Научно – методологический семинар факультета ДО
Научно – методологический семинар «Исследования жизнестойкости и самоактивации лиц с инвалидностью и ОВЗ»
15 февраля 2018 года на Факультете дистанционного обучения МГППУ состоялся научно – методологический семинар «Исследования жизнестойкости и самоактивации лиц с инвалидностью и ОВЗ».
Целью семинара являлось обсуждение проблематики самоактивации и жизнестойкости лиц с инвалидностью и лиц в трудных жизненных ситуациях. В обсуждении данных вопросов приняли участие 220 человек, из них 150 – в дистанционном формате, от которых было получено множество комментариев в чате, и 70 человек делились своими мнениями за круглым столом и на мастер-классах.
На семинаре была представлена новая методика Самоактивации личности (М.А.Одинцова, Н.П.Радчикова), над которой кафедра психологии и педагогики ФДО работала два года. Кроме того, Д.В.Лубовский (канд.пс.наук) обратил внимание на принципы исследования жизнестойкости и самоактивации в работах Л.И.Божович, В.В.Лукьянов (доктор мед. н.) на тематику жизнестойкости и самоактивации лиц с инвалидностью через призму профессиональной мотивации в дефектологии; Л.А.Александрова (канд. пс.н.) раскрыла вопросы личностных ресурсов и удовлетворенности жизнью студентов с ОВЗ.
Гости из Белоруссии (БГПУ им. М.Танка, Минск) представили свои исследования личностного развития студентов в условиях организации образовательного процесса на компетентностной основе (канд. пс.н. Е.В.Бондарчук). А.П.Лобанов (доктор пс.н.) выступил с сообщением когнитивного развития студентов как результата творческой активации.
В семинаре приняли активное участие и студенты факультета: Н.В.Жукова сообщила о необходимости взаимосвязи понятия "жизнестойкость" с психофизиологическими характеристиками личности; О.Э.Джабарова о проблематике психологической адаптации студентов с инвалидностью; А.О.Саркисян об опыте эмпирического исследования стратегий преодоления подростков с инвалидностью с разным типом ролевой виктимности.
В разных аудиториях одновременно были проведены три мастер-класса:
1. Мастер-класс М.А.Одинцовой и А.Смолового "Жили-были мысли... Или от хаоса к порядку!" Сказкотерапия по работе с потоком мыслей и чувств при столкновении с трудной жизненной ситуацией.
2. Мастер-класс К.О.Чедия "Новые аспекты музыкально-театральной арт-психокоррекции с трудными детьми".
3. Мастер-класс Б.Б.Айсмонтаса «Эмоциональное выгорание преподавателей и сотрудников вуза, работающих со студентами с инвалидностью: как гореть и не сгореть….».
Особый интерес вызвала обзорная лекция приглашенного профессора Д.А.Леонтьева, доктора психологических наук, профессора МГУ и ВШЭ «От защиты – к изменениям: личность в трудных условиях жизнедеятельности».
По итогам работы были получены отзывы от участников научно-методологического семинара. Участникам понравилось следующее:
"Новизна, динамичность, доброжелательность, КРЕАТИВНАЯ АТМОСФЕРА. Мастер-класс очень понравился" (Минск).
"Актуальность тем, в частности взаимодействие со студентами с ОВЗ и то с какими психологические трудностями в вузе сталкиваются сотрудники и студенты с ОВЗ при взаимодействии друг с другом" (Волгоград)
"Обмен практическим опытом" (Ставрополь)
"Научный обзор проблемы жизнестойкости (в рамках круглого стола и лекции профессора Д.А. Леонтьева), методики диагностики учебных трудностей студентов с ОВЗ, приемы работы с внутренними ресурсами (в рамках мастер-класса)" (Калининград)
"Камерный характер, высокая информативность и практическая направленность мероприятий". (Москва)
"Понравился уровень профессионализма выступающих, практикоориентированность семинара и материалов" (Барнаул)
"Великолепная лекция профессора Д.А.Леонтьева, где рассматриваются актуальные вопросы современной психологии". (Тула)
"Теория и практика одновременно. Все мероприятия очень понравились!" (Владимир)
"Свободная, легкая, доброжелательная форма общения ведущих... Профессионализм выступающих... Техническая оснащенность..".(Омск)
"Тематическое поле и содержание мероприятий" (Минск)
"Много новой информации" (Курск)
"Интересно и познавательно представлена методика "Самоактивации". Интересен теоретический констукт и грамотная и понятная представленность ее разработки. Содержание мастер-класса было интересным, полезным для практического опыта" (Минск).
По итогам научно-методологического семинара было решено: продолжать работу над методикой самоактивации личности, активно внедрять ее в студенческие исследования, исследования заинтересованных коллег, делится опытом эмпирических измерений. Продолжать традицию научно-методологических семинаров, посвященных вопросам жизнестойкости и самоактивации лиц с инвалидностью и лиц в трудных жизненных ситуациях. Сосредоточить внимание на практиках психологической помощи людям в трудных жизненных ситуациях и предложить серию тренингов и мастер-классов, организованных преподавателями кафедры психологии и педагогики ФДО.