10 ноября состоялся вебинар на тему «Условия и технологии организации инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования: отечественный и зарубежный опыт»

10 ноября состоялся вебинар на тему «Условия и технологии организации инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования: отечественный и зарубежный опыт»

 

Ведущая: Мельник Ю.В.,  руководитель отдела экспертно-аналитического сопровождения ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования, к.п.н.,  МГППУ, г. Москва

 

 

 

Десятого ноября 2016г. прошел третий вебинар на тему «Условия и технологии организации инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования: отечественный и зарубежный опыт». Ведущим здесь стала Мельник Ю.В.,  руководитель отдела экспертно-аналитического сопровождения ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования, к.п.н.,  МГППУ, г. Москва. Она предложила к рассмотрению зарубежный опыт инклюзивного образования и возможность использовать эти знания при организации РУМЦ и высшего образования в России. Инклюзивное образование на Западе включает в себя различные аспекты - от доступности среды зданий и аудиторий до использования технических средств, дающих возможность обучения людей с ограничениями в здоровье.  Инклюзивное образование в ВУЗе расширяет социальную мобильность «нетипичных» учащихся, предоставляет одинаковые начальные стартовые условия для абитуриентов независимо от нозологий и уровня ограничений.  А так же повышает профессиональную конкурентоспособность лиц с инвалидностью на рынке труда. Докладчик обратила внимание, что на Западе используется термин «нетипичный» студент, что связано с тем, что зарубежные РУМЦ обслуживают не только лиц с инвалидностью, но и людей, имеющих те или иные нетипичные формы поведения (реч, вероисповедание, принадлежность к сексуальным меньшинствам и т.д.).  За рубежом существует и более узкое понятие «инклюзивное образование», которое, по словам Мельник Ю.В., подразумевает доступность среды и условий для получения высшего образования.

На третьем вебинаре участникам мероприятия было предложено упражнение, которое состояло в необходимости окончить фразу «К основным формам инклюзивного образования относится…». В чате были «озвучены» различные ответы, такие как «безбарьерная доступная среда», «равные возможности», «подготовленные кадры» и т.д.   Однако, по словам докладчика, на Западе редко используется термин «условия инклюзии». Там ключевым условием успешной инклюзии является реальное участие «нетипичного» учащегося в обучении и жизни студенческого коллектива, равная степень ответственности всех субъектов за развитие инклюзивных практик, разнообразие инклюзии, создание культуры инклюзии в учреждениях образования (воспитательная, социальная функция, эмоциональный комфорт студента), а так же индивидуальные темпы и программы развития каждого «нетипичного» студента с учетом «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Основной целью инклюзии за рубежом, по словам Мельник Ю.В., является социализация таких студентов. Так, студенты с тяжелыми поражениями в здоровье получают дипломы специального образца и в дальнейшем имеют возможность применять свои знания при профессиональном становлении.

При этом докладчик отметила, что на Западе не принято разрабатывать объемные методические и учебные программы. Такие документы могут иметь всего 2-3 страницы, но в то же время преподаватель при подписании трудового контракта обязуется учитывать все имеющиеся у «нетипичных» студентов ограничений в здоровье и учить их независимо от личного отношения к ним. В это же время ответственность за процесс обучения и получение знаний несет и сам студент, который по мере необходимости может озвучивать свои потребности. Однако в период сдачи зачетов и экзаменов инвалидность не дает возможности снисходительного отношения со стороны преподавателей.  

В процессе вебинара Мельник Ю.В. использовала возможности интерактивного общения со слушателями, предлагая им на обсуждение разнообразные темы и вопросы. Так, на вопрос «Что, на Ваш взгляд, включает в себя технологическая модель инклюзивного образования в ВУЗе и ее связь с РУМЦ?» участники предложили следующие ответы: «кадровое обеспечение», «ресурсное обеспечение», «применение спецоборудование», «сетевое взаимодействие» и др. Такая модель проведения вебинара давала возможность активного участия в мероприятии и обмене мнениями.

Докладчик рассказала, что инклюзия в рамках западной технологической модели включает в себя социокультурный аспект, рефлексию инклюзивной культуры, понимание системы индивидуальных методов обучения и его конечного результата. За рубежом преподаватели серьезно опираются на ближайшую среду «нетипичного» студента (родители, друзья и т.д.). Это позволяет изменить его отношение к себе, своему состоянию и своим возможностям. В зарубежных ВУЗах доступная архитектурная среда создается независимо от наличия в университете студентов с ограничениями в здоровье, они все нацелены на перспективу.

