Магистранты ФДО о психологии

 

СТУДЕНТЫ МАГИСТРАТУРЫ
ФАКУЛЬТЕТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МГППУ

О ПСИХОЛОГИИ 

Чувствую, думаю, говорю и пишу ....
Зачем мы сейчас здесь...???
 

Учение без размышления бесполезно,
но и размышление без учения опасно

Конфуций

ЧТО ДУМАЮТ НАШИ МАГИСТРАНТЫ О ПСИХОЛОГИИ?

ОТРАЖЕНИЯ/ИСКАЖЕНИЯ

 


Жукова Наталья 

… А зеркало души - ее деянья…
Шекспир. Сонет 69. Перевод С. Маршака
Многогранность Бытия преломляется Гранями Души…

Если взять цитату Л.С.Выготского: «Вся психика построена по типу инструмента, который выбирает, изолирует отдельные черты явлений; глаз, который видел бы всё, именно поэтому не видел бы ничего; сознание, которое сознавало бы всё, ничего бы не сознавало… Наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас. Сознание как бы прыжками следует за природой, с пропусками, пробелами. Психика выбирает устойчивые точки действительности среди всеобщего движения. Она есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль – не в отражении (отражает и непсихическое, термометр точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно искажать действительность в пользу организма» (Выготский, 1927).

Сложное взаимодействие «природы и среды». Физиология, психофизиология, психогенетика и другие науки о мозге, психике, поведении человека объясняют правила саморегуляции функций организма, направленных на поддержание гомеостаза с помощью функциональных систем: варианты взаимодействия организма с внешней средой и взаимодействия индивидуумов в социальном обществе. К тому же психика человека, как личности (какой бы она ни была), субъективно преломляет действительность, через свой внутренний «мир», жизненный опыт… Как некий «фильтр». «…субъективно искажать действительность в пользу организма» – но всегда ли это получается? У кого-то это «искажение», как при касании волшебной палочки, превращается в творческий акт преобразования мира для всех к лучшему. 

Увидеть мир в одной песчинке
И Космос весь – в лесной травинке!
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолетном вечность!
(У. Блейк)

У кого-то «искажает в пользу» только для себя, исключительно для себя... Конечно, было бы прекрасно, чтобы не в ущерб: себе и другим. Особенно другим, ведь чужая жизнь – это чужая жизнь, никто другому человеку не Хозяин, не Раб. Мы все в идеале, к которому необходимо стремиться, «творцы» – самих себя и окружающей действительности. Всё взаимосвязано. Все взаимосвязаны. «Человек – не остров…» – так выразил эту мысль Дж. Дон. «Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда».

Если попытаться объяснить, сильно упрощая, то ученые-психофизиологи, нейрофизиологи объясняют закономерности восприятия следующим образом: синий, зеленый, красный, голубой, желтый… Все цвета, тем более «человеческие названия» спектра волн, существуют только в нашей человеческой психической картине мира. Также и запахи и т.д., т.е. наш мозг «рисует» реальный мир (его фрагменты) через свои «инструменты». И сама психика человека – тоже удивительный инструмент, реагирующий на стимулы объективной действительности (или того, что под этим понятием принято понимать) субъективно. И далеко не всегда, не во всем «…в пользу организма». Например, бред, галлюцинации. Или «искаженный» воспитанием, стилем жизни, либо трудной жизненной ситуацией способ реагирования психики на что-либо. Как через «грань стекла». Увы, возможно, что очень мутную «грань». Но выгодную по каким-то причинам для жизнедеятельности одного «организма». И всегда ли эффективны, оптимальны выработавшиеся копинг-стратегии «…чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль…»?

…Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика.
Так погибают замыслы с размахом,
Вначале обещавшие успех,
От долгих отлагательств.
акт III, сцена 1 (У. Шекспир «Гамлет», пер. Б. Пастернак)

Еще раз, и еще более полно, стараясь не вырывать смысл из контекста: «Собственная же проблема психологии заключена тоже в ограниченности нашего непосредственного опыта, потому что вся психика построена по типу инструмента, который выбирает, изолирует отдельные черты явлений; глаз, который видел бы все, именно поэтому не видел бы ничего; сознание, которое сознавало бы все, ничего бы не сознавало, и самосознание, если бы сознавало все, не сознавало бы ничего. Наш опыт заключен между двумя порогами, мы видим лишь маленький отрезок мира; наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас. Внутри порогов они опять отмечают не все многообразие применений, а переводят их опять через новые пороги. Сознание как бы прыжками следует за природой, с пропусками, пробелами. Психика выбирает устойчивые точки действительности среди всеобщего движения. Она есть островки безопасности в гераклитовом потоке. Она есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль – не в отражении (отражает и непсихическое; термометр точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т. е. субъективно искажать действительность в пользу организма. Если бы мы видели все (без порогов абсолютных) и все изменения, не приостанавливающиеся ни на минуту (без порогов относительных), перед нами был бы хаос (вспомним, сколько предметов открывает нам микроскоп в капле воды). Чем был бы тогда стакан воды? А река? Пруд отражает все; камень, в сущности, реагирует на все. Но его реакция равна раздражению: causa alquat effectum. Реакция организма «дороже» – она не равна эффекту, она тратит потенциальные силы, она отбирает стимулы. Психика есть высшая форма отбора. Красное, синее, громкое, кислое – это мир, нарезанный на порции. Задача психологии – выяснить, в чем польза того, что глаз не видит многого из известного в оптике. От низших форм реакции к высшим ведет как бы суживающееся отверстие воронки» (Выготский, 1927).

С точки зрения современной науки, механизм «суживающегося отверстия воронки» в нашей психике эволюционно сформировался для наиболее адаптивного видового выживания. Для вида Homo sapiens. А вот проблема «чтобы можно было действовать», «чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно искажать действительность в пользу организма» зависит от индивидуального варианта генотип-средового взаимодействия в онтогенезе».

Цай Дмитрий

«Психика является не зеркалом окружающего мира, а скорее "калейдоскопом", накладывающим на воспринимаемую действительность узоры из субъективных чувств и переживаний, заблуждений, самообмана, незнания или нежелания знать, прежнего опыта и мнения значимых других. В качестве иллюстрирующего примера можно привести межличностное взаимодействие на этапе знакомства – чуть позже первых впечатлений, но ещё без реального опыта. Когда у каждого есть субъективный идеализированный, пусть с некоторыми недостатками, с которыми ты готов мирится, без которых образ невозможен, образ другого, который может иметь мало общего с реальностью и с тем образом самого себя, который выстроен у самого объекта идеализации. Но, не имея эти образы, которые мы строим для себя, которые дарят нам надежду, которыми мы обманываем себя мы бы не смогли вступать в связи с другими людьми. Ведь все люди разные и у всех свои плюсы и минусы. Любые отношения – это притирка и "сглаживание углов", но компромиссы начинаются позже, а сейчас мы просто не замечаем то, что нас может оттолкнуть или разочаровать – мы просто не видим реальность такой, какая она есть, а видим ее такой которой, мы бы хотели что бы она была».

 

Базелюк Кира 

«Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям.
Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом.
Но есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится,
и таких вещей у всякого порядочного человека довольно-таки накопится.
То есть даже так: чем более он порядочный человек, тем более у него их есть.» 

Федор Михайлович Достоевский. «Записки из подполья»

«Все, что попадает в сознание человека при помощи слуха, зрения, осязания, обоняния, подвергается особой субъективной обработке на основе имеющегося опыта. В процессах исследования и узнавания человек отражает внешний мир в ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях.

Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека-то, что есть на самом деле. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов, уровня мышления и развития- особый внутренний мир человека. Психика интерпретирует и преобразовывает объективную реальность, основываясь на этих особенностях, получая субъективный образ объективного мира.

Когда человек образовывает эту свою действительность, он переосмысливает и преобразовывает мировоззрение, исходя из своего опыта, оценивая и вспоминая то, что с ним уже происходило. Через призму этого опыта он оценивает настоящее, как он представляет и прогнозирует будущее.

Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, который влияет на настоящее. Настоящее – это отражение внутреннего состояния психики человека. Будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений, на воплощение фантазии, мечт, грез или снов.

Человек одновременно находится в этих трех состояниях-в трех временах.

Функция психического отражения – отражение окружающего мира и перестройка или подстройка поведения и деятельности человека в целях выживания.

