17 февраля состоялась лекция Давыдовой Е.Ю. на тему «Когнитивные инструменты психогенетики или что мы действительно знаем о наследовании интеллекта»

Отзыв на лекцию (17 февраля) «Когнитивные инструменты психогенетики или что мы действительно знаем о наследовании интеллекта», лектор Давыдова Е. Ю., к. биол. н., доц. каф. дифференциальной п. и психофизиологии ф-та клинич. и спец. психологии.

17 февраля в рамках лектория «Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология-мифы и реальность» нам была прочитана очень информативная, замечательная по продуманности изложения материала лекция, которая представляла собой обзор основных положений современной психогенетики, принципов психогенетического подхода в изучении психики и поведения, т.е.  базовых знаний для психологов. Лекцию провела канд. биол. наук Елизавета Юрьевна Давыдова. Подобранную к лекции научную информацию можно рассматривать в качестве прекрасного учебного материала по дисциплине «Психогенетика» (основы современного системного подхода в изучении психологии). Заметим, что особенно актуально вопрос об уровне знаний современного практического психолога встал в последние годы, в связи с открытиями в комплексе наук, связанных с изучением психики (мозга) с помощью новейших научно-технических методов. С другой стороны, очень остро ощущается тенденция снижения уровня образования по специальности практический психолог, либо несоответствие уровня, недостаточная компетентность практических психологов, с точки зрения современной методологии психологической науки. Неслучайно ведущими российскими учеными, специалистами-психологами обсуждаются на конференциях, научно-практических встречах, семинарах, в статьях такие темы, как:

«Есть ли кризис в современной психологии? Что представляет собой психология как наука в XXI веке? Что можно сказать о связи между фундаментальной наукой и психологической (в т.ч. коммерческой) практикой в современной России? Что главное в профессиональной квалификации современного психолога? Как отличить хорошо подготовленного психолога от того, кто только знаком с терминологией и инструментарием?»

Примечание: Привожу темы выступлений в Центре междисциплинарных исследований современного детства МГППУ.

Не имеется смысла пересказывать прекрасную лекцию, но отмечу основные моменты, на которые просила обратить внимание Елизавета Юрьевна. Интерес к влиянию среды и врожденным качествам существовал на протяжении всей истории. Современная эпоха в этой области началась, пожалуй, в 1960 году с книги, которая называлась «Поведенческая генетика». На данном уровне знаний комплекса нейронаук (генетики и психогенетики, в частности) можно сделать более корректные выводы в вопросе «влияние генов или среды на формирование психики, личности человека в целом». Если выразиться словами Моше Шифа, ведущего специалист Университета МакДжил, Монреаль: «Раз окружающая среда влияет на изменение наших эпигеномов, разрыв между биологическими и социальными процессами практически ликвидируется. И это в корне меняет наш взгляд на жизнь».

Елизавета Юрьевна рассказала о масштабных исследованиях в области наследования интеллекта, проводимых Р. Пломином \Robert Plomin, профессор генетики поведения в Центре Социальной, генетической и возрастной психиатрии Совета по управлению медицинскими исследованиями (MRC Social, Genetic and Developmental Psychiatry) в Кингс Колледже (Лондон)). Почему это так важно? Как отметила в своем выступлении российский ученый М.А. Холодная:

«…Общеизвестно, что в современных условиях интеллектуальный потенциал населения - наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами того или иного общества - является важнейшим основанием его прогрессивного развития.

...За неверное представление об интеллекте, выстроившееся в общественном сознании на разных его уровнях, приходится платить дорогую цену, выражающуюся в падении интеллектуального потенциала общества. Речь идет о феномене «функциональной глупости», обнаруживающем себя в увеличении в общей массе населения числа лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей.

Такого рода смещение нормального распределения интеллектуальных способностей людей имеет временный характер и наблюдается в условиях действия целого ряда неблагоприятных для жизни человека факторов. К числу последних можно отнести генетико-биологические факторы (ухудшение режима питания, экологической обстановки, медицинского обслуживания, рост алкоголизации населения и т.д.), социально-экономические факторы (политическую нестабильность, «утечку мозгов», вынужденную миграцию, снижение качества образования, разрушение науки как социального института, идеологическую обработку населения в духе очередных политических лозунгов и т.д.), психологические факторы (стрессы, внутриличностные и межличностные конфликты, разрушение образа будущего и т.д.).

В современном российском обществе все эти факторы представлены в полном наборе. Следует подчеркнуть, что если их действие будет достаточно длительным, то тенденция роста «функциональной глупости» может приобрести необратимый характер со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Мы знаем, что современные исследования в области психологии, генетики и неврологии, наряду с последними результатами экспериментов по повышению эффективности образовательного процесса убедительно доказывают, что среда имеет очень большое влияние на степень проявления и раскрытия интеллектуальных (и не только) способностей.

Основными положениями современной психогенетики о влиянии среды на интеллект можно считать:

1. Правильный, системный (комплексный) подход, в том числе и в рамках школьного образования, способен делать людей умнее.

2. «Современное общество предъявляет все более высокие требования к интеллекту, и культурно-образовательная среда меняется таким образом, что население в целом становится умнее — причем умнее иначе, чем раньше». (Р. Нисбетт об эффекте Флинна)

3. Разрыв в IQ и учебной успеваемости между представителями социальных групп с разным достатком можно уменьшить с помощью продуманных государственных программ, обеспечивающих социальные гарантии на обеспечение благоприятной среды для жизни, развития всех детей (доступная медицинская помощь, дошкольное воспитание, развитие и образование).

Приведем слова Оливера Дэвиса (Oliver Davis) из Университетского колледжа Лондона, одного из ведущих авторов исследования под руководством Р. Пломина: «…генетика важна, но не менее важную роль играет окружающая среда, семья, в которой растет ребенок. Вместе эти факторы и определяют то, насколько дети успешны в обучении. Развитие личности определяется множеством разных факторов, не только генетикой».

Поэтому столь важен системный (комплексный) подход не только к воспитанию и обучению детей, но и в таком частном случае, как наш, профессиональный, т.е.  в области высшего образования по направлению «психология», где это столь же актуально.

Как отметил в одной из своих книг Р. Нисбетт: «Человек, не получивший систематического образования, не обнаружит выдающихся способностей ни в чем; неважно, с помощью каких методов — IQ-тестирования или каких-то других — мы будем их оценивать…»

Ссылки на видео-лекции:

 https://youtu.be/mXk9YzP_hvo

http://fdomgppu.ru/player/sample/player.php?f=2017-02-17_20.02.46_p.flv

 

Наталия Жукова