О пропедевтических курсах в рамках сетевого взаимодействия
О пропедевтических курсах в рамках сетевого взаимодействия
Образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения. Провозглашённый в Российской Федерации курс на обеспечение доступности качественного образования всех предусмотренных законом уровней для всех контингентов населения предполагает непрекращающийся поиск инновационных моделей соответствующих этому требованию, новых форм и способов организации обучения, в том числе и дистанционного обучения, что является важным компонентом общей стратегии совершенствования системы социального обеспечения населения.
В настоящее время проблема получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеет приоритетное положение в практике стран Восточной и Западной Европы, США и Японии.
Проблема получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями сегодня очень актуальна. Ежегодно, за три последних года, увеличивается количество студентов-инвалидов, получающих высшее образование с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время с использованием дистанционных технологий обучается 5,7% от общего количества студентов-инвалидов. При этом должна быть, в полной мере, обеспечена доступность высшего образования для инвалидов с различными нозологиями.
В связи с этим Министерством образования и науки РФ в 2014 году был объявлена конкурс по проекту «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями».
Разработка и создание учебно-методического центра как информационно-технологической базы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется во исполнение части 2 поручения Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № Пр-1435.
Основной целью данного проекта является развитие возможностей образовательных кластеров, созданных на базе вузов, по обучению и социокультурной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействию в трудоустройстве выпускников-инвалидов.
Победителем конкурса в 2014 году стал Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ).
В соответствии с Госзаданием уже в 2014 в МГППУ разработана модель учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по ее внедрению.
В настоящее время идет создание на базе Московского городского психолого-педагогического университета модели сетевого взаимодействия вузов, осуществляющих обучение студентов с инвалидностью и с ОВЗ на основе дистанционных образовательных технологий.
Одним из важнейших направлений работы вузов-партнеров является создание условий для повышения доступности высшего профессионального образования студентам с инвалидностью. К сожалению, нередко это рассматривается как создание материально-технических условий и безбарьерной среды. Не менее важным, по нашему представлению, является разработка реализация адаптационных курсов. Однако в настоящее время такие курсы практически отсутствуют. Разработка пропедевтических курсов и их реализация в рамках всего сетевого взаимодействия может быть очень важным направлением совместной работы. Учитывая отсутствие серьезных разработок, а также отсутствие подготовленных преподавателей для их ведения совместная работа по этому направлению может помочь решить много важных проблем повышения качества высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и с ОВЗ.
На факультете дистанционного обучения МГППУ постоянно уделяется большое внимание пропедевтическим дисциплинам. Насколько нам известно, имеются интересные разработки по данному направлению в Региональном ресурсном центре обучения инвалидов при Челябинском государственном университете. Мне представляется, что такое направление как учить учиться является принципиально важным и перспективным.
На факультете дистанционного обучения МГППУ уже несколько лет реализуются такие пропедевтические курсы как: "Введение с дистанционное обучение", "Технологии и методики самоорганизации", "Работа с учебным текстом" и др. Дадим их короткую характеристику.
Курс "Введение в дистанционное обучение"
Дистанционное обучение – новая форма обучения, которая в информационном обществе будет играть существенную роль в системе непрерывного образования. При дистанционном обучении учащийся и преподаватель обычно пространственно разделены, но при этом находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного процесса. Новая дисциплина "Введение в дистанционное обучение" ориентирована на ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами дистанционных технологий, которые помогут им в дальнейшем освоить новую форму обучения и иметь возможность непрерывно повышать свой профессиональный уровень. Особое внимание в программе дисциплины уделяется системе построения учебного и учебно-методического материала, структуре электронного деканата и особенностям учебного процесса на факультете дистанционного обучения.
Цель освоения дисциплины «Введение в дистанционное обучение» - ознакомить студентов с современными подходами к дистанционному обучению, а также спецификой обучения на факультете дистанционного обучения.
Таким образом можно сформулировать следующие задачи данного курса:
1.ознакомить с разработкой и применением современных информационно-коммуникационных технологий в образовании;
2.помочь грамотно использовать в учебном процессе предлагаемые учебные и учебно-методические материалы;
3. сформировать основные навыки работы с существующей на факультете технологией дистанционного обучения;
4.сформировать первичные навыки интерактивного взаимодействия через интернет-конференции, электронный деканат.
Входными знаниями, умениями и компетенциями студента для изучения дисциплины являются базовые знания по основам информатики в объеме средней школы, умение работать с компьютером на уровне пользователя, готовность к использованию сетевых информационных ресурсов, в том числе ресурсов Интернет.