Мельник Ю.В. рассказала о составляющих инклюзивной коммуникации в рамках западной технологической модели. Это открытость, паритетность (равенство взаимоотношений студента и преподавателя и принятия их друг другом), флексибильность и диалогичность. Инклюзивный западный менеджмент включает многообразие адаптивных образовательных программ, дифференциальный подход к каждому студенту с ОВЗ, постоянное обновление педагогических методов работы, безопасная среда обучения, а так же вариативность при обучении и оценке результатов. Деятельность зарубежных РУМЦ включает работу с потенциальными работодателями. Помимо этого Центры занимаются медиаторской деятельностью, устранением конфликтов и проблем, имеют возможность инструментального и методического обеспечения при организации инклюзивной среды. А так же аккумулируют весь опыт, накопленный в области инклюзивного образования, имеют возможность его оценивать, осмысливать и распространять.

Основными задачами РУМЦ на Западе, по словам Мельник Ю.В., являются расширение доли «нетипичных» студентов в коллективе, выявление приоритетов при обучении таких лиц, проведение различных исследований по вопросам обучения лиц с ОВЗ, посредничество между «нетипичным» студентом и потенциальным работодателем и многое другое. Центры на Западе используют разнообразные подходы в своей деятельности и различные концепции (посредничество, паритетность, контроль, развитие). РУМЦ расширяет и развивает собственную деятельность, ищет новые пути оказания помощи как студентам с инвалидностью, так и ВУЗам. Понимая сам факт особенностей каждого «нетипичного» студента, Центры стремятся подготовить общество, образовательные учреждения и работодателей к толерантному отношению и возможности коммуникации с людьми, имеющими ограничения в здоровье.

Докладчик так же рассказала участникам вебинара о технике работы РУМЦ на Западе. Это включает возможность опосредованной трансляции позитивного социального опыта взаимодействия, технику «равный равному» и возможность дифференциальных изменений образовательных программ в зависимости от различных нозологий студентов (его «нетипичности»). В своей работе РУМЦ используют консультации различных специалистов (психологов, дефектологов, офтальмологов и др.). Это позволяет в полной мере использовать возможности каждого «нетипичного» студента, преобразовывать его ограничения и неудачи в достижения. Среди функций РУМЦ Мельник Ю.В. отметила коммуникативную, адаптационную, психолого-педагогического сопровождения, консультативную, корректирующую, регулятивную и функцию подбора сотрудников и преподавателей. Все это влияет на базовые направления работы РУМЦ в странах Запада. По словам докладчика, это возможность ранней идентификации возможностей «нетипичного» студента и создание благоприятной среды его обучения (психо-эмоциональной, консультативной и реабилитационной), раннее выявление нужд будущих абитуриентов с ОВЗ через взаимодействие образовательных учреждений разных ступеней, изменение представлений в обществе о людях, имеющих инвалидность. РУМЦ так же занимаются исследовательской деятельностью, взаимодействуют с государственными и муниципальными организациями, общественностью и властью.

На вопрос, заданный участником вебинара о возможности использования термина «студент с инвалидностью» докладчик разъяснила, что на Западе часто используется это словосочетание, хотя лучше использовать «студент с особыми образовательными потребностями». Однако она обратила внимание, что это понятие включает в себя как людей с ограничениями в здоровье, так и особо одаренных личностей. Так же Мельник Ю.В. рассказала о личном опыте при трудоустройстве. Как правило, работодатели стремятся взять на работу людей с ОВЗ, не требующих создания специально-оборудованных рабочих мест (диабетиков и людей без явно выраженных ограничений). Она разъяснила, что трудоустройство людей с инвалидностью должно являться комплексной государственной программой, однако  при трудоустройстве высокую активность должен проявлять сам соискатель с ограничениями в здоровье и иметь серьезную мотивацию к получению рабочего места. 

В завершении своего доклада Мельник Ю.В. отметила, что работа РУМЦ требует освещения в различных СМИ для развития инклюзивного образования, расширения количества людей с ОВЗ, использующих материалы и возможности, имеющиеся в Центрах.

 

 

 Отображается файл "10.jpg"

Овчаренко Валентина, выпускница ФДО МГППУ