вплоть до нейровизуализации мнемических процессов, и пересмотр теорий, концепций и основанных на них методик психологической помощи, выступают в качестве наглядного примера сложности и противоречий в процессе формирования научных психологических знаний. С течением времени некоторые гипотезы из «арсенала» психологии оказываются заблуждениями, в плену которых, долгое время, зачастую не подозревая об этом, может пребывать значительная часть научного сообщества. Безусловно, никто не может претендовать на «истину в последней инстанции», но, если вспомнить с долей юмора высказанное замечание Стивена Хокинга: «Прогресс состоит не в замене неверной теории на верную, а в замене одной неверной теории на другую неверную, но уточненную.»

Нам бы хотелось, чтобы в условиях всеобщего открытого доступа к материалам по современной психологии для людей (потенциальных клиентов, т.к. нет людей без проблем и вопросов психологической тематики), обратить внимание на резко сниженный авторитет профессии практического психолога из-за невысокой профессиональной и общей эрудиции некоторого числа студентов и специалистов-психологов, недостаточно образованных, либо занимающихся псевдо и лженаучными направлениями. Кроме того, современный уровень, предъявляемый к студентам, требует честного, в научном смысле, подхода к профессии психолога, хорошего кругозора по современным междисциплинарным материалам, а не адаптивного «получения оценок» и дипломов.

С использованием IT- технических возможностей нашего факультета (он-лайн семинары, интерактивные вебинары с записью на видео) можно проводить дискуссионные лекции, как с авторитетными  научными специалистами нашего университета, так и специалистами базовых университетов по направлениям, связанным с психологией ( это ПИ РАО,МГУ, ВШЭ и т.д,  специалисты-ученые, медики, педагоги, философы, социологи, генетики...) Предварительная договоренность с некоторыми профессионалами по интересным для психологов темам у нас уже проводилась. Такие темы и лекторы могут предлагаться всеми участниками лектория, безусловно, они будут предварительно рассмотрены и одобрены, с точки зрения актуальности темы и её научной достоверности.

Лекторий может также предложить сотрудничество и уже известным обучающим и научно-просветительным ресурсам, таким как: Антропогенез.ру, Архэ, Курилка Гуттенберга, Праксис, Универсариум и т.д. Заметим, что с данными популяризирующими научные знания платформами уже сотрудничают некоторые наши преподаватели, как авторитетные, признанные научным сообществом специалисты.

P.S. Нам бы хотелось отметить актуальность в нашем проекте не только популяризировать современную науку, но и бороться с проявлениями манипуляции лженаучными способами. Наука – это метод познания, которому мы обязаны всем прогрессом цивилизации в последние столетия. Этим наука заслужила уважение и особые преференции в обществе. Она лежит в основе образования, экспертизы, планирования, на научные исследования выделяются невозвратные деньги – гранты. Многим хочется подключиться к этому источнику благосостояния науки. Кроме того, в психологии, как и в медицине, мы имеем дело с психическим (и соматическим) здоровьем клиентов, с их социальной успешностью, т.е. влияем на их личность, их жизнь и, соответственно, жизни их близких. Это очень ответственная миссия.

Целевая аудитория:

Доступно всем, кто интересуется психологией (как профессионалам, так и для расширения кругозора и самообразования).

Авторский коллектив:

Факультет дистанционного обучения МГППУ: декан ФДО проф. Айсмонтас Б.Б.,   проф., зав. кафедрой зарубежной и русской филологии МГППУ Ермолова Т.В., доц., канд. биол. наук Ковалева А.В., доц., канд. биол. наук Давыдова Е.Ю. и т.д., студент 4 курса Жукова Н.В.

Ожидаемые результаты:

Популяризация современных научных знаний по отраслям, которые имеют отношение к психике человека. Расширение профессионального уровня и общего кругозора студентов-психологов, как будущих специалистов, желающих соответствовать уровню знаний современной психологической науки и практики. Сотрудничество с другими ВУЗами и специалистами смежных отраслей наук.

Важно отметить, что данный проект имеет еще и другую, выраженную социальную направленность: он не только пытается защитить людей от псевдо и лженаучного манипулирования, но и позволит прорекламировать идеи инклюзивного обучения для инвалидов и людей с ОВЗ, обратит внимание на общегуманистические проблемы современного мира, как общества «потребления».

