21 ноября на очном модуле программы повышения квалификации «Работа ресурсного учебно-методического центра по обучению студентов с инвалидностью в вузе» Была представлена концепции создания региональных ресурсных учебно-методических центров и модельного ц
21 ноября на очном модуле программы повышения квалификации «Работа ресурсного учебно-методического центра по обучению студентов с инвалидностью в вузе» были представлены концепции создания региональных ресурсных учебно-методических центров и модельного центра по обеспечению специальных образовательных условий получения высшего образования студентами с нарушением зрения
21 ноября 2016г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете состоялся очный модуль занятий по программе повышения квалификации для сотрудников вновь открываемых РУМЦ.
Первым выступающим стала Панюкова С. В., директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования, доктор педагогических наук, профессор, МГППУ, г. Москва.
Она рассказала о том, что для создания РУМЦ и их развития необходимо создать (написать) комплект документов в соответствии с предъявляемыми требованиями. Это позволит организовать и качественно проводить Центрам работу в системе инклюзивного образования. Первым таким требованием при написании «дорожной карты» является необходимость обоснования открытия такого РУМЦ в том или ином регионе РФ. Здесь же необходимо указать цели и задачи организации Центра. При написании документов можно будет воспользоваться имеющимся в МГППУ шаблоном (модельным образцом). По словам докладчика, при разработке документов для открытия Центра при ВУЗе сотрудникам необходимо сформировать пакет нормативно-правовых, организационных и методических документов, а так же подать служебную записку в Учебный совет, который их рассматривает и утверждает штатное расписание и структуру РУМЦ. Так же необходимо подумать о финансовом обеспечении работы Центра. Это может быть как федеральная или региональная поддержка, а так же проекты по различным Грантам или привлечение благотворительных средств.
Панюкова С.В. отметила, что в поданной на комиссию документации по открытию РУМЦ ВУЗы должны указывать имеющийся опыт по обучению студентов с инвалидностью, возможность создания различных факультетов по той или иной специализации. При этом ВУЗ указывает наличие специалистов, которые в дальнейшем будут обучать студентов различных нозологий. Сотрудникам Центра так же необходимо учитывать, что в дальнейшем РУМЦ будут сотрудничать с ВУЗами-партнерами в регионе, разрабатывать и распространять опыт обучения студентов-инвалидов и программу сопровождения выпускников с ОВЗ, содействуя им в трудоустройстве.
Докладчик отметила, что помимо нормативно-правовой документации пакет документов для открытия Центра должен содержать сведения о наличии в ВУЗе специальных условий для обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью. Эти условия различны для студентов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. К специальным условиям относятся как доступность среды и необходимое техническое оборудование, так и специальные (адаптированные) образовательные программы.
Участники очного модуля занятий узнали, что в документах должна быть указана квалификация преподавателей, умение работать со студентами с инвалидностью и дистанционно, наличие в ВУЗе тифло- или сурдопереводчика.
К образовательной программе, по словам Панюковой С.В., так же предъявляются особые требования, позволяющие работать со студентами разных нозологий. Это подразумевает адаптированные учебные планы и программы, обеспечение учебными материалами в печатной или электронной форме, возможность дистанционного обучения. Необходимо указать наличие в ВУЗе специальной техники для передачи и получения различной информации. Так же РУМЦ при ВУЗе должен будет заниматься профориентацией в отношении абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ, сотрудничать со школами, колледжами и другими образовательными учреждениями, где обучаются дети-инвалиды.
Докладчик отметила, что документы, поданные на комиссию различными ВУЗами, будут рассмотрены Минобрнауки и выбраны к защите на очной сессии. При этом будут учтены сведения, полученные в результате мониторинга ВУЗов по многим показателям (опыт в сфере обучения студентов с инвалидностью, архитектурная и образовательная доступность, квалификация профессорско-преподавательского состава и другое).
Следующим выступающим в этот день стала Сайтгалиева Г. Г., руководитель центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров, к.соц.н., доцент. Она рассказала о различиях в понятиях «студент с ОВЗ» и «студент с инвалидностью». Студенты с инвалидностью имеют группу инвалидности, подтвержденную справкой комиссии МСЭ и ИПРА (индивидуальную программу реабилитации, абилитации), где указаны специальные условия, в которых может обучаться данный студент и используемые им специальные технические средства (коляска, костыли, увеличитель, слуховой аппарат и т.д.). Если в ВУЗ поступает лицо до 18 лет, имеющее статус «ребенок-инвалид», то в период обучения он проходит дополнительное медицинское освидетельствование на продление или снятие инвалидности. Лицо с ОВЗ, не имеющее официального статуса «инвалид», может предоставить заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), где прописаны необходимые специальные условия его обучения.
