Бакалавриат (аннотация программы)

БАКАЛАВРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Направление: 37.03.01 Психология

Направленность программы: «Психологическая помощь населению с использованием дистанционных технологий». Программа реализует 4 типа задач профессиональной деятельности: коррекционно-развивающий (основной); научно-исследовательский, реабилитационный, консультационный, обеспечивает направленность в соответствии с профессиональным стандартом 03.008 Психолог в социальной сфере.

Особый статус программы: с применением дистанционных образовательных технологий и с применением электронного обучения.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ предусмотрено обучение по учебному плану с включением адаптационных модулей.

Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очно-заочная, очно-заочная с возможностью ускоренного обучения на базе ВПО по индивидуальным учебным планам

Срок обучения: 4,5 г. (очно-заочная форма), 3г. 9м. (ускоренного обучения на базе ВПО по индивидуальным учебным планам)

Требования к абитуриентам: Абитуриент, поступающий на данную программу, должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Поступление: Прием на обучение по программам бакалавриата на базе среднего общего образования осуществляется на конкурсной основе по результатам ЕГЭ по предметам: русский язык, биология, математика. Абитуриенты со средним профессиональным образованием могут сдать внутренний экзамен по тем же предметам.

Вузом предусмотрены отдельные бюджетные места для лиц с инвалидностью по адаптированным учебным планам. Бюджетные места также предусмотрены и для других льготных категорий граждан. Прием осуществляется на базе среднего общего образования по результатам ЕГЭ по предметам: русский язык, биология, математика или среднего профессионального образования после прохождения вступительных испытаний по тем же предметам.

 

Выпускающая кафедра: психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ, заведующий кафедрой: Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры.

Чему обучают?

Умениям анализировать современные психологические исследования в области практической психологии, применять методы, технологии и методики психологической помощи различным социальным группам в трудных жизненных ситуациях, умениям ориентироваться в научных проблемах, умениям применять дистанционные технологии в психологической практике.

Кого готовят?

Уникальных высококвалифицированных специалистов, знающих принципы организации научных исследований в области практической психологии и психологического консультирования, способных оказывать психологическую  помощь с использованием дистанционных технологий лицам разных возрастов и социальных групп.

Где смогут работать бакалавры: организации и учреждения по оказанию социальной помощи населению (комплексные центры социальной помощи, центры психологической помощи и т.п.); образовательные учреждения, медицинские учреждения (реабилитационные центры и т.п.); общественные организации, фонды, коммерческие структуры, различные структуры и формирования, оказывающие психологическое консультирование, в том числе и с использованием современных дистанционных технологий (интернет-консультирование, телефон доверия и т.п.).

Возможные занимаемые должности: психолог в образовательных организациях, помощник психолога в реабилитационных и консультационных центрах, психолога-консультанта, в том числе психолога-консультанта On-line, психолога-консультанта на телефоне доверия.

Особенности программы: Программа ориентирована на приобретение каждым выпускником, в том числе имеющим и ограниченные  возможности здоровья, компетенций, знаний и умений в области психологии, прикладной и практической работы, на подготовку к работе в качестве педагога-психолога, помощника психолога, ассистента практического психолога, связанной с диагностико-коррекционной работой в бюджетных, негосударственных, общественных и коммерческих организациях разного типа (включая образовательные учреждения, банки, торговые фирмы, научные организации, средства массовой информации, психологические службы поддержки населения, в том числе и с использованием дистанционных технологий, и т.д.). Обучение строится на основе современных информационно-коммуникационных  технологий, используются электронные учебники, видеолекции, проводятся Интернет-семинары, Интернет-конференции и т.д.

В учебном процессе участвуют:

▪                     Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, член Ученого совета МГППУ

▪                     Барцалкина Виктория Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обученияМГППУ

▪                     Гурова Елена Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ

▪      Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, профессор кафедры, заведующий кафедрой школьной психологии МГППУ

▪      Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ

▪      Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры прикладной математики МГППУ

▪      Александрова Лада Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения.

▪      Кузьмина Елена Ивановна, и.о. декана факультета дистанционного обучения, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения

Осваиваемые компетенции

Осваиваемые компетенции (УК и ОПК):

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки  37.03.01 Психология, утвержденным  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "29" июля 2020 г. № 839, зарегистрированным в Минюсте России "21" августа 2020 г.  № 59374.

