07 ноября прошел вводный вебинар на тему: «Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели, задачи, основные направления деятельности»

07 ноября прошел вводный вебинар на тему: «Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели, задачи, основные направления деятельности»

 

Ведущие:

Панюкова С.В. - доктор педагогических наук, директор ресурсного центра учебно-методического сопровождения региональных ресурсных центров (МГППУ);

Айсмонтас Б.Б. - кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета дистанционного обучения МГППУ)

 

 

7 ноября 2016г. состоялся первый (установочный) вебинар, который был посвящен открытию Ресурсных учебно-методических Центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели, задачи, основные направления деятельности. Данный цикл вебинаров проводится в рамках Госзаказа на базе Московского государственного психолого-педагогического университета и содержит в себе полезную и необходимую информацию для преподавателей и сотрудников различных ВУЗов РФ. Прошедшее мероприятие сопровождалось он-лайн трансляцией, что позволило принять участие представителям г. Москвы, Казани, Ельца, Курска и др. (более 70 человек). Данный вебинар был направлен на формирование профессиональных качеств сотрудников создаваемых РУМЦ. А знания, полученные в процессе всего курса повышения квалификации, будут способствовать повышению понимания целей, задач и функций таких Центров по обучению студентов с инвалидностью. Все это даст понимание необходимости разработки нормативно-правовой и иной документации, создание необходимых условий в ВУЗе,  а так же понимание специфики студентов с различными нозологиями. В процессе вебинара участники познакомятся с возможностями дистанционного обучения студентов с ОВЗ.

Первым докладчиком первого вебинара стала Панюкова С.В., доктор педагогических наук, директор ресурсного центра учебно-методического сопровождения региональных ресурсных центров (МГППУ). Она рассказала, что данные курсы направлены на повышение квалификации преподавателей и сотрудников ВУЗов, работающих в системе инклюзивного образования. После прохождения курса занятий каждый участник вебинаров сможет получить сертификат, подтверждающий уровень его квалификации.

Панюкова С.В. так же озвучила основные задачи комплексной программы по созданию сети РУМЦ в РФ на базе высших учебных заведений. Так, работа по организации подобных Центров является долгосрочной и направлена на получение людьми с ОВЗ высшего профессионального образования. В настоящее время в Москве организованы и работают три таких РУМЦ (МГППУ, РГСУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана). В 2017г. планируется открытие еще семи таких Центров, в 2018г. – 11. Всего (к концу 2018г.) Центров будет 21. Такие РУМЦ будут специализироваться в области различных нозологий студентов (слабовидящие, слабослышащие, нарушение опорно-двигательного аппарата и т.д.). Это поможет в большей степени адаптироваться студентам с ОВЗ в социуме, подготовить специалистов в соответствии с возможностями здоровья человека с инвалидностью. При этом докладчик отметила, что цель создания Центров – это формирование системы преподавания и ресурсов, обеспечивающих доступность и качество образования людей с ограничениями в здоровье. Работа РУМЦ будет направлена на обучение преподавательского состава возможностям обучения студентов с различными нозологиями. Расширение сети Центров будет способствовать расширению количества ВУЗов в РФ, включенных в систему инклюзивного образования. Показателем качественной работы РУМЦ будет являться увеличение к 2018г.числа абитуриентов и студентов с инвалидностью (на 10% ежегодно), числа студентов с инвалидностью, завершивших освоение программ высшего образования - до 70%, доля продолжающих профессиональное образование – до 40%, трудоустроенных выпускников – до 77 %.  Панюкова С.В. обратила внимание участников вебинара на то, что ВУЗы, которые будут включены в сеть Центров, должны соответствовать определенным требованиям (критериям). Это и архитектурная доступность здания ВУЗа, опыт обучения студентов с ОВЗ и другие нормы. ВУЗы, которые планируют участвовать в программе отбора для включения их в сеть РУМЦ, должны представить свои проекты и концепции возможностей высшего учебного заведения по работе со студентами с ОВЗ. Представленные материалы будут рассмотрены на базе РУМЦ МГППУ, где планируется проведение двухдневной конференции для проведения мониторинга и оценки каждого отдельного ВУЗа.