Докладчик так же рассказала о работе РУМЦ, открытом при МГППУ. Этот Центр осуществляет взаимодействие с различными образовательными учреждениями, как высшего звена, так и среднего профессионального, контактирует с коррекционными школами, проводя раннюю профориентацию среди детей-инвалидов. Сотрудники Центра оказывают серьезную поддержку как студентам с инвалидностью, так и преподавателям ВУЗов, работающих в системе инклюзии. В своей работе РУМЦ основывается на системном, деятельностном, личностном и синергетическом подходах. При этом, по словам Сайтгалиевой Г. Г., сотрудники Центра взаимодействуют с представителями службы занятости, потенциальными работодателями, специализированными библиотеками, муниципальными и региональными общественными объединениями. Участниками взаимодействия могут быть как постоянные члены, так и временные в зависимости от необходимости решения той или иной задачи. В сетевом взаимодействии РУМЦ придерживается принципов открытости и добровольности, систематичности и нацеленности на конечный результат. Субъектами сетевого взаимодействия являются ВУЗы, региональные ресурсные центры, общественные организации, представители муниципальных властей, службы занятости или социальной защиты. На начальном этапе работы вновь открываемых Центров гарантом финансирования могут выступать федеральные, региональные и муниципальные власти.
Так же на очном модуле выступил Баусов Ю.Н., член Совета Министерства образования и науки РФ по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, председатель межрегиональной общественной организации «Ассоциация молодёжных инвалидных организаций - АМИО», помощник ректора, к.филос.н. Он рассказал о правовой базе при создании РУМЦ. Здесь основным документом является Закон «Об образовании» РФ, а так же Законодательные акты о предоставлении социальных услуг. Баусов Ю.Н. рассказал об Экспертном Совете, который будет рассматривать документы, касающиеся открытия РУМЦ. В него входят люди, имеющие большой опыт в сфере оценки доступности среды и образовательных услуг.
По его словам, в последнее время в России принимается много новых нормативных документов, позволяющих вести активный образ жизни людям с инвалидностью. Устанавливаются подъемники, пандусы, появляются таблички со шрифтом Брайля, тактильная плитка, доступным становится дистанционное образование. Докладчик отметил, что к экспертной оценке на местах сотрудникам РУМЦ следует привлекать представителей ВОИ, ВОГ и ВОС и иных общественных организаций, а так же тесно с ними сотрудничать в сфере адаптации и социализации молодых инвалидов. Баусов Ю.Н. так же отметил, что при обучении студентов с инвалидностью большое внимание должно уделяться их социокультурной адаптации. Особенно это касается студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата с диагнозом ДЦП, многие из которых находились на домашнем обучении, и у них ограничен круг общения. В своей работе ВУЗы могут использовать опыт МГППУ, который уделяет большое внимание социокультурной адаптации студентов с инвалидностью (поездки в музеи, театры, экскурсии). К этой работе докладчик посоветовал привлекать общественные объединения, которые проводят серьезную работу с лицами с ОВЗ и инвалидностью, внедряют различные проекты и добиваются серьезных результатов в этой сфере (сфере социализации).
В заключение своего выступления Баусов Ю.Н. ответил на вопросы участников очного модуля, разъяснив, что написание и создание адаптированных образовательных программ в ВУЗах является достаточно затратной частью работы, так как сюда входит наличие не только специальных технических средств для студентов с ослабленным зрением или нарушением слуха, но и услуги сурдопереводчиков, печатные материалы, использующие шрифт Брайля. Так же он отметил необходимость ранней профориентации абитуриентов с ОВЗ, что дает возможность развития у них мотивации к получению высшего профессионального образования, участие в различных конкурсах и Олимпиадах. Баусов Ю.Н. обратил внимание на ценность непрерывности образования детей-инвалидов, которое позволяет им самосовершенствоваться, а так же минимизировать иждивенческие тенденции дальнейшей жизнедеятельности. Получение высшего образования же дает возможность развития личности и расширяет круг общения, а так же улучшает качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Видеозапись трансляции https://www.youtube.com/watch?v=NOvX56f6dBY
- Презентация Панюковой С.В. https://yadi.sk/d/rTem2U45zCSAd
- Презентация Саитгалиевой Г.Г. https://yadi.sk/i/aFBei5QRzCSM6
Соколов В.В., заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения факультета ИТ при МГППУ, рассказал об особенностях работы со студентами с ослабленным зрением. Он отметил, что общение с ними должно проходить в обычной форме с использованием таких слов как «посмотреть», «увидеть» и т.д. Сопровождение незрячего в стенах ВУЗа и за его пределами подразумевает помощь других лиц в процессе перемещения. Для этого студенту может быть предложено взять сопровождающего под руку, который сможет предупредить незрячего о любых препятствиях, находящихся на его пути (ступенях, поворотах, входных проемах и т.д.). Особую проблему у слабовидящих (слепых) вызывает его самостоятельное нахождение в незнакомой городской среде (в транспорте, метро, лифте). При организации доступности среды для слабовидящих используются направляющие в виде поручней или горизонтальных панелей, укрупненный шрифт, контрастные цвета или таблички со шрифтом Брайля. Все рекомендации содержатся в ГОСТах и методических рекомендациях, что способствует созданию единообразия и облегчает перемещение людей с данной нозологией.