В результате изучения дисциплины студенты должны получить представление о наиболее важных аспектах и особенностях дистанционной формы обучения и освоить навыки, необходимые для использования дистанционных технологий в образовательном процессе. Таким образом, дисциплина «Введение в дистанционное обучение» является предшествующей для всех учебных дисциплин.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление:
- об особенностях очно-заочной и заочной дистанционных форм обучения: областях применения, основных проблемах.
Знать:
- современные информационно-коммуникационные технологии дистанционного обучения,
- принципы и методы организации дистанционного учебного процесса,
- нормативно-правовые основы дистанционной формы обучения факультета.
Уметь:
- использовать сетевые информационно-образовательные ресурсы, ресурсы Интернета, мультимедийные средства в дистанционном образовании.
- использовать современные ИКТ в учебном процессе,
- планировать и проводить самостоятельную работу с электронными учебными материалами.
Владеть:
- навыками работы с электронным деканатом,
- навыками работы с электронными пособиями, используемыми на факультете дистанционного обучения.
Приобрести опыт деятельности:
- сотрудничества с деканатом, преподавателями и студентами факультета,
- участия в интернет занятиях (трансляции занятий, интернет-семинарах, конференциях).
Примерную структуру курса можно представить в следующем виде (см. Таблицу 1)
Таблица 1
Примерная структура курса "Введение в дистанционное обучение"
Наименование
раздела
Содержание раздела
Дистанционное обучение в современном обществе
Тема 1.1. Дистанционное обучение в России и в мире. Исторический аспект.
Тема 1.2. Общие проблемы дистанционного обучения.
Тема 1.3. Дистанционное обучение в МГППУ.
Образовательный процесс на факультете дистанционного обучения МГППУ
Тема 2.1. Обзор материалов, полученных студентами при зачислении.
Тема 2.2. Электронный деканат, знакомство со структурой.
Тема 2.3. Особенности учебного процесса на факультете дистанционного обучения.
Практический курс по использованию электронного деканата в учебном процессе
Тема 3.1. Работа с электронными ресурсами.
Тема 3.2. Работа в электронном деканате.
Курс "Технологии и методики самоорганизации"
Новые инновационные формы обучения, такие как дистанционное обучение, требуют от студентов высокого уровня самоорганизации и самодисциплины. Курс технологии и методики самоорганизации призван вооружить студентов и абитуриентов знаниями о том, как организовать эффективную учебную и будущую профессиональную деятельность, познакомить с основами самоменеджмента, в рамках дистанционного обучения, освоить и применить технологии и методики самоорганизации на практике, в соответствии с индивидуальным стилем деятельности. Знания, полученные в рамках курса, позволят студентам и абитуриентам успешно справляться с учебной нагрузкой на протяжении всего обучения в ВУЗе.
В результате изучения дисциплины у студента должно быть сформировано представление:
- об основах самоорганизации учебной деятельности;
- об основах саморегуляции психических состояний;
- о научной организации режима дня, учебной деятельности и отдыха студента;
- об основах здорового образа жизни;
- об основах само-менеджмента.
Цели и задачи освоения дисциплины (модуля)
Дисциплина «Технологии и методики самоорганизации» является инновационной дисциплиной, ориентирующей студента-первокурсника дистанционной формы обучения, как в информационных, так и в операционально-технических аспектах новой для него самостоятельной учебной деятельности в ВУЗе, отличающейся от той, что была в школе. В этом плане дисциплина создает условия для овладения современными компетенциями в области самоорганизации учебной деятельности, саморегуляции психических состояний, закладывает основы для дальнейшего успешного самостоятельного овладения знаниями в течение всего срока обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Существенными инновационными особенностями данной дисциплины являются:
по стратегии достижения цели:
цель – компетентность в области самоорганизации учебной деятельности и саморегуляции психических состояний – достигается в объёме, индивидуальном для каждого студента, в зависимости от уровня его знаний, умений и предыдущего опыта в сфере управления самостоятельной работой, его исходного «умения учиться»;
по содержанию:
предусмотренные данной программой базовые умения каждого студента также вырабатываются в процессе реализации его индивидуального учебного проекта. Таким образом, «внутреннее» содержание дисциплины остается, в основном, стабильным, но «внешнее», зависящее от тематики учебно-исследовательских разработок, по отношению к каждому студенту и каждый учебный год неизбежно варьируется в зависимости от образовательного уровня учебных групп и содержательных запросов конкретных первокурсников;
Задачи освоения дисциплины: научить студентов методам познания, самопознания, самоорганизации, саморегуляции; раскрыть их личный (творческий, психологический, учебный) потенциал, для повышения эффективности учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.