По словам Панюковой С.В. основными направлениями взаимодействия Центров и ВУЗов станут повышение квалификации сотрудников ВУЗов, работающих в системе инклюзивного образования, совместная разработка новых образовательных программ и направлений, предоставление учебно-методических пособий и ресурсов, имеющихся у РУМЦ.  Докладчик так же сказала о том, что работая в рамках Госзаказа, РУМЦ МГППУ в настоящий момент имеет многочисленные и разнообразные документы, необходимые для работы в системы инклюзивного образования и готов предоставить их для ознакомления всем желающим.  

Панюкова С.В. так же отметила большой опыт Московского государственного психолого-педагогического университета в области обучения студентов с инвалидностью в условиях сетевого взаимодействия и электронной информационно-образовательной среды. На базе МГППУ разработан модельный образец специальных образовательных условий получения высшего образования студентами с ОВЗ. Он включает программу коррекционно-реабилитационной работы, психолого-педагогического сопровождения, организацию учебной и производственной практики, индивидуальные и групповые занятия, адаптированные учебные планы для студентов разных нозологий и т.д. 

Докладчик рассказала, что в настоящее время в РФ проводится серьезная работа по расширению информационно-образовательной среды. Создается специализированный портал инклюзивного образования, единая образовательная платформа адаптированных программ по различным нозологиям, а так же единая платформа дистанционного обучения студентов с ОВЗ. А так же рассматривается возможность взаимодействия ВУЗов системы инклюзивного образования в Интернет-пространстве. Панюкова С.В. сказала, что при создании РУМЦ каждый ВУЗ должен разработать собственную дорожную карту развития ВУЗа в области инклюзии. Эта работа будет оцениваться Министерством образования, специалисты дадут  различные рекомендации сотрудникам Центров для дальнейшей самостоятельной деятельности. Общее развитие сети РУМЦ в РФ, по словам Панюковой С.В., направлено на улучшение качества жизни людей с ограничениями в здоровье и расширение их возможностей.  В завершении своего доклада был озвучен бесплатный номер телефона, по которому можно получить дополнительную информацию о работе РУМЦ МГППУ (8-495-632-91-99 или e-mail: rumts.mgppu@gmail.com).

Внимание присутствующих было так же обращено на то, что вся работа по созданию и деятельности Центров и ВУЗов должны быть в первую очередь нацелена на социализацию лиц с ОВЗ, их профессиональное становление и возможность дальнейшей самостоятельной жизни.

Первый день вебинаров завершил Айсмонтас Б.Б., декан факультета дистанционного обучения МГППУ, к.псих.н., профессор. Он рассказал участникам мероприятия об имеющейся в распоряжении МГППУ коллекции электронных ресурсов. Эти материалы, касающиеся различных аспектов по обучению студентов с инвалидностью, выложены в электронной библиотеке университета. Желающие ознакомиться с ней могут здесь зарегистрироваться и получить доступ к необходимой информации. Эта работа была проведена в связи с разрозненностью документов, наличии их в различных ВУЗах системы инклюзии. В настоящий момент вся разнообразная информация хранится в единой базе, что облегчает поиск необходимых данных. Декан ФДО МГППУ отметил, что каждый желающий при возможности может пополнить имеющуюся информацию и сделать ее доступной для многих.

Второй вебинар, состоявшийся 09 ноября 2016г., затрагивал такую тему как «Инновационные (компьютерные) технологии в учебно-методическом сопровождении студентов с инвалидностью с учетом нозологии». Здесь выступила Рощина М.А., кандидат социологических наук, руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. С этим учебным заведением сотрудничает Московский государственный психолого-педагогический университет, оказывая ему всяческую поддержку. Докладчика представил Айсмонтас Б.Б., декан ФДО МГППУ.

