Аннотация отчета по Госзаданию за 2014 год

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

АННОТАЦИЯ ОТЧЕТА

по исполнению I этапа Государственного контракта  №  05.043.11.0044 от 14 ноября 2014г.

 

Исполнитель: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»

Программа (задача, мероприятие): Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, в рамках реализации задачи 2 «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда»

мероприятия 4 «Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов»

подмероприятия 4.3 «Создание и развитие образовательных кластеров на базе учреждений высшего профессионального образования»

 

Проект: «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»

Руководитель проекта: Рубцов Виталий Владимирович

 

 

Москва, 2014

Аннотация отчета

по исполнению I этапа Государственного контракта  №  05.043.11.0044

от 14 ноября 2014г.

Проект «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями» реализовывался в соответствии с актуальностью проблемы, на которую направлено решение.

Цели и задачи реализации проекта:

Цель:

Развитие возможностей образовательных кластеров, созданных на базе вузов, по обучению и социокультурной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействию в в трудоустройстве выпускников-инвалидов

Задачи проекта в 2014 году:

1. Разработка модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

2. Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями

Область практического применения:

Результаты проекта будут использованы при реализации государственной политики в сфере высшего образования. Также результаты будут востребованы российскими вузами, для предоставления образовательных услуг всем группам граждан России, нуждающихся в индивидуализации подходов и технологий обучения.

Для достижения поставленных целей и задач в рамках первого этапа Государственного контракта №  05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г.:

            Осуществлен анализ отечественного  и зарубежного опыта обучения студентов инвалидов и с ОВЗ, в том числе  на основе дистанционных образовательных технологий.

            В описании  отечественного опыта  представлен анализ доступности высшего образования для студентов инвалидов, проанализированы проблемы инклюзивного образования.  Большое внимание уделено анализу опыта дистанционного обучения в вузах. Отдельно представлено детальное описание дистанционного обучения студентов инвалидов на  факультете дистанционного обучения в Московском городском психолого-педагогическом университете (см. Приложение 1).  Осуществлен сравнительный анализ в виде таблицы основных отечественных вузов, занимающихся обучением студентов инвалидов и с ОВЗ по  следующим параметрам: статус вуза (является базовым образовательным учреждением высшего профессионального образования в соответствующем федеральном округе по обучению студентов инвалидов; на базе вуза создан окружной учебно-методический центр по обучению инвалидов);  структурное подразделение вуза, отвевающее за обучение студентов инвалидов и с ОВЗ; нозологии, по котором осуществляется обучение студентов инвалидов; перечень специальностей, направлений, по которым осуществляется такое обучение; наличие программы довузовской подготовки; наличие системы дистанционного обучения (см. Приложение 2)

            Проведен анализ зарубежного опыта обучения студентов инвалидов и с ОВЗ, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий. В анализ был включен опыт следующих стран: США, Канада, Великобритания, Польша, Малайзия, Бангладеш, Индия, Испания, Финляндия, Германия) (см. Приложение 3)

            Разработана модель учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, включающая:

  • Общие положения
  • Цели и задачи учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 
  • Функции учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Принципы обучения студентов инвалидов и с ОВЗ с различными нозологиями
  • Требования к организации обучения студентов инвалидов и с ОВЗ
  • Модели сетевого взаимодействия между вузами при обучении студентов инвалидов и с ОВЗ
  • Руководство деятельностью учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Структура и штатное состав учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Модели взаимодействия с участниками (потребителями) услуг и иными структурами, задействованными в системе организации обучения (органами государственной власти федерального и регионального уровней, предприятий, образовательных организаций, общественных организаций)
  • Материально-техническое оснащение учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

                           В описании материально-технического оснащения учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, представлены общие требования, а также представлен список рекомендуемого оборудования для обучения студентов в зависимости от нозологий (см. Приложение 6) и  список  предполагаемого информационно-коммуникационного оборудования (см. Приложение 7)

При решении задачи  №2 "Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями" разработаны методические рекомендации, включающие:

1. Введение

2. Цель создания УМЦ

3. Задачи создания УМЦ

4. Этапы внедрения модели

Этап I. Подготовительный этап

I.1. Подготовка к адаптации модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по ее внедрению в регионе

I.2. Адаптация предложенной модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и подготовка рекомендаций по ее внедрению в регионе

Этап II. Подготовка к внедрению модели УМЦ в регионе

II.1. Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

II.2. Адаптация образовательной программы повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (объем программы - не менее 72 академических часов)

II.3. Организация и проведение 1-2 практических семинаров с презентаций и обсуждением созданного регионального учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ в ходе с приглашением специалистов федеральных, региональных вузов, общеобразовательных школ, представителей регионального общества инвалидов

II.4. Формирование регионального учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями  здоровья

            Кроме того, в формате таблицы прописаны методы и "инструменты" по каждому из этапов внедрения Модели учебно-методического центра, обеспечивающего обучение студентов инвалидов и с ОВЗ с различными нозологиями (см.  Приложение 13)

            В отчете представлено 13 приложений:

Приложение 1. Анализ отечественного опыта обучения студентов инвалидов и с ОВЗ, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий

Приложение 2. Таблица. Базовые вузы России, обучающие студентов инвалидов и с ОВЗ

Приложение 3. Анализ зарубежного опыта обучения студентов инвалидов и с ОВЗ, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий

Приложение 4. Нормативно-правовые документы

Приложение 5. Терминологический аппарат

Приложение 6. Предложения по материально-техническому обеспечению для обучения студентов с различными нозологиями: Специализированное оборудование для лиц с нарушением зрения

Приложение 7. Предложения по материально-техническому оснащению учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - по программам высшего профессионального образования

Приложение 8. Список рекомендуемой литературы

Приложение 9. Графическое представление модели бизнес-процессов для разработки модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ

Приложение 10. Графическое представление Модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 11. Графическое представление организационно-функциональной структуры  учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 12. Модель взаимодействия с участниками (потребителями) услуг и иными структурами, задействованными в системе организации обучения (органами государственной власти федерального и регионального уровней, предприятий, образовательных организаций, общественных организаций)

Приложение 13. Этапы, действия при выполнении отдельного вида работ, методы, инструменты Модели учебно-методического центра на региональном уровне

 

По результатам проведенных работ подготовлен отчет о выполненных работах (оказанных услугах) по I этапу Государственного контракта №  05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г.   общим объемом 396 страниц. Отчет включает в себя информацию о выполнении всех видов работ (оказания услуг), предусмотренных Государственным контрактом  №05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г., презентацию в формате Microsoft PowerPoint (в электронном формате). Отчет сопровожден аннотацией объемом 5 страниц.

 

 

Список использованных источников

  1. Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 N 31402)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 N AK -44/05 "Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса"
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
  4. Айсмонтас Б.Б., Уддин Мд А.  Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ) / Б.Б. Айсмонтас, А. Мд Уддин : Монография.- М., 2014. - 222 с.