Учёные и преподаватели ФДО на II Конгрессе«Психическое здоровье человека XXI века»

Отчёт об участии учёных кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения
факультета дистанционного обучения МГППУ
в Симпозиуме «Новейшие технологии в образовании детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья»
в рамках  II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века».

 

7 октября 2018 года в рамках  II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» состоялся Симпозиум «Новейшие технологии в образовании детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья», на котором представили доклады учёные и преподаватели факультета дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

Тема II Конгресса – «Психическое здоровье и образование».

Сегодня всё больше внимания уделяется профессиональному образованию людей с инвалидностью. Разрабатываются адаптированные образовательные программы и создаются региональные ресурсные учебно-методические центры. Преподаватели проходят курсы повышения квалификации. Разрабатываются и активно развиваются дистанционные образовательные технологии. Безусловно, эффективность разработки и внедрения новых технологий и подходов зависит от учета влияния новых информационных технологий на психическое развитие обучающихся, особенно дистанционных технологий в обучении детей и студентов с инвалидностью и ОВЗ. Много проблем и трудностей сегодня вызывает интернет-зависимость.

В связи с этим, особое значение имеет развитие жизнестойкости и самоактивации лиц с инвалидностью, сирот, что требует специальной подготовки специалистов по дистанционному (интернет) психологическому консультированию детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ.

Цель: Обсудить влияние новых технологий, разрабатываемых и внедряемых в системе образования, на психическое здоровье детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Задачи:
• Представить результаты научных исследований в области влияния интернета на психическое здоровье детей и молодёжи.
• Выявить трудности и проблемы разработки и применения онлайн, дистанционных технологий в обучении детей и студентов с инвалидностью и ОВЗ.
• Обсудить особенности использования интернет технологий в психологическом консультировании детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ.

На Симпозиуме выступили:
1. Айсмонтас Б.Б., канд. пед. наук, проф., зав. кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО МГППУ
Влияние дистанционного обучения на личностное и мотивационное развитие студентов с инвалидностью и ОВЗ.

2. Одинцова М.А., к. психол. н., проф. Кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО МГППУ
Развитие жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью, обучающихся на основе Дистанционных образовательных технологий

3. Александрова Л.А., к. психол. н., доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО МГППУ
Личностные ресурсы и удовлетворенность жизнью студентов с ОВЗ

4. Васильева А.А., педагог -психолог ГУБ ГППЦ Департамента образования города Москвы, Баринова О.В., канд. психол. наук, проф. Кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО МГППУ
Саморегуляция деятельности как основа психического здоровья ребёнка с СДВГ

5. Барцалкина В.В., к. психол. н., проф. кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО МГППУ
Преодоление созависимых отношений в семье как условие для здорового развития детей и подростков

6. Коваль Т.В., к. психол. н., руководитель отдела профилактики АНО по оказанию научно-методической помощи центрам реабилитации для лиц с аддиктивными расстройствами
Личностная сфера интернет-зависимых подростков

7. Самофал Р.А., к. психол. н., доцент, зав.лабораторией функциональной диагностики и реабилитации РУМЦ СЗФО ЧГУ, доцент кафедры дефектологического образования
Опыт ЧГУ в разработке адаптационных дисциплин для студентов с ОВЗ и инвалидностью

8. Федорова Е.Е., клинический психолог, руководитель неккомерческой организации и онлайн-службы помощи подросткам, г.Санкт-Петербург
Гаранжа А.В., психолог, магистрант Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы
Исследование эффективности оказания психологической помощи в онлайн формате.

Представляем аннотации докладов.

Айсмонтас Б.Б., канд. пед. наук, проф., зав. кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО МГППУ
Влияние дистанционного обучения на личностное и мотивационное развитие студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Результаты эмпирического исследования показали, что студенты очного и дистанционного обучения превышают средние показатели по всем шкалам теста самоактуализации. Однако у студентов с инвалидностью ДО показатели самоактуализации по большинству параметров выше, чем у студентов очного обучения. Кроме того, у студентов обеих выборок наиболее выражены показатели по самоуважению и ценностным ориентациям. Общий уровень субъективного контроля у студентов с инвалидностью ДО превышает аналогичный показатель у студентов очного обучения. Они в большей степени, чем студенты очного обучения, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Это можно объяснить и спецификой обучения на основе дистанционных образовательных технологий, так как оно строится по индивидуальным программам и каждый студент должен самостоятельно учиться и выполнять всю учебную программу.
Уровень саморегуляции в большей степени влияет на самоактуализацию и уровень субъективного контроля у студентов с инвалидностью ДО, по сравнению со студентами очного обучения.
У большинства студентов очного и дистанционного обучения превалирует мотивация достижения успеха. Однако у студентов с инвалидностью ДО мотивация достижения выше по сравнению со студентами очного обучения. Как у студентов очников, так и у студентов, обучающихся дистанционно, наиболее сильными являются – профессиональные мотивы и мотивы творческой самореализации. Однако у студентов ДО они более ярко выражены.
Целесообразно разработать комплексную программу изучения психолого-педагогических основ дистанционного обучения, учитывающую, с одной стороны, когнитивные и личностные особенности, необходимые для обучения по дистанционным технологиям, а с другой стороны, влияние дистанционных технологий на когнитивное, личностное и мотивационное развитие студентов.