Так же докладчик рассказал о специфике учебно-образовательной литературы. Здесь содержится больше объемно-графических изображений и схем, которые лучше воспринимаются людьми с ослабленным зрением. При этом преподаватели, обучающие студентов с нарушением зрения, должны четко структурировать свои лекции, доносить материал в понятной и доступной форме.
На вопрос участника мероприятия о терминах «незрячий», «слепой» и «слабовидящий», Соколов В.В. сказал, что это разные понятия. Объединяя категорию студентов данной нозологии, лучше всего использовать термин «человек с нарушением зрения». На очном модуле занятий так же прозвучали некоторые предложения, которые могли бы стать дополнением к доступности городской среды (при переходе улицы звуковой сигнал светофора можно дополнить информацией о названии улицы).
Докладчик так же рассказал о необходимости создания специальных образовательных условий при получении высшего образования студентами с нарушением зрения на примере модельного образца факультета ИТ-технологий при МГППУ. На начальном этапе студентам требовались помощники, однако с появлением приспособлений по распознаванию речи и иного специального оборудования такая необходимость отпала.
При этом Соколов В.В. рассказал об опыте факультета университета при обучении студентов данной нозологии. Здесь готовят специалистов в области прикладной математики, математического обеспечения и администрирования информационных систем, режиссуры, кино и телевидения. На данном факультете все компьютеры обеспечены программами невизуального доступа, что делает обучение более комфортным для студентов с нарушением зрения. Так же здесь имеется автобус, что позволяет студентам с ослабленным зрением добраться от метро до университета к началу занятий.
В свою очередь докладчик рассказал о необходимых компонентах среды обучения. Помимо доступной архитектурной среды и транспортного обеспечения, это техническое обеспечение, дополнительные индивидуальные занятия, психолого-педагогическое сопровождение, организация учебной практики и содействие в трудоустройстве. Специфичными здесь являются учебные материалы по высшей математике, выполненные с использованием шрифта Брайля. Модельный образец обучения студентов с нарушением зрения предполагает наличие в инклюзивной группе тьютора (ассистента), который будет оказывать им помощь на начальном этапе образовательного процесса (при создании презентации, оформлении докладов, курсовых и дипломных работ). При этом тьютор – это сотрудник не факультета, а РУМЦ. Участники очного модуля занятий узнали и о том, что абитуриентами ИТ-факультета при МГППУ становятся выпускники специализированных школ и других образовательных учреждений, а так же посетители специализированных библиотек.
Здесь же Соколов В.В. рассказал об особенностях организации учебного процесса. По его словам, группы на факультете малочисленны, так удобнее работать на компьютере. Вся учебная литература помимо электронного вида, аудиозаписей существует и в печатной форме по системе Брайля, что намного удобнее при поиске того или иного фрагмента лекций. Участники мероприятия узнали, что техническое обновление на факультете происходит за счет грантов, что позволяет закупать новое оборудование или поддерживать имеющееся.
Затем с помощью слайдов были продемонстрированы специализированные технические устройства, используемые в МГППУ в процессе обучения студентов с нарушением зрения. Это и принтеры, переводящие обычные печатные тексты в текст со шрифтом Брайля, и «говорящие» устройства для чтения книг, синтезатор речи и портативный компьютер. Как правило, вся подобная техника зарубежного производства. Для использования такой техники в ВУЗе сотрудниками факультета написаны методические указания по ее использованию в образовательном процессе. Здесь же разработан адаптированный перевод для лиц с нарушением зрения.
Гуляр А.В., программист учебно-производственной лаборатории технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения факультета ИТ (МГППУ), рассказал о рельефно-точечных обозначениях при создании учебных материалов с использованием шрифта Брайля и специфике написания математических выражений и формул. На слайдах были продемонстрированы плоско-печатные тексты и те же математические выражения, напечатанные в системе Брайля. На них же можно было увидеть различное техническое оборудование, позволяющее осуществлять перевод текстов из одной системы в другую (плоско-печатных в рельефно-точечные).
В заключение своего доклада выступающие ответили на вопросы участников очного модуля и рассказали о том, что студенты на начальном этапе обучения могут пройти курсы по обучению чтения и письма по системе Брайля. Это позволяет им в дальнейшем конспектировать лекции, не используя печатные машинки, которые являются довольно шумными и мешают другим участникам образовательного процесса.
- Видеозапись трансляции https://www.youtube.com/watch?v=4wKWOwDV-V8&feature=em-upload_owner
- Презентации https://yadi.sk/d/aRmmVYhxzGSCy
Овчаренко Валентина, выпускница ФДО МГППУ