Отчет за занятия 22 ноября 2016 г. на очном модуле программы повышения квалификации «Работа ресурсного учебно-методического центра по обучению студентов с инвалидностью в вузе»
Отчет за занятия 22 ноября 2016 на очном модуле программы повышения квалификации «Работа ресурсного учебно-методического центра по обучению студентов с инвалидностью в вузе»
22 ноября 2016г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете прошел второй день очного модуля занятий по программе повышения квалификации для сотрудников вновь создаваемых РУМЦ.
Мероприятие открыла Комова Н.С., научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО, педагог-психолог инклюзивного отдела РУМЦ (МГППУ). Она рассказала о нормативно-правовой документации Центров, необходимой при обучении и сопровождении студентов с инвалидностью. Так, она подчеркнула необходимость соблюдения государственных образовательных стандартов при обучении детей-инвалидов в коррекционных школах. Такие учреждения предусматривают продление образования на год, так как помимо учебной программы здесь предусмотрены и реабилитационные мероприятия. Эта работа должна быть продолжена и в ВУЗах, где будут обучаться студенты с ограничениями в здоровье.
Докладчик отметила, что нормативно-правовая база образовательного процесса постоянно усовершенствуется так же, как и учебники, по которым занимаются студенты с нарушением зрения. При этом в первую очередь ВУЗы должны обратить внимание на обеспечение доступности информации для абитуриентов и студентов данной нозологии. Сотрудники РУМЦ должны быть компетентны в области организации образовательного процесса, который должен соответствовать Законам РФ. Основными законодательными актами здесь являются Закон «Об образовании, «О социальном обеспечении», «Доступная среда» и другие. Из слайдов Комовой Н.С. участники очного модуля узнали о нормативно-правовом обеспечении деятельности по психолого-педагогическому и коррекционно-реабилитационному сопровождению обучающихся с нарушением зрения в ВУЗах.
По словам докладчика, при создании РУМЦ и работы ВУЗов в системе инклюзивного образования необходимо придерживаться единой терминологии, к которой относятся такие понятия как «профессиональное образование», «адаптированная образовательная программа», «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья». Так же Комова Н.С. рассказала о некоторых особенностях обучения студентов с нарушением зрения, которым показаны только четыре часа зрительной нагрузки (посещение лекций+выполнение домашних заданий). Это требует особой компетенции со стороны педагогов, которые должны учитывать ограниченные возможности студента, а так же совмещать образовательный процесс с воспитательным.
Докладчик отметила, что в процессе получения общего среднего образования дети-инвалиды данной нозологии приобретают навыки работы с учебным материалом, специальным оборудованием, которое в дальнейшем будет использоваться ими при получении высшего профессионального образования. Комова Н.С. сказала, что при работе ВУЗов в системе инклюзивного образования необходимы специальные образовательные условия для качественного освоения профессиональных знаний. Здесь недопустима дискриминация студентов с инвалидностью, поэтому необходимо создавать доступную архитектурную среду, обеспечивать студентов с инвалидностью психолого-педагогической помощью и поддержкой, а так же иметь специальное оборудование, минимизирующее ограничения в здоровье. Докладчик разъяснила участникам очного модуля различие между терминами «незрячий» и «слабовидящий» студент. Для этих двух категорий предусматриваются разные специальные образовательные условия. Так, для слабовидящих может быть достаточно укрупненного шрифта и плоско-печатных учебных материалов, в то время как для незрячих студентов необходимы тексты, выполненные по системе Брайля, а так же объемно-графические изображения и схемы, которые лучше воспринимаются наощупь.
