19 мая состоялся вебинар Одинцовой Марии Антоновны на тему «Реабилитационно-образовательная среда инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ»
19 мая состоялся вебинар Одинцовой Марии Антоновны на тему «Реабилитационно-образовательная среда инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ»
Вебинар проводился в рамках программы повышения квалификации по проекту «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»
Ведущий: Одинцова М.А., кандидат психологических наук, доцент. Старший научный сотрудник лаборатории социально-психологических и социологических мониторинговых исследований, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, МГППУ. Автор более 160 публикаций в различных областях психологии
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- 1) Понятие реабилитации в различных областях знания. Уровни реабилитации. Методологические основы реабилитации
- 2) Цели и задачи психолога-реабилитолога
- 3) Трудные жизненные ситуации: общее понятие, виды, признаки
Тезисы из выступления Одинцовой М.А.
Реабилитация и компенсация психологии
Реабилитация чаще толкуется как нечто внешнее по отношении к индивиду.
Однако, реабилитационные воздействия обращены извне и опираются на такие внутренние процессы как феномены психологической компенсации. Психологическая реабилитация направлена на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает использование разнообразных психотерапевтических, психокоррекционных мероприятий, кризисной интервенции. Их целью является смягчение кризисных переживаний личности, формирование адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе, формирование жизнестойких установок личности.
Реабилитационная деятельность включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека;
2) педагогическую реабилитацию, которая обеспечивает реабилитацию человека, как субъекта образовательной деятельности;
3) социальную реабилитацию, обеспечивающую реабилитацию человека, как социального субъекта;
4) психологическую реабилитацию (как функцию психотерапии, сихокоррекции, кризисной интервенции), которая обеспечивает реабилитацию человека на уровне личности!
Уровни реабилитационной деятельности
- Медико – социальный
- Профессионально – трудовой
- Социально – ролевой
- Социально – бытовой
- Социально – правовой
- Социально – психологический
- Психологический
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ позволяет клиенту успешно адаптироваться в окружающей среде и обществе в целом, обрести морально – психологическое равновесие, уверенность в себе, устранить психологический дискомфорт, улучшить качество жизни.
Сущность реабилитации может быть глубже понята с позиций системного подхода, в котором реабилитация это одновременно:
1) цель (восстановление и сохранение статуса личности);
2) процесс (имеющий биопсихологические и социальные механизмы);
3) метод подхода к человеку, нуждающемуся в реабилитации.
Методологические основы психологической реабилитации
1) фундаментальные общепсихологические учения о личности, ее структуре;
2) учения о типологии и развитии личности;
3) теории темперамента и характера;
4) теории потребностей и мотивации поведения;
5) концепции психологии группы и общения;
6) теории конфликта и девиации;
7) концепции о сущности и природе человека;
8) о соотношении социального и биологического в человеке и его развитии;
9) теории о смысле жизни;
10) теории социальном действии, о взаимодействии личности и общества;
11) теории психологии ситуаций;
12) бихевиоральные теории;
13) психоаналитические теории;
14) гештальт-подход;
15) гуманистические теории и др.
Цели и задачи психолога-реабилитолога на разных ступенях реабилитации
Цель: вовлечение клиента в решение задач своей судьбы, в результате чего он становится субъектом собственной активности,
способен улучшать свое качество жизни!
1-й этап переживания ТЖС: шок и тревога
непонимание ситуации,
стойкие нарушения функционирования,
ощущение, что «мир рассыпался»
проблемы самовосприятия,
ступор,
спутанность сознания,
отрицание реальности,
симптом пустоты,
деперсонализация,
отрыв от реальности,
уход всей энергии внутрь (на защиту своего «Я»).
2-й этап переживания ТЖС: включение защитных механизмов. Самый сложный этап!
Переговоры с Богом, высшими силами, врачами с одновременным отрицанием всего происходящего.
Бесплодные надежды на возврат утраченного.
3-й этап переживания ТЖС: Депрессия
Переживание депрессии, злости, скорби.
Пассивность, отсутствие мотивации или наоборот: озлобленность, самообвинения.
Примечание: Если пострадавший не скорбит, это ненормально,
значит, он остался на предыдущей стадии. В этом случае не будет сильного внутреннего понимания и стремления изменить осознанное положение вещей
4-й этап переживания ТЖС: начало понимания
злость на себя переходит в злость по отношению к миру
Бунт!
Начало осознания происходящего, что является довольно болезненным процессом