В процессе вебинара Рощина М.А. рассказала о созданном в университете подразделении тифлоинформационного центра, который стал первым образовательным учреждением для людей с нарушением зрения в РФ. Докладчик отметила специфику студентов с данным видом нозологии. Их можно разделить на две категории – слепые и слабовидящие. У слепых зрительное восприятие уходит на второй план, в то время как слабовидящие имеют возможность воспринимать увеличенный шрифт, читать и писать, однако при этом они тратят на это больше времени. Нарушение зрения, по словам Рощиной М.А., требует специального оборудования в процессе обучения. Однако психологи выявили, что слабовидящие гораздо сложнее воспринимают свои ограничения, чем полностью слепые. Докладчик так же отметила сложности, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе обучения незрячих и слабовидящих. Основной навык, необходимый студентам с нарушением зрения – это самостоятельное перемещение в пространстве. Здесь на первых порах необходим помощник, который сможет помочь сориентироваться в новых условиях. При этом не стоит забывать об организации доступной среды, как в помещениях, так и на подходе к зданиям университетов (рельефные таблички – номера кабинетов, поворотов, коридоров, направления к лифтам). К специфичным проблемам обучения студентов данной нозологии докладчик отнесла неадекватное отношение к собственным ограничениям в здоровье. Этим надо заниматься в довузовский период. И прежде всего это работа родителей, психологов и социальных педагогов. Принятие собственной болезни включает знание причин, ограничений, прогноз состояния здоровья, умение объяснить окружающим свои потребности и возможная компенсация собственных ограничений путем приобретения необходимых социальных навыков.

Рощина М.А. так же отметила объективные трудности в период обучения студентов с нарушением зрения. Это сложность информационного обмена. Компенсаторные возможности могут быть достигнуты при помощи специального оборудования. Для этого присутствующим вебинара был продемонстрированы традиционные инструменты, используемые слепыми. Это книги с рельефно-точечным шрифтом и возможность написания текстов по методу Брайля. В настоящий момент студенты с нарушением зрения, по словам докладчика, используют флеш-карты, а так же компьютеры, специально оборудованные для слепых. В таких компьютерах добавлена специальная программа со звуковым сопровождением или рельефно-точечным шрифтом на клавиатуре. При помощи ролика Рощина М.А. продемонстрировала участникам вебинара работу незрячего человека на таком оборудовании, что дает возможность компенсации собственных ограничений.

Участники вебинара узнали, что компьютерные технологии в процессе обучения студентов с нарушения зрения помогают получать высшее образование и обмениваться информацией. С помощью ИТ-технологий студенты могут записывать лекции, что облегчает процесс обучения. Средством невизуального интерфейса для незрячих студентов докладчик отметила синтезатор речи, Брайлевский дисплей, а так же программу экранного доступа, которая озвучивает процесс работы на компьютере. При работе незрячего студента на ПК (персональном компьютере), по словам Рощиной М.А., невозможно полноценное использование «мыши». Для них такая работа является более сложной, поскольку не дает возможности использовать разнообразные подсказки или значки, отображенные на экране. Для слабовидящих необходимы увеличители, голосовое воспроизведение текста или любой команды, брайлевская клавиатура.

