Отчет за третий день Всероссийского семинара

Отчет за третий день Всероссийского семинара

 

Третий день Всероссийского научно-практического семинара (25 сентября) был отведен на обмен опытом профессорско-преподавательского состава участников мероприятия. Здесь определялись дальнейшие пути развития единого и региональных ресурсных центров, необходимость сотрудничества ВУЗов, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В процессе семинара обсуждались стратегические вопросы развития профессионального образования студентов с инвалидностью.

По мнению Айсмонтаса Б. Б., декана ФДО МГППУ, необходимо серьезно подходить к вопросам такого образования. Здесь не обойтись без адаптации учебного процесса, создания электронных учебников в случае необходимости дистанционных технологий, переобучения и подготовки преподавательского состава. Так например, в МГППУ серьезно подошли к вопросам повышения квалификации преподавателей, для которых были разработаны 4 направления подготовки к предстоящей работе со студентами с ОВЗ. Это обучение работе в он-лайн режиме, проведении лекций, семинаров, вебинаров. Подобный опыт необходим для распространения в других ВУЗах, которые работают в системе инклюзивного образования.

Айсмонтас Б. Б. доложил о создании рабочей группы при Министерстве образования и науки, в которую вошли представители пяти ВУЗов РФ, имеющих серьезный опыт и наработки в области обучения студентов с инвалидностью. В эту группу вошли Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный гуманитарный экономический институт, который специализируется  на обучении инвалидов-колясочников, Челябинский государственный университет, Педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург).

 Совещания участников этой рабочей группы проходят один раз в месяц. Здесь обсуждаются вопросы и проблемы обучения людей с ОВЗ. Подобная необходимость связана с тем, что высшее профессиональное образование инвалидов находится под жестким контролем государства, и согласно Закону об образования 10% бюджетных мест в ВУЗах (по любому направлению) предоставляется абитуриентам с инвалидностью. Однако при таком квотировании мест для абитуриентов с ОВЗ, студентами становятся лишь 1-2%. Почему так происходит? Скорее всего, это связано с низким уровнем общего школьного образования, недостаточной информированностью молодых людей с инвалидностью о возможностях получения высшего профессионального образования.  При серьезном финансировании со стороны государства необходим жесткий контроль за бюджетными средствами, выделяемыми  на обучение людей с инвалидностью, как в школах, так и в ВУЗах.

В настоящее время в Администрации Президента и Правительстве проходит серьезный мониторинг ситуации с образованием инвалидов на местах и в регионах. Здесь необходима совместная работа образовательных учреждений всех уровней для того, чтобы добиться непрерывного инклюзивного образования (детсад-школа-ВУЗ). Контроль за уровнем знаний в школах будет способствовать дальнейшему обучению и получению высшего образования людьми с инвалидностью. Сбор и распространение информации о возможностях обучения людей с ОВЗ необходимо проводить через Министерство образования и науки. Подобная информация будет обсуждаться, расширяться и дополняться на совещаниях рабочей группы по инклюзии.

На семинаре было высказано мнение, что в настоящее время, как на местах, так и в Министерстве преобладает административно-командный стиль: «ночью пишутся приказы, утром проверяется их исполнение». Таким образом, невозможно добиться поставленной цели – прихода людей с ОВЗ в систему высшего инклюзивного образования. «Доступная среда является ключевым понятием в сфере высшего образования». Для этого необходимо на всех уровнях разрабатывать предложения и методические рекомендации по очному и дистанционному образованию, обеспечению безбарьерной среды, а так же дальнейшему трудоустройству выпускников ВУЗов с ОВЗ. Немаловажную роль здесь играет повышение квалификации преподавателей, обучающих студентов с инвалидностью.

На семинаре так же проходили жаркие дискуссии по вопросам зон ближайшего и актуального развития инклюзивного образования. Участники говорили о необходимости рассмотрения таких вопросов как предлагаемые абитуриентам с ОВЗ специальности и специальности, востребованные на рынке труда. Подобные вопросы должны соединяться воедино для повышения конкурентоспособности специалистов с инвалидностью.

Участниками семинара так же обсуждались вопросы о ресурсных центрах как региональных, так и едином. Со стороны представителя Челябинского государственного университета было предложено внести в Положение об этих центрах описание механизма взаимодействия отдельных центров и субъектов, которые смогут пользоваться материалами ресурсного центра (РЦ). Здесь необходима поддержка со стороны государственных служб, как федеральных, так и региональных. Необходимо разработать механизмы оказания помощи в финансировании при создании РЦ и возможности поучения ими новых нормативно-правовых и законодательных актов. При этом необходимо опираться на те ВУЗы в регионах, которые имеют опыт обучения студентов с ОВЗ, создавать в них РЦ, материалы которых будут объединяться в Единый государственный ресурсный  центр (ЕРЦ). В этом случае Минобрнауки сможет контролировать работу центров, ВУЗов, осуществлять разработку критериев по оценке качества образования и определения объемов помощи, необходимой на местах (как финансовой, так и технической). Это даст возможность мониторинга доступности среды, вовлечения отдельных нозологий в специальности, а так же распространения качественных методов преподавания. ЕРЦ позволит обмениваться опытом и осуществлять серьезное взаимодействие различных ВУЗов и Министерства образования и науки.

Позже участники семинара перешли к обсуждению необходимости тьютора в ВУЗах, где обучаются студенты с инвалидностью, и его квалификационной характеристики. Это новая форма сопровождения студентов с ОВЗ при получении высшего профессионального образования. Здесь тьютор может осуществлять оценку физических и образовательных возможностей студента, помогать в случае ухудшения его состояния, оказывая возможность сохранения работоспособности и восприятия учебного материала. Айсмонтасом Б. Б. был предложен вариант использования тьюторов на он-лайн семинарах, где он становится посредником между преподавателями, имеющими большой опыт в сфере образования, но не владеющими IT-технологиями и студентами с ОВЗ. В этом случае тьютор будет оказывать помощь преподавателю  в процессе обучения, отвечая на вопросы в чатах и давая необходимые пояснения. При этом функции тьютора могут взять на себя методисты факультета ДО. Здесь обсуждались и вносились изменения и дополнения в функциональные обязанности тьютора. По предложению участников было внесено следующее: «оказание помощи в формировании (определении) образовательного маршрута и его сопровождение». Так же обсуждалась профессиональная подготовка тьютора. По общему мнению он должен иметь базовое педагогическое образование с дальнейшим повышением квалификации. Этот специалист должен знать не только основы педагогики, но и неплохо разбираться в возможностях студентов с ОВЗ, быть знакомым с формами и методами обучения в сфере инклюзивного образования. Тьютор является куратором на протяжении всего курса обучения студента с инвалидностью, хорошо знаком с проблемами, с которыми тот сталкивается в процессе обучения, и помогает их своевременно преодолевать

На семинаре так же обсуждался вопрос о проблемах, возникающих при совместном обучении бюджетных групп, в состав которых входят студенты с ОВЗ и внебюджетной, где количество часов лекций и семинаров ограниченно. Студенты этих категорий имеют разные возможности конспектирования и восприятия информации. Это приводит к конфликтным ситуациям. Преподавателям сложно сохранять ритм работы, который не всегда соответствует возможностям одной из групп.

Так же разговор шел о том, что студенты с ОВЗ часто нуждаются в индивидуальных консультациях психолога, которого необходимо иметь в штатном расписании деканата или факультета ВУЗа.

Представитель ВОС привел историческую справку о количестве студентов с ОВЗ, получивших высшее профессиональное образование в СССР и в современной России и рассказал об опыте психолого-педагогического сопровождения и помощи, необходимой при трудоустройстве выпускникам ВУЗов. Он обратил внимание участников мероприятия на то, что при изучении потребностей в инклюзивном образовании необходимо задействовать ВОИ, ВОС, ВОГ и другие общественные организации, занимающиеся подобными вопросами. К ним можно отнести РООИ «Перспектива» (директор Денис Роза), которая занимается продвижением инклюзивного образования в РФ на протяжении 10 лет. Необходимо приглашать общественные организации в ВУЗы на Круглые столы, где обсуждаются вопросы образования студентов с ОВЗ.

В процессе дискуссии участники семинара пришли к единому мнению, что рекомендации общественных организаций любого уровня должны учитываться, однако разработка нормативно-правовой документации и методических рекомендаций должна осуществляться профессионалами. Декан ФДО МГППУ сказал о необходимости учитывать количество студентов с инвалидностью для решения вопроса организации дистанционного обучения (1-2 человека или 100), создания электронных учебников, проведения прямых трансляций. Если количество велико, то все это необходимо создавать или пользоваться возможностями других ВУЗов, где подобные наработки уже существуют. Для этого необходима  организация сетевого взаимодействия и обмен опытом ВУЗов, работающих в сфере инклюзивного образования.

В заключение Всероссийского научно-практического семинара декан ФДО МГППУ поблагодарил всех участников мероприятия и высказал мнение о его продуктивности и необходимости дальнейшего взаимодействия. Это отразится на положительных результатах при обучении студентов с ОВЗ, а объединение материалов всех ресурсных центров будет способствовать дальнейшему развитию инклюзивного образования и повышению его качества.