С 26 по 28 октября 2016 года в ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» проходили научно-практические семинары по обсуждению вопросов, связанных с профориентаций, обучением, сопровождением и трудоустройством студентов с и

27 окт. 2016 г. состоялся состоится вебинар на тему  «Учебно-методическое сопровождение студентов с нарушением зрения»

 

С 26 по 28 октября 2016 года в ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» проходили научно-практические семинары по обсуждению вопросов, связанных с профориентаций, обучением, сопровождением и трудоустройством студентов с инвалидностью.

Семинар (вебинар) проводился в рамках реализации государственного задания «Разработка и апробация модели ресурсного учебно-методического центра (в части сопровождения обучающихся из числа инвалидов); экспертно-аналитическое сопровождение создания сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования»

 

 

Во второй день научно-практических семинаров обсуждались вопросы на тему  «Учебно-методическое сопровождение студентов с нарушением зрения».

Выступающим здесь стал Соколов В.В., заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения - факультет ИТ МГППУ. Он  очень подробно рассказал о работе факультета и университета в целом по обучению студентов с глубоким нарушением зрения. Докладчик отметил, что современные технические устройства и технологии позволяют организовывать эффективный образовательный процесс для студентов с данной нозологией. Учебно-производственная лаборатория при университете разрабатывает методические и образовательные программы для этой категории студентов. На факультете используются многочисленные технические средства и устройства для перевода плоско-печатных текстов на брайлевский шрифт. Соколов В.В. отметил, что это достаточно трудоемкая работа, особенно касаемо перевода текстов с математическими выражениями, графиками и формулами. Все переведенные материалы, как правило, печатаются небольшими тиражами и имеются в библиотеке МГППУ. Докладчик отметил, что развитие и использование разнообразной техники по переводу учебных текстовых материалов на шрифт Брайля позволит увеличить количество студентов с нарушением зрения в ВУЗах. «Брайлевский дисплей» является дорогостоящей аппаратурой и недоступен для индивидуальной работы многим студентам. В настоящее время книжный носитель является наиболее доступным и эффективным. Соколов В.В. сказал, что учебно-производственная лаборатория МГППУ использует в своей работе различное оборудование, позволяющее не только печатать тексты по Брайлю, но и рельефные изображения с передачей цвета. Часто такое  оборудование, по словам докладчика, необходимо для распечатки студентами  графиков в рельефном изображении. Это позволяет существенно повысить эффективность обучения студентов с нарушением зрения. Сотрудники, работающие с этой категорией инвалидов, должны быть высококвалифицированными специалистами, что необходимо для создания и разработки доступных образовательных программ (информации, текстов и учебных пособий). В своей работе лаборатория использует специальную бумагу для печати в системе Брайля. Соколов В.В. так же рассказал об отдельных устройствах, используемых в университете. Это автономная сканирующая и читающая машина, необходимая для озвучания текстов. При этом докладчик отметил, что озвучание математических и физических дисциплин требует дополнительной аппаратуры и квалифицированных специалистов. В МГППУ лаборатория использует Daisy-формат при создании образовательных программ по отдельным предметам, который включает в себя текстовый и аудиоформат. Так, Daisy-книги позволяют студентам с глубоким нарушением зрения отыскать в объемном тексте необходимый раздел, параграф или термин. При обучении студентов с данной нозологией так же используются специальные плееры «PlexТalk Poсket». Это специальные устройства с поддержкой формата Daisy для чтения говорящих книг или лекций преподавателей. Соколов В.В. также рассказал о брайлевском дисплее «Focus 40», который обеспечивает тактильный доступ к текстовой информации на экране компьютера. Эта аппаратура дает возможность набора текстов по Брайлю студентами и преподавателями. Для обучения работе на любом техническом устройстве, имеющемся в распоряжении лаборатории, для студентов проводятся  консультации и обучающие семинары. Основная работа в МГППУ со студентами с нарушением зрения строится по специальным программам и с использованием разнообразного оборудования. Как правило, оно производится за рубежом и является достаточно дорогостоящим. Однако Соколов В.В. отметил появление нового российского портативного компьютера «УльтраEIBraille-W14J G1», который уже используется школьниками данной нозологии в старших классах и входит в перечень технических средств реабилитации, подлежащих выдаче через социальную защиту (соцстрах). Данное устройство оснащено вводом и выводом шрифтом Брайля и синтезатором речи. Докладчик так же рассказал и об увеличителях, используемых в образовательном процессе, которые позволяют не только читать плоско-печатные тексты, но и рассмотреть мелкие детали графиков или рисунков. Он обратил внимание на то, что студентами с нарушением зрения в образовательном процессе используется специальная тетрадь для письма по Брайлю (это доска и грифель для нанесения текстов). Такое рельефно-точечное письмо используется на протяжении двухсот лет, и ему обучают детей с нарушением зрения в начальной школе. В МГППУ открыты курсы по обучению письма по Брайлю. Они являются востребованными как незрячими студентами, потерявшими зрение в старшем возрасте, так и студентами без нарушений функции зрения.

Так же докладчик отметил, что некоторые устройства, используемые людьми с нарушением зрения, уходят в прошлое. Одним из таких устройств является печатная машинка. Это связано с тем, что она достаточно шумная и часто мешает образовательному процессу, заглушая голос преподавателя. Однако эти средства могут использоваться в домашних условиях школьниками и студентами с нарушением зрения. Как правило, печатные машинки Перкинса дают возможность набора текста людям, имеющим помимо нарушения зрения ограничения в работе рук. Для них ручной набор текста по Брайлю является затруднительным, а машинка Перкинса расширяет их возможности.

Соколов В.В. рассказал присутствующим, что знакомство и обучение незрячих детей компьютерным технологиям начинается со второго класса в специализированных школах-интернатах. В старших классах эта категория людей данной нозологии может пройти профориентацию, запланировать возможность обучения в ВУЗе для получения специальности в области ИТ-технологий.

Так же докладчик рассказал о специфике образовательного процесса студентов с нарушением зрения и о том, как они сдают сессию (зачеты и экзамены). Специфика здесь заключается в более медленном темпе чтения по Брайлю. С этим связано предоставление дополнительного времени для подготовки к ответам. В МГППУ так же возможна разработка индивидуальных планов и консультаций для студентов с нарушением зрения. Это позволяет получать более качественное образование, усваивать необходимые знания, что в результате дает возможность трудоустройства выпускников ВУЗа.

 

Информация на сайте  http://fdomgppu.ru/node/106888

Видеозапись https://www.youtube.com/watch?v=j4aol1bfFd8

 

 

Овчаренко В.Д., выпускница ФДО МГППУ