Защита кандидатской диссертации Уддина Мд. Актера «Сравнительный анализ личностных и мотивационных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов)»

8 апреля состоится защита кандидатской диссертации Уддина Мд. Актера «Сравнительный анализ личностных и мотивационных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов)». Диссертация выполнена на кафедре «Педагогическая психология» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», а в качестве одной из экспериментальных баз выступал факультет дистанционного обучения.
В период подготовки диссертации соискатель Уддин Мд. Актхер являлся аспирантом очной формы обучения кафедры «Педагогическая психология» ГБОУ ВПО МГППУ.
В 2007 году окончил Университет Премиер (г. Читттагонг) и получил степень магистра по специальности «Финансы и кредиты» с присвоением квалификации «Учитель английского языка».
В 2013 году соискатель Уддин Мд. Актхер окончил аспирантуру ГБОУ ВПО МГППУ по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.
Научный руководитель: Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология и педагогика дистанционного обучения» ГБОУ ВПО «ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», член Межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров (РСР) по инклюзивному высшему образованию; член Межведомственной рабочей группы по развитию электронного образования в России; Лауреат Премии Правительства России в области образования (2010 г.); Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. 
За время обучения в аспирантуре Уддин Мд. Актхер постоянно повышал квалификацию в области дистанционного обучения (на материале английского языка). В 2009 году прошел 72 часовой курс и получил Сертификат в «ТКТ Essentials» Британского Совета в Москве. В 2010 году очно окончил курсы преподавания английского языка взрослым как иностранного языка в Лондоне в Университете Кембриджа и получил соответствующий сертификат CELTA (CertificateinEnglishLanguageTeachingtoAdults), дающий право преподавать. В том же году он также он прошел курсы «Применение ИКТ в преподавании английского языка» и получил сертификат от Британского Совета, который ратифицирован Московском институтом открытого образования. Он также является сертифицированным учителем делового английского языка от International House (Лондон). В 2011 году, чтобы быть квалифицированным преподавателем делового английского, он успешно завершил соответствующие курсы и получил сертификат IHFTBE делового английского языка. Кроме того, в 2012 он прошел дистанционный курс по методике преподавания в дистанционном формате, организованный компаний theConsultants-E (Испания). Этот курс ратифицирован TrinityCollegeLondon.
Личное участие соискателя в получении результатов, изложенных в диссертации, выражается в том, что автором проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования с целью обоснования личностных и мотивационных особенностей студенческого возраста, а также оценки эффективности системы дистанционного образования, что обеспечивает распространение принципов данного вида обучения на высшую школу; осуществления подбора комплекса психодиагностических методик для выявления личностных и мотивационных особенностей студентов при дистанционной и очной формах обучения; выявления различия личностных и мотивационных особенностей студентов, обучающихся на разных формах обучения; изучения различия динамики личностных и мотивационных особенностей студентов, обучающихся на разных формах и этапах обучения; определения особенности взаимосвязи личностных и мотивационных особенностей студентов-психологов на разных формах обучения.
Степень достоверности результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных его предмету: общенаучные методы (обобщение, сравнение, теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы, нормативных и инструктивных документов РФ); эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование); психологические методы (анкетирование и личностные опросники). Для выявления личностных особенностей студентов – самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загик, М.В.Кроз), тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинда, методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова). Для диагностики учебной мотивации студентов применялась методика А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики мотивации достижения – тест-опросник мотивации достижения и боязни неудач А.А. Реана. При математической обработке результатов использовались показатели описательной статистики, методы анализа номинативных данных (анализ таблиц сопряженности, χ² Пирсона), метод корреляционного анализа (коэффициент корреляции r-Пирсона), непараметрические методы сравнения выборок (Н-критерий Краскала-Уоллиса), многомерные методы анализа данных (кластерный анализ («Average Linkage») и факторный анализ («Анализ главных компонент»).
Научная новизна результатов проведённых исследований заключается:

  •          впервые проведён теоретический анализ российской и зарубежной литературы с целью выявления психолого-педагогических аспектов дистанционного обучения;
  •          впервые в ходе исследования психологических особенностей студентов вузов, обучающихся по очной и дистанционной формам, выявлены следующие особенности личностного и мотивационного развития:
  •          студенты обеих форм обучения характеризуются одинаковыми показателями личностного развития по следующим свойствам: самоуважение, ценностные ориентации;
  •          у студентов дистанционного обучения более высокий уровень самоактуализации и уровень субъективного контроля; нет существенных различий по уровню саморегуляции;
  •          особенностями мотивационного развития студентов очного и дистанционного обучения являются: у студентов очного и дистанционного обучения нет взаимосвязи между учебными мотивами и личностными особенностями;
  •          уровень мотивации достижения у студентов дистанционного обучения выше; у студентов обеих форм обучения есть тесные корреляционные связи между мотивацией достижения и многими показателями личностного развития.

Практическая значимость результатов проведённых исследованийсостоит в исследовании новых форм вузовского обучения, выявлении их специфики по сравнению с традиционными, а также их влиянии на личностное и мотивационное развитие обучающихся. Полученные результаты могут быть применены при разработке курсов лекций, спецкурсов, практических заданий, а также в практике проведения занятий со студентами вузов, колледжей, на курсах повышения квалификации педагогических кадров, в работе консультационно-просветительских служб, организуемых для студентов и родителей, а также преподавателей, работающих в сфере дистанционного обучения.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы как в образовательном процессе высших учебных заведений, так и других образовательных учреждений, практикующих дистанционные образовательные технологии, а также в процессе подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава к работе в условиях дистанционного обучения.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс факультета дистанционного обучения «Московский городской психолого-педагогический университет»; Института дистанционного обучения ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет».
Основные научные результаты с достаточной полнотой представлены соискателем: в научных статьях в журналах, рецензируемых ВАК РФ (3); в статьях в других журналах, сборниках научных трудов, материалах конгрессов и конференций (14). В общей сложности автором по теме диссертации опубликованы 17 работ общим объемом 5,5 п.л. (на долю автора приходится 4,5 п.л.).
 
Все сотрудники и преподаватели факультета дистанционного обучения желают Актхеру удачной защиты!!
 
 
Деканат