Отчет за занятия 22 ноября 2016 г. на очном модуле программы повышения квалификации «Работа ресурсного учебно-методического центра по обучению студентов с инвалидностью в вузе»

Отчет за занятия 22 ноября 2016 на очном модуле программы повышения квалификации «Работа ресурсного учебно-методического центра по обучению студентов с инвалидностью в вузе»  

 

 

22 ноября 2016г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете прошел второй день очного модуля занятий по программе повышения квалификации для сотрудников вновь создаваемых РУМЦ.

Мероприятие открыла Комова Н.С., научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО, педагог-психолог инклюзивного отдела РУМЦ (МГППУ). Она рассказала о нормативно-правовой документации Центров, необходимой при обучении и сопровождении студентов с инвалидностью. Так, она подчеркнула необходимость соблюдения государственных образовательных стандартов при обучении детей-инвалидов в коррекционных школах. Такие учреждения предусматривают продление образования на год, так как помимо учебной программы здесь предусмотрены и реабилитационные мероприятия. Эта работа должна быть продолжена и в ВУЗах, где будут обучаться студенты с ограничениями в здоровье.

Докладчик отметила, что нормативно-правовая база образовательного процесса постоянно усовершенствуется так же, как и учебники, по которым занимаются студенты с нарушением зрения. При этом в первую очередь ВУЗы должны обратить внимание на обеспечение доступности информации для абитуриентов и студентов данной нозологии. Сотрудники РУМЦ должны быть компетентны в области организации образовательного процесса, который должен соответствовать Законам РФ. Основными законодательными актами здесь являются Закон «Об образовании, «О социальном обеспечении», «Доступная среда» и другие. Из слайдов Комовой Н.С. участники очного модуля узнали о нормативно-правовом обеспечении деятельности по психолого-педагогическому и коррекционно-реабилитационному сопровождению обучающихся с нарушением зрения в ВУЗах. 

По словам докладчика, при создании РУМЦ и работы ВУЗов в системе инклюзивного образования необходимо придерживаться единой терминологии, к которой относятся такие понятия как «профессиональное образование», «адаптированная образовательная программа», «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья». Так же Комова Н.С. рассказала о некоторых особенностях обучения студентов с нарушением зрения, которым показаны только четыре часа зрительной нагрузки (посещение лекций+выполнение домашних заданий). Это требует особой компетенции со стороны педагогов, которые должны учитывать ограниченные возможности студента, а так же совмещать образовательный процесс с воспитательным.

Докладчик отметила, что в процессе получения общего среднего образования дети-инвалиды данной нозологии приобретают навыки работы с учебным материалом, специальным оборудованием, которое в дальнейшем будет использоваться ими при получении высшего профессионального образования. Комова Н.С. сказала, что при работе ВУЗов в системе инклюзивного образования необходимы специальные образовательные условия для качественного освоения профессиональных знаний. Здесь недопустима дискриминация студентов с инвалидностью, поэтому необходимо создавать доступную архитектурную среду, обеспечивать студентов с инвалидностью психолого-педагогической помощью и поддержкой, а так же иметь специальное оборудование, минимизирующее ограничения в здоровье. Докладчик разъяснила участникам очного модуля различие между терминами «незрячий» и «слабовидящий» студент. Для этих двух категорий предусматриваются разные специальные образовательные условия. Так, для слабовидящих может быть достаточно укрупненного шрифта и плоско-печатных учебных материалов, в то время как для незрячих студентов необходимы тексты, выполненные по системе Брайля, а так же объемно-графические изображения и схемы, которые лучше воспринимаются наощупь.

Комова Н.С. отметила, что сотрудники РУМЦ и ВУЗов при разработке адаптированных образовательных программ (АОП) должны опираться на государственные образовательные стандарты. При этом адаптированная программа должна учитывать нозологию отдельных групп студентов – нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. При реализации образовательных программ в ВУЗе необходимо учитывать потребности студента в тех или иных специальных условиях. Это и печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы (учебники, пособия), доступ к электронным библиотекам, возможность дистанционного обучения и многое другое. Сотрудники РУМЦ должны быть готовы к разработке и изданию необходимой учебной литературы, адаптированных образовательных программ, так как в настоящее время их еще недостаточно для полного обеспечения студентов с ограничениями в здоровье. В этой сфере большую поддержку и возможности открывает сетевое взаимодействие ВУЗов, работающих в системе инклюзии, а так же действующих и вновь создаваемых Ресурсных Учебно-Методических Центров. Такое взаимодействие позволит обмениваться необходимой информацией (методическими рекомендациями, учебными планами и программами и т.д.) и опытом работы с данной категорией студентов.

Докладчик рассказала, что при обучении студентов с ОВЗ специалисты и преподаватели ВУЗов должны донести до них понимание ответственности за собственное здоровье, ограничение физических нагрузок, а студенты предупреждать о своих потребностях в учебном процессе («плохо видно», «не слышно», «не успел записать»). Сопровождение образовательного процесса, по словам Комовой Н.С., может осуществляться как в виде разовых действий (сопровождение на конференцию), так и на постоянной основе (помощь при освоении специальных технических средств). Постоянная помощь в образовательном процессе предполагает создание в ВУЗе специальных условий, предоставление тифло- или сурдопереводчика или оборудования, необходимого для освоения профессиональных знаний.  