Докладчик отметила, что обучение на персональном компьютере незрячими людьми должно начинаться еще в довузовский период. Это совместная работа педагогов с родителями и офтальмологами. Полностью слепым или слабовидящим студентам необходима цельная программа, позволяющая в полной мере использовать возможности ПК. Самообразование студентов данной нозологии в области компьютерных технологий невозможно. Рощина М.А. рассказала и про тифлоспецифику обучения инвалидов по зрению работе на компьютере. Она отметила, что работа на ПК – это способ реабилитации инвалидов и расширение их возможностей, и часть профессиональной подготовки незрячих специалистов. По ее словам неумение пользоваться компьютером ограничивает жизнедеятельность и интеллектуальное развитие инвалидов по зрению. Программное обеспечение для студентов с нарушением зрения имеет широкий спектр профессиональной направленности (информационно-правовые системы для юристов, статистическая обработка данных для социологов и психологов и другие). Использование компьютерных технологий при обучении студентов данной нозологии является востребованным, дает возможность расширять целевую аудиторию, готовить профессионалов дистанционно. Использование компьютера в последнее время позволяет не только получать высшее профессиональное образование, но и применять навыки в повседневной жизни (оплата коммунальных услуг, запрос и получение различных справок, покупка билетов, общение и т.д.). Рощина М.А. отметила необходимость повышения квалификации различных профессионалов с ОВЗ с помощью компьютерных технологий, однако нехватка специалистов в области тифлотехнологий ограничивает возможность людей с нарушением зрения.  Компьютерные тифлотехнологии обеспечивают доступность учебного процесса, дают возможность дальнейшего развития, и доступа к различной информации. В период обучения тифлотехнологии позволяют студентам с ОВЗ предоставить преподавателям учебные задания (курсовые доклады, контрольные), а так же оформить их в соответствии с требованиями того или иного ВУЗа или образовательного стандарта. Незрячим студентам сложно оценить внешнее оформление своих работ. В связи с этим, по словам докладчика, студентам необходимо прививать культуру оформления тех или иных документов.

Как правило, в ВУЗе для студентов с нарушением зрения доступны такие формы предоставления информации как электронный текст, аудиоинформация, Daisy (специализированный формат).  Рощина М.А. отметила, что будущий специалист, имеющий нарушения зрения, должен в полной мере владеть компьютерными технологиями. На слайдах докладчика были представлены различные устройства, облегчающие работу по восприятию или передаче различной информации людьми с ограничениями по зрению. Особые требования к компьютерным устройствам предъявляются при печатании математических текстов, формул.

Докладчик рассказала об использовании рельефно-графических пособий для студентов с ослабленным зрением для представления планов или каких-либо схем. Здесь участникам вебинара была продемонстрирована работа брайлевского принтера, что дало понять специфику данного устройства. Так же схемы можно печатать на специальной рельефно-образующей бумаге при помощи устройства для термопечати, которое помогает преобразовать линейный рисунок в выпуклый для его восприятия незрячими людьми.

Участникам вебинара Рощина М.А. рассказала о работе университета по развитию тифлокомпьютеризации среди студентов с нарушением зрения. Основными задачами здесь являются обобщение и распространение опыта компьютерных тифлотехнологий, обучение грамотных специалистов для дальнейшего их трудоустройства. Основными проблемами, по словам докладчика, в настоящий момент для обучения студентов с нарушением зрения является отсутствие необходимой технической базы, недостаток специалистов и методик в области ИТ-технологий для незрячих. 

Рощина М.А. так же рассказала о социально-психологической адаптации, используемой Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского. Это воспитание активной социальной позиции, сотрудничество с общественными организациями, а так же реализация различных проектов.

В заключении вебинара докладчик ответила на вопросы слушателей, рассказала о проводимых в университете мероприятиях, образовательных программах и возможности ознакомиться с ними на сайте ВУЗа.