Есть специальные защитные механизмы, продуманные природой. Многие функции в человеческом организме дублируются и взаимозаменяются. Мы имеем парные органы, на случай отказа одного из них, организм сможет дальше жить, используя только второй. У нас есть «предохранители», предусмотренные природой. Например, обморок, режим мозга сохраняющий его в целости, мозг переходит в «спящую» малоупотребляющую фазу при отсутствии необходимого питания (кислородом, например). Или всем известный факт о том, что при потере свойств одного органа чувств другие становятся функциональнее. При потере зрения у человека обостряется слух и обоняние, например.

Изменение, а не отражение – это сохранные свойства психики. В трудной жизненной ситуации исказить действительность может быть вопросом адекватности и сохранности рассудка. Изменить саму реальную ситуацию невозможно, но можно изменить отношение к ней. Взглянуть на произошедшее с другой, не привычной стороны, поменять роли и предназначения людей в ситуации.

Психика может создать иллюзию неважности правил и норм окружающего мира, или иллюзию большого потенциала свободы личностного самовыражения для того, чтобы человек, не имея никаких представлений о том, что ему делать, не имея никаких гарантий того, что у него что-то получится, начал действовать в своем стремлении получить новый опыт, или изменить себя.

Не так страшно невольно нарушить правила социума, если есть иллюзия, что они гибкие. Так же не страшно вести себя нелепо и необычно, если есть во внутреннем мире иллюзия свободы самовыражения.

По-другому переживаются или переосмысляются ситуации, если мысленно изменить рамки и систему координат, или мысленно перенести их в другие условия, в другую реальность, например, в сказку».

Калашникова Марина

«Доказать или показать другому, что понимание случилось, далеко не просто. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Трудность работы практического психолога заключается в том, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению. И, проникая в "картину мира" клиента, психологу постоянно приходится быть на чеку, проверяя, насколько та картина, которую он выстраивает с клиентом, соответствует образу мира клиента, а не его собственному пониманию услышанного. Говоря слово "обида" или "любовь", клиент может вкладывать множество различных значений в эти явления. Психологу необходимо, иногда с серьезным упорством, допытываться у клиента, что значит, это конкретное слово, которое он использует, какой смысл он в него вкладывает.

Психолог, стремящийся вжиться в реальность клиента и "понять" его образ мира, вкладывая собственные смыслы в то, что он видит и слышит от клиента, занимается своего рода академической работой. Вся суть терапевтического процесса похожа на сокращенную схему проведения эмпирического исследования: психолог, прежде чем начать работать с каким-либо типом запросов, в первую очередь исследует литературу и источники. Для того, чтобы понимать схему и специфику трудных жизненных ситуаций клиента, психолог, еще будучи в университете, читает горы литературы, то что находит ценным выделяет, запоминает, углубляет. Позднее с конкретным клиентом он выявляет проблему и цель работы.

На следующем этапе, психолог основываясь на конкретном запросе выдвигает гипотезу – он анализирует то, что узнал от клиента и ищет "темные места". Опираясь на высказывания клиента, он либо отклоняет, либо принимает гипотезу. В ходе работы он, как и входе эксперимента, воздействует на клиента определенными методами. Получая обратную связь, он производит обработку результата.

Если смотреть еще глубже, мне кажется, что психологическое консультирование и психокоррекция очень схожи по сути с формирующим экспериментом. Взять, к примеру, формирующий эксперимент, направленный на поэтапное формирование умственных действий. Он обычно включает несколько этапов: 

1) мотивационный (клиент желает изменений в своей жизни, он тратит время и деньги на работу с психологом);  

2) схема ориентировочной основы действия (психолог объясняет клиенту о корнях его трудностей, информирует); 

3) формирование действия в материальной форме – клиент прорабатывает чувства или новое поведение во время сессии;

4) формирование действия в речи (обратная связь после консультации);

5) формирование действия во внутренней речи (про себя, шепотом). 
Сюда можно отнести поведенческие эксперименты, которые дают в качестве домашнего задания в когнитивно-бихевиоральной терапии; 

6) действие во внутренней речи, когда клиент для себя анализирует, как повлияло его новое поведение на ситуацию, на его эмоциональное состояние, на его мысли.