Профессиональные компетенции (ПК):На основе профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» ноября 2013 г. №682н:

  • Способен применять стандартные программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе с участием специалистов на межведомственной основе (ПК-1).
  • Способен к проведению стандартных программ психологической помощи по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации (ПК-2).
  • Способен применять стандартные программы индивидуальной и групповой работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач (ПК-3).
  • Способен применять существующие методы и методики практической деятельности психолога с использованием современных дистанционных технологий и использовать современные информационно-коммуникационные технологии и социальные сети для решения вопросов клиентов (ПК-4).
  • Способен к соблюдению требований профессиональной этики при оказании психологической помощи, при психологическом сопровождении клиентов и при создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов (ПК-5).

Особенности обучения:

Учебный план базовой части построен по модульному принципу.

Модуль 1. "Гуманитарные, социальные  и экономические основы профессиональной деятельности": История (история России, всеобщая история), Философия, Экономические основы профессиональной деятельности, Правовые основы профессиональной деятельности, Социология.

Модуль 2. "Коммуникация в профессиональном взаимодействии": Введение в  межкультурную коммуникацию в профессиональном взаимодействии, Русский язык и культура языковой коммуникации, Иностранный язык, Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Модуль 3. "Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности": Физическая культура и спорт, Психология безопасности, Основы безопасности жизнедеятельности, Базовая физическая культура / Базовые виды спорта.

Модуль 4. "Основы психолого-педагогической деятельности": Педагогическая психология, Педагогика и методика преподавания психологии.

Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии": Зоопсихология и сравнительная психология, Анатомия и физиология центральной нервной системы, Психофизиология, Психогенетика.

Модуль 6. "Основы научной деятельности": Математика и математическая статистика, Методологические основы психологии, Экспериментальная психология, Математические методы в психологии.

Модуль 7. "Введение в профессиональную деятельность": Введение в профессию, Общая психология, Общепсихологический практикум, Психология личности, Психология развития и возрастная психология, Психологическое консультирование, История психологии, Психология семьи.

Модуль 8. "Социальная психология": Социальная психология, Психология труда, инженерная психология и эргономика, Организационная психология.

Модуль 9. "Психология индивидуальных различий": Дифференциальная психология, Психодиагностика.

Модуль 10. "Клиническая психология": Клиническая психология, Специальная психология.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательные дисциплины:

Технологии исследовательской деятельности, Методы психологической помощи населению, Психология субъекта интернет-деятельности, Технологии психологической помощи населению средствами дистанционного консультирования, Методы психологической помощи лицам с аддиктивными расстройствами, Методы профилактики девиантного поведения, Методы психологической помощи в стрессовых и экстремальных ситуациях, Методы работы с кризисными состояниями личности, Психология общения, Профессиональная этика психолога.

Дисциплины по выбору:             

Методы психотерапии детей и подростков/Методы психотерапии взрослых, Методы психологической реабилитации детей и подростков/Методы психологической реабилитации взрослых, Методы психологической коррекции детей и подростков/Методы психологической коррекции взрослых, Технологии проведения психологического тренинга для детей и подростков/Технологии проведения психологического тренинга для взрослых, Технологии сказкотерапии в работе психолога с детьми и подростками/Технологии сказкотерапии в работе психолога со взрослыми, Технологии телесно-ориентированной психотерапии для детей и подростков/Технологии телесно-ориентированной психотерапии для взрослых.

Факультативы: Введение в дистанционное обучение, Геронтопсихологическое консультирование, Методика работы с научной литературой.

Адаптационные факультативы для лиц с инвалидностью: Основы информатики и специальные информационные технологии, Технологии и методики самоорганизации, Практика межличностного общения, Психологическая безопасность и жизнестойкость личности.

Блок 2 «Практики»:

Обязательная часть: Учебно-ознакомительная практика, Научно-исследовательская работа, Научно-исследовательская (квалификационная) практика.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:  

Производственная практика в профильных организациях.

Начало занятий: 1 сентября.

Трудоемкость программы, всего 240 зачетных единиц (1 зачетная единица = 36 академических часов).

Теоретическое обучение – 190 зач. ед.

Практики, всего – 41 зач. ед.

Государственная итоговая аттестация (Защита ВКР, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты) – 9 зач. ед.

 

Контакты и информация

127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29,  каб.  № 308 (3 этаж)

Факультет (деканат): Тел.  8(495) 607-12-47. Сайт: http://fdomgppu.ru; E-mail:  info@fdomgppu.ru

И.о. декана факультета: Кузьмина Елена Ивановна, Тел. 8(495) 607-12-47, E-mail: kuzminaei@fdomgppu.ru, kuzminaei@mgppu.ru