Примерную структуру курса можно представить в следующем виде (см. Таблицу 2)
Таблица 2
Примерная структура курса "Технологии и методики самоорганизации"
Наименование
раздела
Содержание раздела
Теоретические основы самоорганизации личности. Введение в персональный менеджмент.
1.Теоретические основы самоорганизации личности.
2.Понятие персонального менеджмента. Составляющие здорового образа жизни.
3.Основы самоуправления и самоорганизации деятельности студента. Индивидуально-психологические особенности, влияющие на эффективность учебной деятельности.
Основы тайм-менеджмента
1.Основные термины и законы тайм-менеджмента. Времясберегающие технологии.
2.Принципы, правила и алгоритм целеполагания.
3.Планирование и резервирование времени. Распределение приоритетов (матрица Эйзенхауэра). Алгоритмы долгосрочного и краткосрочного планирования.
Организация эффективной деятельности студента
1.Понятие индивидуального стиля деятельности. Когнитивные стили в учебной деятельности. Учет индивидуальных особенностей в учебной деятельности.
2.Методики и эффективные способы подготовки к текущей и промежуточной аттестации
Техники саморегуляции психических состояний и профилактики стресса
1.Основы саморегуляции психических состояний. Техники дыхательной и мышечной релаксации. Основы аутогенной тренировки.
2.Когнитивные техники профилактики стресса.
В 2013-2014 гг. на факультете аспирантом Уддиным Мд А. (Б.Б, Айсмонтас - научный руководитель) было проведено исследование влияния дистанционного обучения на личнотсное и мотивационное развитие студентов.
По мнению студентов, дистанционное обучение существенно повлияло на планирование дистанционного процесса своего обучения, организацию самостоятельной работы, навыки работы с учебным материалом (классификация, систематизация, анализ, обобщение, порядок изучения дисциплины), умение формулировать мысли в письменном виде, развитие познавательной деятельности, творческого мышления и др. Одновременно необходимо отметить и то, что ряд студентов указали и на то, что дистанционное обучение не повлияло на такие аспекты личностного развития как умение формулировать мысли в устном виде (39,2%), развитие творческого мышления (33,8 %), навыки работы с учебной информацией (20,3%). А ведь умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации включают в себя чтение, работа с книгой, в том числе в электронном формате, конспектирование; библиографический поиск, работу со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение, запоминание, работу с компьютером.
Очень важным аспектом в дистанционном обучении имеют навыки организации самостоятельной работы. Ведь самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность м поведение . Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.
В связи с этим нами был задан вопрос "Как способствовало ДО развитию Вашей самостоятельности?". Результаты представлены в таблице 3. 40% студентов ответило, что оно способствовало в достаточной мере, а 23,8% ответили, - что способствовало в значительной степени.
Таблица 3
Влияние дистанционного обучения (ДО) на развитие самостоятельности студентов (в %)
№ п/п
Характер влияния ДО на развитие самостоятельности студентов
Показатели
1
Значительно способствовало развитию моей самостоятельности
23,8
2
Способствовало в достаточной мере развитию моей самостоятельности
40,0
3
Незначительно способствовало
17,5
4
Никак не способствовало развитию самостоятельности
13,8
5
Затрудняюсь ответить
5,0
6
Другое (укажите)
Дистанционное обучение оказывает немаловажное влияние и на развитие навыков планирования времени, так как большинство из респондентов одновременно сочетают учебу и работу. Ведь планирование учебной деятельности включает в себя осознание учебной задачи, постановку учебных целей, выбор рационального и оптимального пути их достижения, определение последовательности и продолжительности этапов учебной деятельности, построение модели (алгоритма) деятельности, планирование самостоятельной работы в университете и дома, а также планирование на день, неделю, месяц и др. Эти умения и навыки принципиально важны при дистанционном обучении.
Курс «Методика работы с учебным текстом»
Освоение данной дисциплины необходимо для формирования навыков работы студентов с учебными и научными текстами, составляющими основу эффективного обучения в вузе, обмена научной информацией в психологическом сообществе, для трансляции научной информации. В основу курса положена идея интеграции и активизации психологических знаний для их использования, прежде всего, в организации самостоятельного изучения психологических дисциплин. Овладение знаниями и умениями написания конспектов, рефератов, аннотаций, рассматривается как необходимая составляющая профессиональной деятельности будущего специалиста, в данном случае бакалавра психологии и педагогики.
