18 сентября состоялась встреча родителей студентов с ОВЗ ФДО МГППУ
18 сентября состоялась встреча родителей студентов с ОВЗ ФДО МГППУ
18 сентября в Московском городском психолого-педагогическом университете в рамках родительского лектория состоялась встреча родителей студентов ВУЗа с представителями экспертного совета родительской общественности, созданном при Департаменте образования г. Москвы. В мероприятии так же приняли участие члены ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства. Здесь были обсуждены многие вопросы, касающиеся жизни и образования студентов с ограничениями в здоровье.
Данное мероприятие открыл Айсмонтас Б. Б., декан ФДО МГППУ, который разъяснил всем присутствующим, что подобные встречи проводятся в двух различных форматах. Одна форма встречи предусмотрена для студентов бюджетной группы, другая подразумевает родительский лекторий, проводимый один раз в семестр. В этом формате до родителей студентов с ОВЗ доводится информация о новых требованиях к обучению, а так же о различных нововведениях в технологии дистанционного обучения. На родительском лектории предполагается так же обсуждение проблем и конфликтных ситуаций, когда общими усилиями находится компромисс при разрешении сложных вопросов.
В то же время Айсмонтас Б. Б. подчеркнул, что большинство студентов отдает предпочтение дистанционным трансляциям учебного процесса, что не всегда положительно отражается на образовательном процессе. «Очное посещение лекций и семинаров позволяет почувствовать атмосферу университета, более полно погрузиться во время студенчества» - прозвучали слова декана ФДО МГППУ. Он акцентировал внимание на том, что гиперопека со стороны родителей имеет негативные последствия для получения высшего образования и профессии, лишает самостоятельности студентов с ОВЗ и серьезно отражается на их дальнейшей жизни.
Председатель Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства, Камал Ю. И., которая так же возглавляет совет родителей «18+» рассказала присутствующим о работе своей организации с Департаментами г. Москвы. Подобное взаимодействие в таких сферах как образование, здравоохранение, спорт и реабилитация позволяет разрабатывать и внедрять разнообразные проекты и программы по работе с детьми-инвалидами и молодежью с ОВЗ.
Ассоциация родителей детей-инвалидов занимается работой по многим направлениям, что является результатом серьезного знания внутренних проблем инвалидов. Организация решает вопросы, поднимаемые родителями или самими инвалидами, использует при этом Интернет-ресурсы, проводит различные мероприятия, привлекая спонсоров для финансирования проектов и социокультурных программ.
В настоящее время в г. Москва рассматривается возможность расширения возрастных рамок по включению заинтересованных лиц в проводимые мероприятия. Подобное расширение позволит вовлекать людей с инвалидностью до 35 лет в процесс реабилитации и социокультурной жизни города.
Камал Ю. И. так же рассказала о серьезной роли родителей при решении разнообразных вопросов, касающихся воспитания, обучения и социализации детей и молодежи с ОВЗ. Родители оказывают большое влияние на формирование мотивации к деятельности и обучению. Она объявила о проведении Первого съезда московских семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства, который состоится 5 октября 2015 г. В этом мероприятии примут участие представители ВОИ, ВОГ, ВОС, московских и областных организаций инвалидов, представители различных Департаментов г. Москвы.
Член экспертного совета родителей г. Москвы рассказала о работе сайта www.roditel.educom.ru, который позволяет решать вопросы инклюзивного образования, дает возможность получения разнообразной информации по доступности образования детей-инвалидов. В этом году на сайте планируется запустить он-лайн консультации для родителей (индивидуальные, групповые). Подобные консультации рассчитаны как для родителей дошкольников, так и для родителей учеников старших классов. Это даст возможность заранее сориентироваться по дальнейшему образованию ребенка с инвалидностью.
Айсмонтас Б. Б. рассказал присутствующим о роли родителей в образовательном процессе ВУЗа, а так же насколько важны для маломобильных студентов очные посещения занятий и участие в социокультурных мероприятиях университета. Эти мероприятия представляют собой не просто лекции, а совмещают образовательный процесс с личностным ростом, расширением кругозора и культурного пространства. Так, например, лекции по истории могут читаться в Историческом музее, а современная концепция естествознания может изучаться в новом Московском планетарии. При планировании личного времени студенты (в процессе обучения) могут использовать ежедневники для рационального распределения образовательной нагрузки и свободного времени.