Комова Н.С. отметила, что сотрудники РУМЦ и ВУЗов при разработке адаптированных образовательных программ (АОП) должны опираться на государственные образовательные стандарты. При этом адаптированная программа должна учитывать нозологию отдельных групп студентов – нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. При реализации образовательных программ в ВУЗе необходимо учитывать потребности студента в тех или иных специальных условиях. Это и печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы (учебники, пособия), доступ к электронным библиотекам, возможность дистанционного обучения и многое другое. Сотрудники РУМЦ должны быть готовы к разработке и изданию необходимой учебной литературы, адаптированных образовательных программ, так как в настоящее время их еще недостаточно для полного обеспечения студентов с ограничениями в здоровье. В этой сфере большую поддержку и возможности открывает сетевое взаимодействие ВУЗов, работающих в системе инклюзии, а так же действующих и вновь создаваемых Ресурсных Учебно-Методических Центров. Такое взаимодействие позволит обмениваться необходимой информацией (методическими рекомендациями, учебными планами и программами и т.д.) и опытом работы с данной категорией студентов.
Докладчик рассказала, что при обучении студентов с ОВЗ специалисты и преподаватели ВУЗов должны донести до них понимание ответственности за собственное здоровье, ограничение физических нагрузок, а студенты предупреждать о своих потребностях в учебном процессе («плохо видно», «не слышно», «не успел записать»). Сопровождение образовательного процесса, по словам Комовой Н.С., может осуществляться как в виде разовых действий (сопровождение на конференцию), так и на постоянной основе (помощь при освоении специальных технических средств). Постоянная помощь в образовательном процессе предполагает создание в ВУЗе специальных условий, предоставление тифло- или сурдопереводчика или оборудования, необходимого для освоения профессиональных знаний.
В ходе мероприятия докладчик так же рассказала о том, что адаптированные образовательные программы должны учитывать наличие в высших учебных заведениях специалистов социально-психологической службы. Это направление работы со студентами с инвалидностью способствует выявлению трудностей, возникающих в процессе обучения или коммуникации (межличностного взаимодействия). Так же сюда входит комплекс коррекционно-реабилитационных мероприятий, помогающих преодолевать трудности в процессе обучения.
Комова Н.С. отметила, что учебные планы для студентов с инвалидностью могут включать дополнительные индивидуальные занятия для лучшего усвоения той или иной темы. На начальном этапе обучения студентам с нарушением зрения предлагают несколько занятий по освоению новой среды. Такие занятия включают изучение маршрута передвижения до учебного заведения, ориентацию в пространстве ВУЗа (знакомство с расположением аудиторий, лифтов, лестниц и табличек со шрифтом Брайля). Для работы со студентами с нарушением зрения сотрудникам ВУЗа могут быть предложены курсы по повышению квалификации и обретению навыков работы и сопровождения студентов данной нозологии.
Докладчик обратила внимание участников очного модуля на то, что при разработке адаптированных образовательных программ необходимо указывать ее структуру и временные рамки, а так же группу студентов определенной нозологии, для которой она создается. АОП необходимо согласовывать с обучающимся или его законными представителями для утверждения индивидуальных учебных планов в соответствии с возможностями студента. Образовательная программа для студентов с инвалидностью включает работу по трем направлениям: образовательное, коррекционно-реабилитационное и социально-психологическое. Так же ВУЗам в дальнейшем необходимо будет оценивать успешность реализации адаптированных образовательных программ и качественного усвоения знаний студентами с ограничениями в здоровье. Это может осуществляться за счет разработки контрольно-измерительных материалов (описание, шкалы и тесты). В заключение своего выступления Комова Н.С. ответила на вопросы участников очного модуля.