Одинцова М.А., к. психол. н., проф. Кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО МГППУ
Развитие жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью, обучающихся на основе Дистанционных образовательных технологий

Реализация дистанционного обучения, наряду с его доступностью для людей с инвалидностью, требует не формального подхода, а внедрения массы интерактивных технологий, что выдвигает повышенные требования ко всем участникам взаимодействия в образовательной среде вуза. Продуктивность дистанционного обучения невозможна без сочетания очного и дистанционного формата.
Гармоничное сочетание поддерживающей и развивающей мотивации характерно для студентов традиционной и дистанционной форм обучения, однако мотивация студентов дистанционной формы является боле выраженной и это касается как здоровых, так и сверстников с инвалидностью.
Студенты традиционной и дистанционной форм обучения реализуют свои потребности в познавательной деятельности и потребности безопасности. Студентам дистанционной формы обучения (студенты с инвалидностью и здоровые сверстники) в большей степени, чем студентам традиционной формы обучения, характерна удовлетворенность в реализации потребности в поддержании своего социального статуса на высоком уровне, потребности в проявлении творческой активности и полезности и значимости своей деятельности.

Барцалкина В.В., к. психол. н., проф. кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО МГППУ
Преодоление созависимых отношений в семье как условие для здорового развития детей и подростков.
«Преодоление созависимых отношений в семье как условие для здорового развития молодежи с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе предпринята попытка психологического анализа того, что мешает родителям детей с ОВЗ стать полноправными субъектами образовательного процесса. Согласно психогенетической теории личности Ю.В. Валентика была представлена структура личности и охарактеризован один из ведущих для родителей, имеющих детей с ОВЗ, личностный статус, а именно, «Я-родитель». Был дан анализ того, какими способами может сниматься потребностное напряжение, формирующееся у родителей в связи с болезнью ребенка. Приведены примеры деструктивных способов, таких, как капитуляция перед болезнью ребенка и развитие созависимости в отношениях с ним (тотальный контроль, навязчивая помощь¸ неразделенная ответственность). Созависимость автоматически вынуждает ребенка быть пассивным, заставляет отказаться от малейших усилий, поиска собственных ресурсов, затормаживает развитие, «замораживает» в состоянии немощности и инвалидизирует, что не может не отразиться негативным образом при полученни ребенком образования.
Исходя из этого, ставится задача изменения личности таких родителей в процессе терапии. В докладе предлагаются пути психотерапевтических вмешательств, необходимых для совладания с созависимостью. Делается вывод, что работу с родителями можно рассматривать как важный ресурс, который может повысить качество образования детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Александрова Л.А., к. психол. н., доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО МГППУ 
Личностные ресурсы и удовлетворенность жизнью студентов с ОВЗ и инвалидностью.

В докладе был представлены обобщенные результаты серии исследований, проводившихся с участием студентов университетов колледжей с инвалидностью и без нее, выполненных в русле концепции субъективного благополучия , теория самодетерминации, теория жизнестойкости и жизнестойкого совладания, концепции совладания с жизненными трудностями.
В частности, было показано, что личностные и социальные ресурсы условно-здоровых студентов и студентов с ОВЗ практически не различаются, если речь идет об университетском уровне, и демонстрируют значимые различия, если речь идет о студентах колледжа. Представлены результаты анализа, демонстрирующие 1) тесную взаимосвязь используемых студентами стратегий совладания с трудностями и выраженности их личностных ресурсов; 2) обусловленность субъективного благополучия студентов с ОВЗ и инвалидностью использованием конструктивных стратегий совладания с трудностями и развитием личностных ресурсов.
В заключении доклада был сделан вывод о том, что в ходе инклюзивного высшего и среднего специального образования личностный потенциал студентов с инвалидностью и условно здоровых выравнивается, то же касается субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью.

В работе Симпозиума также приняла участие магистрант ФДО МГППУ Жукова Н.В.

Жукова Н.В., магистрант ФДО МГППУ, проф. Айсмонтас Б.Б., ГБОУ ВО МГППУ.
Влияния низкого социально-экономического статуса семьи на психическое здоровье детей

Формировании слоя малообеспеченных семей в нашей стране - это значимая социальная проблема: дети, подростки, молодые люди осознают разницу в уровне образования, в возможностях для реализации себя, как растущей личности, в условиях культурного и профессионального роста, в проведении досуга. Безусловно в формировании стрессоустойчивости и уверенности в своих силах, т.е. в психологическом здоровье, огромную роль играет поддержка значимых взрослых, особенно родителей. Но, зачастую, именно с родителей и их проблем начинается неблагополучие детей, как физическое, так и психологическое, неврологические и психиатрические проблемы. У психологических исследований появилась мощная поддержка в виде нейробиологических, психогенетических и т.п. (комплекса нейронаук) данных, объективно доказывающих негативное влияние бедности на развитие детей, чей формирующийся мозг особенно чувствителен к окружающей обстановке, более того эпигенетические изменения, произошедшие с индивидуумом в течение жизни и отражающие его собственный опыт, передаются потомкам и влияют на множество аспектов их развития\жизни.
Общий вывод, который можно сделать: с междисциплинарной точки зрения бедность – это фактор, крайне негативно влияющий на развитие человека, на общество в целом, т.к. бедность может испортить жизнь не только в смысле материального благополучия, но и в буквальном смысле изменяя мозг, а значит, и психику. Иными словами, чтобы получить здоровое общество, нужно стараться заботиться о том, чтобы не было бедных, а возможности бесплатной медицинской, психологической помощи и доступности хорошего питания, образования для детей были социально гарантированы государством.

 

ФДО МГППУ