 

P.S. Безусловно, одновременно будет создан сайт лектория (с видеоархивом и другими научными и научно-популярными материалами) с размещенной там научно-популярной информацией, полезной, как для широкого круга лиц, интересующихся психологией, так и для учебной и практической деятельности студентов и специалистов (выпускников, преподавателей и т.д.)

 

Проблема, на решение которой направлен проект:

 

Основной проблемой мы считаем снижение авторитета (недоверие) к профессии практического психолога, недостаточно высокий уровень знаний с учетом новых достижений в области нейронаук. И, безусловно, проблема популяризации знаний по психологии, как науки, позволяющей помочь в психологических проблемах, раскрыть возможности человека, как уникальной личности, для полноценного раскрытия и социально полезной, успешной жизни.

 

«Разумная жизнь на той или иной планете достигает зрелости, когда ее носители впервые постигают смысл собственного существования».

Чарльз Доккинз «Эгоистичный ген».

 

«Мы создали цивилизацию «Звёздных войн» — с эмоциями каменного века, общественными институтами Средневековья и технологиями, достойными богов.»

Эдвард Уилсон, американский биолог, социобиолог, эколог, писатель.

«Человек, не получивший систематического образования, не обнаружит выдающихся способностей ни в чем, неважно, с помощью каких методов мы будем их оценивать».

Ричард Нисбетт

Что уже сделано в рамках проекта?

ФДО- факультет с уникальными наработками в области lT-технологий, позволяющими проводить дистанционное обучение (общение и т.д.), и как координирующий межвузовский центр данного профиля. Предварительная договоренность о сотрудничестве и возможность проведения лекций с некоторыми учеными, преподавателями, изучение актуальных тем современной психологии. Например, дали предварительное согласие выступить:

  1. Светлана Анатольевна Бурлак - российский лингвист, индоевропеист и автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка.
  2. Александр Борисович Соколов- окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист, преподаватель вуза. Создатель и редактор данного портала. Организатор и ведущий заседаний клуба АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, с участием ведущих российских учёных. Заседания проходили в Государственном Дарвиновском Музее (Москва). Организатор выставок "10 черепов, которые потрясли мир" (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург). Ведущий рубрик «Эксперты отвечают» и «Новости». Автор книги «Мифы об эволюции человека» (Альпина-нон-фикшн, 2015). Участник 4-х археологических экспедиций.
  3. Станислав Владимирович Дробышевский -российский антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, педагог и популяризатор научного мировоззрения, научный редактор портала Антропогенез.ру. Автор ряда учебных пособий для студентов, публикаций в периодических научных изданиях и научных монографий.
  4. Фридман Владимир Семёнович- зав. кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ, д.б.н.
  5. Солониченко Владимир Григорьевич- врач-генетик высшей категории, заведующий генетическим центром Детской клинической больницы им. Филатова.
  6. Ученые-популяризаторы сообщества «Ученые против лженауки». («Ничто не поражает так, как чудо,- разве только наивность, с которой его принимают на веру» - Марк Твен) http://rosnauka.ru/publication/146
  7. Малявин М.И.- российский врач-психиатр, писатель.
  8. И, безусловно, прекрасные лекторы-популяризаторы, наши авторы проекта: Ковалева А.В., Ермолова Т.В., Давыдова Е.Ю, Айсмонтас Б.Б.

 

 

 

Наши технические возможности для лектория:

https://youtu.be/JdL3aLL7Jm8

Поддержка от МГППУ:

Самое удивительное, что не только МГППУ нашему проекту, а наш проект ФДО может предложить МГППУ:

Для создания нашего лектория у нас уже есть необходимая база, т.к. наш уникальный факультет создан для обучения с инклюзией студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, а также дистанционного обучения:

  1. У нас есть техническая база- оснащение\аппаратура, позволяющая проводить он-лайн-трансляции лекций, семинаров, вебинаров.
  2. У нас уже есть опыт ведения подобных он-лайн лекций.
  3. Свои аудитории.
  4. Почти все ученые лекторы, с которыми проведена предварительная договоренность, согласились для поддержки проекта лектория дать первые лекции бесплатно, а в дальнейшем сотрудничать с МГППУ.

Конечно, в дальнейшем ФДО рассчитывает на финансовую поддержку от МГППУ для обновления технической базы (оборудования), что в свою очередь поможет улучшить качество дистанционного обучения студентов факультета.

Жукова Н. Проект «Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология-мифы и реальность»

http://pro.mgppu.ru/rate/rec/28/#data

Видеоролик https://youtu.be/xYXLR1TyfqU

 

 

Жукова Н., автор проекта