- Видеозапись https://www.youtube.com/watch?v=sLQ5qOgfpaw
- Презентации https://yadi.sk/d/XUZNXOdVzJJDg
Во второй части занятий по программе повышения квалификации для сотрудников вновь создаваемых РУМЦ выступил Айсмонтас Б.Б., декан факультета дистанционного обучения МГППУ, к.пед.н., профессор. Он рассказал о возможностях Центров и плюсах сетевого взаимодействия в процессе обучения студентов с инвалидностью. Декан ФДО продемонстрировал на слайдах модели сетевого взаимодействия ВУЗов-партнеров и рассказал об их результативности. Так же в настоящее время, по словам докладчика, в рамках Закона «Об образовании» ВУЗы должны планировать участие в системе инклюзивного высшего профессионального образования, готовить профессорско-преподавательский состав к работе со студентами с ограничениями в здоровье, иметь в штатном расписании психологов, социальных педагогов. Докладчик отметил, что при разработке адаптированных образовательных программ можно использовать образцы (модули), имеющихся в ВУЗе учебных планов и программ, пополняя их необходимыми дополнительными специальными образовательными условиями. При этом нужно учитывать соответствие адаптированных программ для отдельных групп студентов (с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). Большую роль в разработке специальных образовательных программ для обучающихся разных нозологий может сыграть сетевое взаимодействие, открывающее доступ к широкой информационной базе. В случае необходимости сотрудники ВУЗов могут воспользоваться (имеющейся в распоряжении РУМЦ) нормативно-правовой, учебно-методической и иной литературой.
На очном модуле Айсмонтас Б.Б. так же рассказал об электронной библиотеке МГППУ, где собраны разработанные в рамках Госзаказа различные документы, а так же о серьезной работе сотрудников и преподавателей ВУЗа при создании АОП. Так, на начальном этапе обучения студентов с инвалидностью профессорско-преподавательскому составу университета пришлось столкнуться со множеством проблем и нюансов в образовательном и реабилитационном процессах. В настоящее же время в МГППУ накоплен большой опыт обучения студентов с нарушениями в здоровье, использовании специального оборудования, организации доступной среды, подготовки преподавателей, поиска необходимых специалистов (сурдопереводчиков, системных администраторов и других).
В свою очередь докладчик рассказал о специфике обучения студентов с инвалидностью. Так, получение высшего профессионального образования расширяет возможности такого студента и его коммуникативные навыки. В образовательном процессе преподаватели МГППУ используют новые информационные технологии, проводят много вебинаров, семинаров, видеоконференций, позволяющих принимать в них участие всем желающим. Особенно важно это для студентов с ПОДА (поражением опорно-двигательного аппарата), что дает им возможность выступлений в он-лайн режиме. Так же в процессе подготовки к таким занятиям студенты с ограничениями в здоровье приобретают навыки написания докладов, подготовки презентаций.
Айсмонтас Б. Б. рассказал участникам очного модуля, что для привлечения абитуриентов и студентов с инвалидностью в ВУЗ должна проводиться серьезная профориентационная работа с выпускниками коррекционных школ, которые заранее могут определиться с выбором профессии. Это позволяет повысить их замотивированность в получении высшего профессионального образования. Декан ФДО отметил, что на факультете апробируются различные методы работы со студентами, имеющими ограничения в здоровье. Он обратил внимание участников мероприятия, что при обучении студентов с инвалидностью лучше всего сочетать очное и дистанционное образование. Это позволяет достигнуть более качественных результатов в процессе усвоения знаний и развития личности. При этом преподаватели стараются развивать самостоятельность студентов с ОВЗ, так как она у них очень часто не развита в силу узкого круга общения и специфики заболевания.
Серьезное внимание на факультете уделяется обучению и повышению квалификации преподавателей, работающих в системе инклюзивного образования. В своей работе им необходимо учитывать возможности и потребности обучающихся. Докладчик рассказал, что образовательный процесс для студентов с инвалидностью должен сочетаться с такими направлениями как медицинская, социальная и культурная реабилитация. А так же о возможностях выпускников с ОВЗ, которые могут стать высококвалифицированными специалистами, востребованными на рынке труда. Как правило, потенциальные работодатели с настороженностью относятся к приему на работу специалистов, имеющих те или иные нарушения в здоровье. Поэтому выпускники должны обладать качественными знаниями, позволяющими им быть конкурентоспособными в процессе трудоустройства. Декан ФДО рассказал о проводимой в университете работе с потенциальными работодателями, которые приглашаются на государственные экзамены и защиту выпускных квалификационных работ. Это позволяет в полной мере оценить знания выпускников ВУЗа и возможность заключения с ними трудовых договоров.
Айсмонтас Б.Б. рассказал о предварительной подготовке студентов с ограничениями в здоровье к процессу обучения. После зачисления в ВУЗ и до начала образовательного процесса они имеют возможность обучиться работе в электронном деканате, умению пользоваться техническим оборудованием (гарнитурой, Скайпом), знакомятся с учебной литературой и видеолекциями, которые они заранее получают на электронных дисках. Это позволяет к началу учебного года снизить тревожность студентов с инвалидностью, ознакомиться с дисциплинами, которые будут изучаться в течение семестра.
Докладчик рассказал о наличии на факультете адаптированных образовательных программ, в которые включены некоторые пропедевтические дисциплины («Введение в дистанционное обучение», «Технологии и методики самоорганизации», «Методика работы с учебной информации»). Участники очного модули так же смогли познакомиться с работой электронного деканата, доступа к расписанию занятий студентов ФДО. А так же увидеть на слайдах электронную учебную литературу, предлагаемую факультетом. Айсмонтас Б.Б. отметил, что помимо учебной литературы студентам с инвалидностью предлагаются тестовые задания, а так же методические рекомендации по использованию электронных учебников и дополнительных материалов, имеющихся в распоряжении библиотеки МГППУ.
В свою очередь декан факультета рассказал о методиках создания видеолекций или видеокурсов по тем или иным дисциплинам. Этому тоже необходимо обучать преподавателей, которые должны уметь работать не с аудиторией, а уметь излагать учебный материал четко и структурированно для лучшего восприятия его студентами с ОВЗ. Такая работа серьезно повышает квалификацию преподавателей, которые в дальнейшем могут выступать перед любой аудиторией.
В ходе мероприятия декан ФДО рассказал о большой работе по социокультурной реабилитации студентов с инвалидностью. Так, для них проводятся выездные мероприятия (тренинги, семинары, мастер-классы и т.д.), позволяющие расширять их коммуникативные навыки и умения. Живое общение, простое чаепитие позволяет раскрыться студентам и научиться чему-то новому. В университете организуют различные экскурсии, которые могут проводить сами студенты с ограничениями в здоровье, творческие мастерские, создаются группы по интересам.
В заключение своего выступления декан ФДО МГППУ ответил на многочисленные вопросы участников очного модуля занятий по повышению квалификации. Так же он рассказал о некоторых ошибках, допущенных при организации образовательного процесса для студентов с инвалидностью. Здесь нужно учитывать, что на начальном этапе создания РУМЦ и работы ВУЗа в системе инклюзии важно подобрать преподавательский состав, готовый работать со студентами с инвалидностью, научиться разрабатывать электронные учебники, работать в дистанционном формате. Начиная работу со студентами с инвалидностью в рамках инклюзивного образования, МГППУ учитывал опыт зарубежных ВУЗов (Израиля, Литвы). Адаптированные образовательные программы тогда создавались без учета разницы нозологических групп студентов и их индивидуальных потребностей. Сейчас же университет имеет различные программы по обучению специалистов разных профилей с учетом нозологий и потребностей студентов. Айсмонтас Б.Б. обратил внимание, что ВУЗы должны серьезно оценивать свои финансовые возможности, получение грантов, привлечение внебюджетных средств. А так же рассматривать все возможности ВУЗа по работе со студентами разных нозологий и организации коррекционно-реабилитационной работы с ними.
- Видеозапись https://www.youtube.com/watch?v=X0qlmtmkjzY&feature=em-upload_owner
- Айсмонтас Б.Б. Презентации https://www.youtube.com/watch?v=X0qlmtmkjzY
Овчаренко Валентина, выпускница ФДО МГППУ