Цели и задачи освоения дисциплины (модуля):
Цели дисциплины: овладение техниками, приемами, методами работы с разными видами текстов, важных для учебной и исследовательской деятельности студентов (лекций, семинаров, курсовых и дипломных работ); написание конспектов, рефератов, аналитических обзоров, аннотаций, рецензий, отзывов; интеграция и активизация знаний для использования их в организации и проведении самостоятельного научно-теоретического и эмпирического исследования.
Задачи дисциплины:
- формирование навыков анализа учебных и научных текстов, написания аналитических обзоров по теме, проблеме;
- формирования навыков анализа базовых понятий и соответствующих им феноменов и явлений; представление фрагмента тезауруса в виде системы взаимосвязанных понятий;
- формирование навыков конспектирования учебных и научных текстов;
- формирование навыков аннотирования, написание аннотаций;
- формирование навыков реферирования и написания рефератов по проблемам современной психологии;
- формирование навыков рецензирования работ, написание рецензии на работы коллег-студентов;
- пробуждение рефлексии, осознание границ собственного «знания - незнания».
Программа предусматривает связь практически со всеми дисциплинами ОПОП, так как во многих видах учебных дисциплин предусмотрено конспектирование, написание рефератов, аннотаций и рецензий. Программа курса дает общие представления о структуре и методиках написании научных текстов. Курс предполагает активизацию интеллектуальной деятельности обучающихся и подготовку студента к устным выступлениям с использованием разных видов конспектов или тезисов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление: о стилевой структуре современного русского литературного языка, о системе стилей и их разновидностях, о признаках научного стиля русского языка и о приемах логико-смыслового анализа научных текстов.
Знать: правила конспектирования, реферирования и методики анализа учебных и научных текстов.
Уметь: анализировать учебные и научные тексты, конспектировать их, аннотировать научные публикации; реферировать учебные и научные тексты; делать выводы и уметь оформлять результаты собственной исследовательской работы.
Владеть: методами компрессии психологических учебных и научных текстов.
Приобрести опыт конспектирования, реферирования, аннотирования и рецензирования научных и учебных текстов.
Примерную структуру курса можно представить в следующем виде (см. Таблицу 4)
Таблица 4
Примерная структура курса "Технологии и методики самоорганизации"
Наименование
раздела
Содержание раздела
Научный стиль современного русского языка
История возникновения научного стиля в России
Основные черты научного стиля
Научный стиль: подстили и подъязыки
Анализ научного текста
Смысловой анализ предложения
Смысловой анализ абзаца
Типы связи предложений в абзаце
Смысловой анализ фрагмента текста
Понятие интеллектуального фильтра
Составление плана к тексту
Использование опор для восстановления информации текста
Цитирование
Доказательство или опровержение выдвинутого положения
Применение метода интеллект-карт при конспектировании
Метод объектно-документального анализа
Компрессия текста
Построение семантических графов
Тезирование
Конспектирование
Научный текст и его свойства
Способы изложения в научном тексте
Построение разделов научного текста
Композиция научного текста
Заголовки научных и научно-популярных текстов
Написание собственного текста
Эссе как вид учебной деятельности студента
Аннотирование и реферирование научных текстов
Из истории развития реферирования
Библиографическое описание
Аннотирование и реферирование
Основные требования к реферату
Структура реферата
Виды рефератов
Научно-популярный реферат
Учебный реферат
Обзорный реферат
Резюме-выводы
Научная рецензия и научная дискуссия
Типовой план для написания рецензии
Культура ведения дискуссии. Устная рецензия, письменная рецензия
Стандартные обороты речи для участия в научной дискуссии
По результатам проведенного исследования, дистанционное обучение существенно повлияло на планирование дистанционного процесса своего обучения, организацию самостоятельной работы, навыки работы с учебным материалом (классификация, систематизация, анализ, обобщение, порядок изучения дисциплины), умение формулировать мысли в письменном виде, развитие познавательной деятельности, творческого мышления и др. Одновременно необходимо отметить и то, что ряд студентов указали и на то, что дистанционное не повлияло на такие аспекты личностного развития как умение формулировать мысли в устном виде (39,2%), развитие творческого мышления (33,8 %), навыки работы с учебной информацией (20,3%). А ведь умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации включают в себя чтение, работа с книгой, в том числе в электронном формате, конспектирование; библиографический поиск, работу со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение, запоминание, работу с компьютером.
Исходя из этого, мы считаем, что очень важные данные и другие курсы, имеющие пропедевтический характер, активно развивать в рамках сетевого взаимодействия в рамках проекта "Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями".
Айсмонтас Б.Б., канд. пед. наук, профессор, декан факультета дистанционного обучения МГППУ, зав. кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения