Аннотация отчета по Госзаданию за 2014 год
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
АННОТАЦИЯ ОТЧЕТА
по исполнению I этапа Государственного контракта № 05.043.11.0044 от 14 ноября 2014г.
Исполнитель: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»
Программа (задача, мероприятие): Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, в рамках реализации задачи 2 «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда»
мероприятия 4 «Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов»
подмероприятия 4.3 «Создание и развитие образовательных кластеров на базе учреждений высшего профессионального образования»
Проект: «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»
Руководитель проекта: Рубцов Виталий Владимирович
Москва, 2014
Аннотация отчета
по исполнению I этапа Государственного контракта № 05.043.11.0044
от 14 ноября 2014г.
Проект «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями» реализовывался в соответствии с актуальностью проблемы, на которую направлено решение.
Цели и задачи реализации проекта:
Цель:
Развитие возможностей образовательных кластеров, созданных на базе вузов, по обучению и социокультурной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействию в в трудоустройстве выпускников-инвалидов
Задачи проекта в 2014 году:
1. Разработка модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
2. Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями
Область практического применения:
Результаты проекта будут использованы при реализации государственной политики в сфере высшего образования. Также результаты будут востребованы российскими вузами, для предоставления образовательных услуг всем группам граждан России, нуждающихся в индивидуализации подходов и технологий обучения.
Для достижения поставленных целей и задач в рамках первого этапа Государственного контракта № 05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г.:
Осуществлен анализ отечественного и зарубежного опыта обучения студентов инвалидов и с ОВЗ, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.
В описании отечественного опыта представлен анализ доступности высшего образования для студентов инвалидов, проанализированы проблемы инклюзивного образования. Большое внимание уделено анализу опыта дистанционного обучения в вузах. Отдельно представлено детальное описание дистанционного обучения студентов инвалидов на факультете дистанционного обучения в Московском городском психолого-педагогическом университете (см. Приложение 1). Осуществлен сравнительный анализ в виде таблицы основных отечественных вузов, занимающихся обучением студентов инвалидов и с ОВЗ по следующим параметрам: статус вуза (является базовым образовательным учреждением высшего профессионального образования в соответствующем федеральном округе по обучению студентов инвалидов; на базе вуза создан окружной учебно-методический центр по обучению инвалидов); структурное подразделение вуза, отвевающее за обучение студентов инвалидов и с ОВЗ; нозологии, по котором осуществляется обучение студентов инвалидов; перечень специальностей, направлений, по которым осуществляется такое обучение; наличие программы довузовской подготовки; наличие системы дистанционного обучения (см. Приложение 2)
Проведен анализ зарубежного опыта обучения студентов инвалидов и с ОВЗ, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий. В анализ был включен опыт следующих стран: США, Канада, Великобритания, Польша, Малайзия, Бангладеш, Индия, Испания, Финляндия, Германия) (см. Приложение 3)
Разработана модель учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, включающая:
- Общие положения
- Цели и задачи учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Функции учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Принципы обучения студентов инвалидов и с ОВЗ с различными нозологиями
- Требования к организации обучения студентов инвалидов и с ОВЗ
- Модели сетевого взаимодействия между вузами при обучении студентов инвалидов и с ОВЗ
- Руководство деятельностью учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Структура и штатное состав учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Модели взаимодействия с участниками (потребителями) услуг и иными структурами, задействованными в системе организации обучения (органами государственной власти федерального и регионального уровней, предприятий, образовательных организаций, общественных организаций)
- Материально-техническое оснащение учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В описании материально-технического оснащения учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, представлены общие требования, а также представлен список рекомендуемого оборудования для обучения студентов в зависимости от нозологий (см. Приложение 6) и список предполагаемого информационно-коммуникационного оборудования (см. Приложение 7)
При решении задачи №2 "Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями" разработаны методические рекомендации, включающие:
Этап II. Подготовка к внедрению модели УМЦ в регионе
Кроме того, в формате таблицы прописаны методы и "инструменты" по каждому из этапов внедрения Модели учебно-методического центра, обеспечивающего обучение студентов инвалидов и с ОВЗ с различными нозологиями (см. Приложение 13)
В отчете представлено 13 приложений:
Приложение 1. Анализ отечественного опыта обучения студентов инвалидов и с ОВЗ, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий
Приложение 2. Таблица. Базовые вузы России, обучающие студентов инвалидов и с ОВЗ
Приложение 3. Анализ зарубежного опыта обучения студентов инвалидов и с ОВЗ, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий
Приложение 4. Нормативно-правовые документы
Приложение 5. Терминологический аппарат
Приложение 6. Предложения по материально-техническому обеспечению для обучения студентов с различными нозологиями: Специализированное оборудование для лиц с нарушением зрения
Приложение 7. Предложения по материально-техническому оснащению учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - по программам высшего профессионального образования
Приложение 8. Список рекомендуемой литературы
Приложение 9. Графическое представление модели бизнес-процессов для разработки модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ
Приложение 10. Графическое представление Модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Приложение 11. Графическое представление организационно-функциональной структуры учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Приложение 12. Модель взаимодействия с участниками (потребителями) услуг и иными структурами, задействованными в системе организации обучения (органами государственной власти федерального и регионального уровней, предприятий, образовательных организаций, общественных организаций)
Приложение 13. Этапы, действия при выполнении отдельного вида работ, методы, инструменты Модели учебно-методического центра на региональном уровне
По результатам проведенных работ подготовлен отчет о выполненных работах (оказанных услугах) по I этапу Государственного контракта № 05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г. общим объемом 396 страниц. Отчет включает в себя информацию о выполнении всех видов работ (оказания услуг), предусмотренных Государственным контрактом №05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г., презентацию в формате Microsoft PowerPoint (в электронном формате). Отчет сопровожден аннотацией объемом 5 страниц.
Список использованных источников
- Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 N 31402)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 N AK -44/05 "Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Айсмонтас Б.Б., Уддин Мд А. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ) / Б.Б. Айсмонтас, А. Мд Уддин : Монография.- М., 2014. - 222 с.