В настоящее время, по мнению декана ФДО МГППУ, необходимо найти финансирование для возобновления выездов студентов с ОВЗ в Седьмую Лесную санаторную школу. Это мероприятие было направлено на развитие коммуникативных навыков, поддержание психоэмоциональной стабильности студентов с инвалидностью.
Айсмонтас Б. Б. обратил внимание участников родительского лектория на проблемы при получении детьми-инвалидами общего образования, когда средние образовательные учреждения преподают материал школьной программы в облегченном варианте. А это в свою очередь негативно сказывается на познавательной сфере абитуриентов, усложняет процесс профессионального развития. Недостаточное знание родного языка осложняет процесс конспектирования, написание контрольных и курсовых работ. В качестве рекомендации декан ФДО МГППУ предложил родителям оказывать всестороннюю поддержку своим детям, в то же время не лишая их самостоятельности. Помощь при обучении студентов с ОВЗ необходима для поддержания высокого уровня требований ВУЗа. Студенты должны обучиться написанию опорных конспектов, схематичному отражению содержания лекций. В процессе обучения, по словам Айсмонтаса Б. Б., студентам необходимо участвовать в многообразных научных Конференциях, печататься в монографиях МГППУ, пробовать себя в исследовательской деятельности, которая в зарубежных ВУЗах является ключевой. Это позволит сформировать личное портфолио к окончанию учебы и будет способствовать при трудоустройстве.
Еще одним вопросом, поднятым для обсуждения, стал вопрос трудоустройства выпускников ВУЗа, имеющим психологическое образование. В силу ограничений в здоровье, маломобильности не все молодые специалисты могут устроиться на открытом рынке труда. Для этого необходимо проводить серьезную просветительскую и разъяснительную работу среди работодателей, указывая на возможности соискателей должностей, подчеркивая определенные достоинства таких сотрудников (усидчивость, добросовестность и т.д.). Так же необходимо пытаться трудоустраивать выпускников МГППУ в такие организации как ВОИ, ВОГ, ВОС и их структурные подразделения города и области. Совместная работа всех заинтересованных лиц приведет к положительным результатам.
Помимо этого Айсмонтас Б. Б. рассказал о разнообразных социокультурных мероприятиях университета, проводимых для студентов с ограничениями в здоровье и о трансляции в он-лайн режиме этих мероприятий на сайте ФДО. Так же он довел информацию о предстоящем занятии по арт-терапии, которое состоится 4 октября в 10.30. Арт-терапия будет проводиться в двух отдельных аудиториях – для родителей студентов с ОВЗ, и для самих студентов как будущих профессионалов.
Еще одно выступление на родительском лектории содержало предложение выпускницы ВУЗа по проведению мероприятий для родителей студентов с инвалидностью. Этот проект предполагает серьезную работу по их защите от эмоционального выгорания. Работа будет проводиться очно в закрытых группах по 8-12 человек. Предстоящий проект рассчитан на полтора-два года занятий. Это время необходимо для того, чтобы разобраться с глубинными проблемами отдельного родителя.
В заключение родительского лектория слово взял Айсмонтас Б. Б. Он сообщил всем присутствующим и заинтересованным лицам, что в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями» с 23 по 25 сентября на базе МГППУ запланировано проведение Всероссийского научно-практического семинара: «Развитие региональных ресурсных центров инклюзивного профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы». Мероприятие проводится с целью обмена опытом и объединения московских, областных и всероссийских организаций, а так же для обсуждения проблем образования, трудоустройства и реабилитации лиц с инвалидностью.
Так же декан ФДО, Айсмонтас Б. Б., сообщил, что с 1 января 2016г. планируется переход МГППУ на федеральный уровень подчинения. Это подразумевает изменение в названии ВУЗа с Московского «городского» на Московский «государственный» психолого-педагогический университет. Если раньше бюджетная группа состояла из 5 человек, то теперь их будет 25. При этом возможно сокращение учебных часов, отведенных на семинары. «Однако подобное изменение не влечет изменения положения МГППУ. Он остается ведущим ВУЗом России, разрабатывающим программы обучения студентов с ОВЗ, в том числе и дистанционные», - сказал Айсмонтас Б. Б.
Овчаренко В., студента ФДО МГППУ