В ходе мероприятия докладчик так же рассказала о том, что адаптированные образовательные программы должны учитывать наличие в высших учебных заведениях специалистов социально-психологической службы. Это направление работы со студентами с инвалидностью способствует выявлению трудностей, возникающих в процессе обучения или коммуникации (межличностного взаимодействия). Так же сюда входит комплекс коррекционно-реабилитационных мероприятий, помогающих преодолевать трудности в процессе обучения.

Комова Н.С. отметила, что учебные планы для студентов с инвалидностью могут включать дополнительные индивидуальные занятия для лучшего усвоения той или иной темы. На начальном этапе обучения студентам с нарушением зрения предлагают несколько занятий по освоению новой среды. Такие занятия включают изучение маршрута передвижения до учебного заведения, ориентацию в пространстве ВУЗа (знакомство с расположением аудиторий, лифтов, лестниц и табличек со шрифтом Брайля). Для работы со студентами с нарушением зрения сотрудникам ВУЗа могут быть предложены курсы по повышению квалификации и обретению навыков работы и сопровождения студентов данной нозологии.   

Докладчик обратила внимание участников очного модуля на то, что при разработке адаптированных образовательных программ необходимо указывать ее структуру и временные рамки, а так же группу студентов определенной нозологии, для которой она создается. АОП необходимо согласовывать с обучающимся или его законными представителями для утверждения индивидуальных учебных планов в соответствии с возможностями студента. Образовательная программа для студентов с инвалидностью включает работу по трем направлениям: образовательное, коррекционно-реабилитационное и социально-психологическое. Так же  ВУЗам в дальнейшем необходимо будет оценивать успешность реализации адаптированных образовательных программ и качественного усвоения знаний студентами с ограничениями в здоровье. Это может осуществляться за счет разработки контрольно-измерительных материалов (описание, шкалы и тесты). В заключение своего выступления Комова Н.С. ответила на вопросы участников очного модуля.

 

 

Во второй части занятий по программе повышения квалификации для сотрудников вновь создаваемых РУМЦ выступил Айсмонтас Б.Б., декан факультета дистанционного обучения МГППУ, к.пед.н., профессор. Он рассказал о возможностях Центров и плюсах сетевого взаимодействия в процессе обучения студентов с инвалидностью. Декан ФДО продемонстрировал на слайдах модели сетевого взаимодействия ВУЗов-партнеров и рассказал об их результативности.  Так же в настоящее время, по словам докладчика, в рамках Закона «Об образовании» ВУЗы должны планировать участие в системе инклюзивного высшего профессионального образования, готовить профессорско-преподавательский состав к работе со студентами с ограничениями в здоровье, иметь в штатном расписании психологов, социальных педагогов. Докладчик отметил, что при разработке адаптированных образовательных программ можно использовать образцы (модули), имеющихся в ВУЗе учебных планов и программ, пополняя их необходимыми дополнительными специальными образовательными условиями. При этом нужно учитывать соответствие адаптированных программ для отдельных групп студентов (с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). Большую роль в разработке специальных образовательных программ для обучающихся разных нозологий может сыграть сетевое взаимодействие, открывающее доступ к широкой информационной базе. В случае необходимости сотрудники ВУЗов могут воспользоваться (имеющейся в распоряжении РУМЦ) нормативно-правовой, учебно-методической и иной литературой.

На очном модуле Айсмонтас Б.Б. так же рассказал об электронной библиотеке МГППУ, где собраны разработанные в рамках Госзаказа различные документы, а так же о серьезной работе сотрудников и преподавателей ВУЗа при создании АОП. Так, на начальном этапе обучения студентов с инвалидностью профессорско-преподавательскому составу университета пришлось столкнуться со множеством проблем и нюансов в образовательном и реабилитационном процессах. В настоящее же время в МГППУ накоплен большой опыт обучения студентов с нарушениями в здоровье, использовании специального оборудования, организации доступной среды, подготовки преподавателей, поиска необходимых специалистов (сурдопереводчиков, системных администраторов и других). 

В свою очередь докладчик рассказал о специфике обучения студентов с инвалидностью. Так, получение высшего профессионального образования расширяет возможности такого студента и его коммуникативные навыки. В образовательном процессе преподаватели МГППУ используют новые информационные технологии, проводят много вебинаров, семинаров, видеоконференций, позволяющих принимать в них участие всем желающим. Особенно важно это для студентов с ПОДА (поражением опорно-двигательного аппарата), что дает им возможность выступлений в он-лайн режиме. Так же в процессе подготовки к таким занятиям студенты с ограничениями в здоровье приобретают навыки написания докладов, подготовки презентаций.

Айсмонтас Б. Б. рассказал участникам очного модуля, что для привлечения абитуриентов и студентов с инвалидностью в ВУЗ должна проводиться серьезная профориентационная работа с выпускниками коррекционных школ, которые заранее могут определиться с выбором профессии. Это позволяет повысить их замотивированность в получении высшего профессионального образования. Декан ФДО отметил, что на факультете апробируются различные методы работы со студентами, имеющими ограничения в здоровье. Он обратил внимание участников мероприятия, что при обучении студентов с инвалидностью лучше всего сочетать очное и дистанционное образование. Это позволяет достигнуть более качественных результатов в процессе усвоения знаний и развития личности. При этом преподаватели стараются развивать самостоятельность студентов с ОВЗ, так как она у них очень часто не развита в силу узкого круга общения и специфики заболевания.

Серьезное внимание на факультете уделяется обучению и повышению квалификации преподавателей, работающих в системе инклюзивного образования. В своей работе им необходимо учитывать возможности и потребности обучающихся. Докладчик рассказал, что образовательный процесс для студентов с инвалидностью должен сочетаться с такими направлениями как медицинская, социальная и культурная реабилитация. А так же о возможностях выпускников с ОВЗ, которые могут стать высококвалифицированными специалистами, востребованными на рынке труда. Как правило, потенциальные работодатели с настороженностью относятся к приему на работу специалистов, имеющих те или иные нарушения в здоровье. Поэтому выпускники должны обладать качественными знаниями, позволяющими им быть конкурентоспособными в процессе трудоустройства. Декан ФДО рассказал о проводимой в университете работе с потенциальными работодателями, которые приглашаются на государственные экзамены и защиту выпускных квалификационных работ. Это позволяет в полной мере оценить знания выпускников ВУЗа и возможность заключения с ними трудовых договоров.

Айсмонтас Б.Б. рассказал о предварительной подготовке студентов с ограничениями в здоровье к процессу обучения. После зачисления в ВУЗ и до начала образовательного процесса они имеют возможность обучиться работе в электронном деканате, умению пользоваться техническим оборудованием (гарнитурой, Скайпом), знакомятся с учебной литературой и видеолекциями, которые они заранее получают на электронных дисках. Это позволяет к началу учебного года снизить тревожность студентов с инвалидностью, ознакомиться с дисциплинами, которые будут изучаться в течение семестра.

Докладчик рассказал о наличии на факультете адаптированных образовательных программ, в которые включены некоторые пропедевтические дисциплины («Введение в дистанционное обучение», «Технологии и методики самоорганизации», «Методика работы с учебной информации»). Участники очного модули так же смогли познакомиться с работой электронного деканата, доступа к расписанию занятий студентов ФДО. А так же увидеть на слайдах электронную учебную литературу, предлагаемую факультетом. Айсмонтас Б.Б. отметил, что помимо учебной литературы студентам с инвалидностью предлагаются тестовые задания, а так же методические рекомендации по использованию электронных учебников и дополнительных материалов, имеющихся в распоряжении библиотеки МГППУ.

В свою очередь декан факультета рассказал о методиках создания видеолекций или видеокурсов по тем или иным дисциплинам. Этому тоже необходимо обучать преподавателей, которые должны уметь работать не с аудиторией, а уметь излагать учебный материал четко и структурированно для лучшего восприятия его студентами с ОВЗ. Такая работа серьезно повышает квалификацию преподавателей, которые в дальнейшем могут выступать перед любой аудиторией.

В ходе мероприятия декан ФДО рассказал о большой работе по социокультурной реабилитации студентов с инвалидностью. Так, для них проводятся выездные мероприятия (тренинги, семинары, мастер-классы и т.д.), позволяющие расширять их коммуникативные навыки и умения. Живое общение, простое чаепитие позволяет раскрыться студентам и научиться чему-то новому. В университете организуют различные экскурсии, которые могут проводить сами студенты с ограничениями в здоровье, творческие мастерские, создаются группы по интересам.

В заключение своего выступления декан ФДО МГППУ ответил на многочисленные вопросы участников очного модуля занятий по повышению квалификации. Так же он рассказал о некоторых ошибках, допущенных при организации образовательного процесса для студентов с инвалидностью. Здесь нужно учитывать, что на начальном этапе создания РУМЦ и работы ВУЗа в системе инклюзии важно подобрать преподавательский состав, готовый работать со студентами с инвалидностью, научиться разрабатывать электронные учебники, работать в дистанционном формате. Начиная работу со студентами с инвалидностью в рамках инклюзивного образования, МГППУ учитывал опыт зарубежных ВУЗов (Израиля, Литвы). Адаптированные образовательные программы тогда создавались без учета разницы нозологических групп студентов и их индивидуальных потребностей. Сейчас же университет имеет различные программы по обучению специалистов разных профилей с учетом нозологий и потребностей студентов. Айсмонтас Б.Б. обратил внимание, что ВУЗы должны серьезно оценивать свои финансовые возможности, получение грантов, привлечение внебюджетных средств. А так же рассматривать все возможности ВУЗа по работе со студентами разных нозологий и организации коррекционно-реабилитационной работы с ними.

 

 

Овчаренко Валентина, выпускница ФДО МГППУ