Десятого ноября 2016г. прошел третий вебинар на тему «Условия и технологии организации инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования: отечественный и зарубежный опыт». Ведущим здесь стала Мельник Ю.В.,  руководитель отдела экспертно-аналитического сопровождения ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования, к.п.н.,  МГППУ, г. Москва. Она предложила к рассмотрению зарубежный опыт инклюзивного образования и возможность использовать эти знания при организации РУМЦ и высшего образования в России. Инклюзивное образование на Западе включает в себя различные аспекты - от доступности среды зданий и аудиторий до использования технических средств, дающих возможность обучения людей с ограничениями в здоровье.  Инклюзивное образование в ВУЗе расширяет социальную мобильность «нетипичных» учащихся, предоставляет одинаковые начальные стартовые условия для абитуриентов независимо от нозологий и уровня ограничений.  А так же повышает профессиональную конкурентоспособность лиц с инвалидностью на рынке труда. Докладчик обратила внимание, что на Западе используется термин «нетипичный» студент, что связано с тем, что зарубежные РУМЦ обслуживают не только лиц с инвалидностью, но и людей, имеющих те или иные нетипичные формы поведения (реч, вероисповедание, принадлежность к сексуальным меньшинствам и т.д.).  За рубежом существует и более узкое понятие «инклюзивное образование», которое, по словам Мельник Ю.В., подразумевает доступность среды и условий для получения высшего образования.

На третьем вебинаре участникам мероприятия было предложено упражнение, которое состояло в необходимости окончить фразу «К основным формам инклюзивного образования относится…». В чате были «озвучены» различные ответы, такие как «безбарьерная доступная среда», «равные возможности», «подготовленные кадры» и т.д.   Однако, по словам докладчика, на Западе редко используется термин «условия инклюзии». Там ключевым условием успешной инклюзии является реальное участие «нетипичного» учащегося в обучении и жизни студенческого коллектива, равная степень ответственности всех субъектов за развитие инклюзивных практик, разнообразие инклюзии, создание культуры инклюзии в учреждениях образования (воспитательная, социальная функция, эмоциональный комфорт студента), а так же индивидуальные темпы и программы развития каждого «нетипичного» студента с учетом «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Основной целью инклюзии за рубежом, по словам Мельник Ю.В., является социализация таких студентов. Так, студенты с тяжелыми поражениями в здоровье получают дипломы специального образца и в дальнейшем имеют возможность применять свои знания при профессиональном становлении.

При этом докладчик отметила, что на Западе не принято разрабатывать объемные методические и учебные программы. Такие документы могут иметь всего 2-3 страницы, но в то же время преподаватель при подписании трудового контракта обязуется учитывать все имеющиеся у «нетипичных» студентов ограничений в здоровье и учить их независимо от личного отношения к ним. В это же время ответственность за процесс обучения и получение знаний несет и сам студент, который по мере необходимости может озвучивать свои потребности. Однако в период сдачи зачетов и экзаменов инвалидность не дает возможности снисходительного отношения со стороны преподавателей.  

В процессе вебинара Мельник Ю.В. использовала возможности интерактивного общения со слушателями, предлагая им на обсуждение разнообразные темы и вопросы. Так, на вопрос «Что, на Ваш взгляд, включает в себя технологическая модель инклюзивного образования в ВУЗе и ее связь с РУМЦ?» участники предложили следующие ответы: «кадровое обеспечение», «ресурсное обеспечение», «применение спецоборудование», «сетевое взаимодействие» и др. Такая модель проведения вебинара давала возможность активного участия в мероприятии и обмене мнениями.

Докладчик рассказала, что инклюзия в рамках западной технологической модели включает в себя социокультурный аспект, рефлексию инклюзивной культуры, понимание системы индивидуальных методов обучения и его конечного результата. За рубежом преподаватели серьезно опираются на ближайшую среду «нетипичного» студента (родители, друзья и т.д.). Это позволяет изменить его отношение к себе, своему состоянию и своим возможностям. В зарубежных ВУЗах доступная архитектурная среда создается независимо от наличия в университете студентов с ограничениями в здоровье, они все нацелены на перспективу.