Таким образом, можно сказать, что понимание  как основной способ познания, пристрастное, заинтересованное отношение, "вживание в исследуемую реальность", являются очень важными для практической деятельности психолога. Ведь каждый раз, когда он воспринимает какую либо информацию от клиента, ему необходимо сверять этот образ с реальностью клиента. чтобы быть абсолютно уверенным, что те смыслы, которые вкладывает клиент в свои слова – это именно смыслы клиента, а не те значения, которые может додумывать психолог».

Одинова Галина

«Понимание – это основной способ познания личности, пристрастное, заинтересованное отношение, "вживание" в исследуемую реальность".

Эти слова о понимании принадлежат Слободчикову В.И. и Исаеву Е.И., в размышлениях о гуманитарной парадигме. Они говорят о том, что понимание является одним из способов познания человеческой жизни. 

Понимание включает в себя не только знание, объяснение жизненных процессов, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. В этом процессе понимания важны не только объект, предмет исследования, но сама личность исследователя, его опыт, нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому. Такой субъектный подход, мне кажется, очень важен и нужен для психологической практики, в нем идет развитие двух сторон общения: консультанта и обратившегося. Для меня это сильно перекликается с понимающей психотерапией Федора Ефимовича Василюка, его подход мне близок и откликается. Понимающая психотерапия направлена на помощь человеку в трудных жизненных ситуациях. Деятельность психотерапевта в понимающей психотерапии называется сопереживанием, а методом работы и есть понимание. Сопереживание – целостный творческий процесс, разворачивающийся на разных уровнях, направленный на содействие продуктивному продвижению переживания клиента. Процесс переживания клиента, по мнению Ф.Е.Василюка, есть процесс смыслопорождения. Осмысленность и смысл – цель понимающей психотерапии. Таким образом, с помощью понимания приходим к рождению смысла в жизни клиента, смысла в его критической жизненной ситуации.

Понимание выступает не как диагностика состояния клиента, а есть сама интенция, диалогическая установка,  в соответствии с которой понимание является главной и самоценной задачей терапевта. Создаваемое терапевтом диалогическое пространство способствует творческому раскрытию клиента, разворачиванию его переживания. Пространство диалога заполняется свободой переживания, свободой самосознания, свободой воли. «Понимание — это приглашение к свободе» - писал Ф.Е.Василюк. В этом «свободном» поле клиент и рождает новые смыслы из страданий, ощущения беспомощности, возможно бессмысленности, возвращаясь к жизни и преодолевая кризисы».

ЧТО ДУМАЮТ НАШИ МАГИСТРАНТЫ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ?

 Савкин Максим 

«Для психологической практики важно не отрываться от методологических принципов и предпосылок, находящихся у истоков её знания. Часто психологи-практики предлагают опираться на эклектичное смешение различных школ и интуитивное понимание людей, забывая при этом, что философы науки ХХ века предупреждали, что никакое наивное познание реальности невозможно и, что любое наблюдение уже содержит в себе некоторые теоретические предпосылки.

Чтобы не стать жертвой неотрефлексированных познавательных установок и личных предпочтений, В.Клочко предлагает бесстрашно, подобно Персею, взглянуть на самые сложные теоретические проблемы.

Вопросы, поднимаемые автором о соотношении материи и духа, отражение мира психикой, могут показаться отвлеченными играми ума. Как часто когда дело доходит до психологической практики, мы можем услышать мнение о том, что качественные техники и "жизненный опыт" важнее любых рассуждений. На деле же, как подчеркивает В.Клочко, такие философские вопросы имеют первостепенное значение.

Например, обратившись к цитате Выготского о том, что "положительная роль <психики> - не в отражении... а в том, чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно искажать действительность в пользу организма", мы можем переосмыслить целый ряд практических проблем. Если психика не просто отражает, но и изменяет мир, то совсем иначе начинают восприниматься проблемы адаптации. Если понимать мир не как нечто заранее данное, к чему надо приспособиться, то это может оказать огромное влияние на всю психологическую практику.

В связи с этим остается надеется, что психологическая наука будет чаще обращаться к сложным методологическим вопросам и не окажется замкнутой в круге Хомы, внутри которого так и будет метаться, угасая, психологическая мысль».

////////////////////////////////////////////////

 

Продолжение следует...