Мельник Ю.В. рассказала о составляющих инклюзивной коммуникации в рамках западной технологической модели. Это открытость, паритетность (равенство взаимоотношений студента и преподавателя и принятия их друг другом), флексибильность и диалогичность. Инклюзивный западный менеджмент включает многообразие адаптивных образовательных программ, дифференциальный подход к каждому студенту с ОВЗ, постоянное обновление педагогических методов работы, безопасная среда обучения, а так же вариативность при обучении и оценке результатов. Деятельность зарубежных РУМЦ включает работу с потенциальными работодателями. Помимо этого Центры занимаются медиаторской деятельностью, устранением конфликтов и проблем, имеют возможность инструментального и методического обеспечения при организации инклюзивной среды. А так же аккумулируют весь опыт, накопленный в области инклюзивного образования, имеют возможность его оценивать, осмысливать и распространять.

Основными задачами РУМЦ на Западе, по словам Мельник Ю.В., являются расширение доли «нетипичных» студентов в коллективе, выявление приоритетов при обучении таких лиц, проведение различных исследований по вопросам обучения лиц с ОВЗ, посредничество между «нетипичным» студентом и потенциальным работодателем и многое другое. Центры на Западе используют разнообразные подходы в своей деятельности и различные концепции (посредничество, паритетность, контроль, развитие). РУМЦ расширяет и развивает собственную деятельность, ищет новые пути оказания помощи как студентам с инвалидностью, так и ВУЗам. Понимая сам факт особенностей каждого «нетипичного» студента, Центры стремятся подготовить общество, образовательные учреждения и работодателей к толерантному отношению и возможности коммуникации с людьми, имеющими ограничения в здоровье.

Докладчик так же рассказала участникам вебинара о технике работы РУМЦ на Западе. Это включает возможность опосредованной трансляции позитивного социального опыта взаимодействия, технику «равный равному» и возможность дифференциальных изменений образовательных программ в зависимости от различных нозологий студентов (его «нетипичности»). В своей работе РУМЦ используют консультации различных специалистов (психологов, дефектологов, офтальмологов и др.). Это позволяет в полной мере использовать возможности каждого «нетипичного» студента, преобразовывать его ограничения и неудачи в достижения. Среди функций РУМЦ Мельник Ю.В. отметила коммуникативную, адаптационную, психолого-педагогического сопровождения, консультативную, корректирующую, регулятивную и функцию подбора сотрудников и преподавателей. Все это влияет на базовые направления работы РУМЦ в странах Запада. По словам докладчика, это возможность ранней идентификации возможностей «нетипичного» студента и создание благоприятной среды его обучения (психо-эмоциональной, консультативной и реабилитационной), раннее выявление нужд будущих абитуриентов с ОВЗ через взаимодействие образовательных учреждений разных ступеней, изменение представлений в обществе о людях, имеющих инвалидность. РУМЦ так же занимаются исследовательской деятельностью, взаимодействуют с государственными и муниципальными организациями, общественностью и властью.

На вопрос, заданный участником вебинара о возможности использования термина «студент с инвалидностью» докладчик разъяснила, что на Западе часто используется это словосочетание, хотя лучше использовать «студент с особыми образовательными потребностями». Однако она обратила внимание, что это понятие включает в себя как людей с ограничениями в здоровье, так и особо одаренных личностей. Так же Мельник Ю.В. рассказала о личном опыте при трудоустройстве. Как правило, работодатели стремятся взять на работу людей с ОВЗ, не требующих создания специально-оборудованных рабочих мест (диабетиков и людей без явно выраженных ограничений). Она разъяснила, что трудоустройство людей с инвалидностью должно являться комплексной государственной программой, однако  при трудоустройстве высокую активность должен проявлять сам соискатель с ограничениями в здоровье и иметь серьезную мотивацию к получению рабочего места. 

В завершении своего доклада Мельник Ю.В. отметила, что работа РУМЦ требует освещения в различных СМИ для развития инклюзивного образования, расширения количества людей с ОВЗ, использующих материалы и возможности, имеющиеся в Центрах.

 

 

 

Овчаренко Валентина, выпускница ФДО МГППУ