4 октября прошел четвертый семинар проф. О.С. Анисимова по культуре мышления
4 октября прошел четвертый семинар проф. О.С. Анисимова по культуре мышления
4 октября в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялся четвертый семинар Анисимова О. С. по культуре мышления. Семинар начался с проверки домашнего задания и разговора о том, что прежде чем начинать любую деятельность (обучение, занятие спортом), необходимо настроится на нее внутренне. Это способствует мобилизации всех внутренних энергетических резервов, а так же задействованию таких психических процессов как память, мышление, восприятие. Такая мобилизация влияет на повышение работоспособности личности и приводит к ее внутренним изменениям. Совершая осознанные действия, человек всегда может оценить результат деятельности, соотнося его с эталоном и целями, к которым он стремился. Анисимов О. С. говорит, что для решения определенных задач необходимо знать теорию и уметь применять ее на практике. Невозможно выполнение стратегических задач без выработки категорийных понятий: «Что мы подразумеваем под словом развитие?» и «Какие критерии этого развития?» Только в этом случае можно ставить перед собой реальные цели.
В образовательном процессе особенно важна роль учителя, преподавателя. Однако присутствие учителя можно компенсировать выполнением домашних заданий, при этом осуществляется закрепление материала, прибавляются новые знания. Домашнее задание с использованием схематичных изображений позволяет неоднократно воспроизводить рисунки, прорабатывать и дополнять его. При этом сложный материал раскладывается на более ясные, мелкие понятия. Такая работа строится по принципу дополнительности (Анисимов О. С.). По его мнению, любой учебный материал или литературный текст можно изобразить схематически, добавив к нему минимальные пояснения. Любое схематичное изображение отражает глубину или поверхностность восприятия Это позволяет тренировать мышление и память, что немаловажно в образовательном процессе. Так же Анисимов О. С. предложил слушателям семинара вести рефлексивный дневник, который будет способствовать пониманию и закреплению преподносимого материала. Только в этом случае участие в подобном семинаре даст положительный результат.
В ходе первых четырех семинаров Анисимова О. С. участники усвоили, что предлагаемые докладчиком схемы строятся по иерархическому принципу – от более простых к более сложным изображениям. Таким же образом можно описать любую модель жизнедеятельности. Здесь все строится по тому же принципу - бессознательное переходит на сознательный уровень, докультурный к культурному. Без прохождения всех стадий развития невозможно развитие личности, а без преодоления трудностей невозможен переход на следующий, более сложный, уровень жизнедеятельности. Все схемы Анисимова О. С. показывают непрерывный интеллектуальный путь развития психики и мышления.
Лектор приводит доказательства того, что преодоление трудностей или конфликтной ситуации способствует внутренним изменениям и развитию личности. Любые социальные нормы, принятые в обществе, являются результатом прохождения определенных стадий развития и преодоления конфликтов. Подобный способ жизнедеятельности является не единственным, способствующим развитию индивида и общества в целом. Путь, когда человек уходит от конфликта, является менее целесообразным и более простым уровнем развития. Для разрешения конфликта, по мнению Анисимова О. С., человек совершает переход на другой уровень деятельности, который является следующей ступенью. Решение конфликта через согласование является более высоким уровнем жизнедеятельности. «Согласованное Бытие» предполагает подчинение своего поведения под выработанные социальные нормы.
На предыдущем семинаре Анисимова О. С. была рассмотрена социально-динамическая модель жизнедеятельности. Она включает в себя три уровня – противостояние – выдвижение версий - согласование с дополнениями. Процесс согласования строится на коммуникации и возможен при наличии двух сторон с использованием языковых средств этой коммуникации. Процесс согласования начинается с выдвижения предложений одной из сторон, вторая сторона либо соглашается с этим, либо выдвигает свою версию. При этом сохраняется возможность отстаивания своих позиций. Переход от одной предложенной версии к другой, но с некоторыми дополнениями и изменениями и является этапом согласования. Здесь необходимо понять, какие нужны дополнения для совместных дальнейших действий, выбрать наиболее приемлемые из них в данной ситуации. Количество версий должно быть ограничено, это позволяет прийти к согласованию. По мнению Анисимова О. С. переход от конфликтной ситуации в согласовательное пространство означает переход индивидуумов на другой уровень сознания, связанный с потребностью в согласовании. Здесь не обойтись без практических навыков согласования, которые формируют мотивы подобных действий. Именно в этот момент возникает рефлексивное познание.
При согласовании действий могут обсуждаться различные версии, если ни одна из них не принимается сторонами, возникает ситуация затруднения согласования (взаимонеприемлемость версий – Анисимов О. С.). В этом случае каждой стороне необходимо проанализировать собственные действия и предложения, вследствие чего возможна рефлексия и микрокачественный переход (идентификация). Это происходит через постановку себя на место собеседника, сравнение разнообразных позиций и возможность уступок. В случае невозможности согласования или неадекватности восприятия собеседника, возникает конфликтная ситуация, из которой необходимо выйти. Основным условием возможности согласования при взаимонеприемлемости версий является рассмотрение возможности сохранения уровня притязаний сторонами или их снижение до определенного уровня. Процесс согласования дает возможность более глубокого понимания собеседника и возможности отбора (подбора) команды. Критерием здесь может являться ответ на вопрос: «Понял?», «Принял?» и «Адекватно ли восприятие?», а так же соотношение между понятиями («понял-принял», или только «понял, но не принял», или «принял, но не понял»). Подобные критерии дают возможность определения уровня социализации индивида и дальнейшего сотрудничества с ним.
Существующие западные теории часто говорят об ограничениях и подавлении человека обществом. Однако без некоторых ограничений жизнедеятельность становится невозможной. Если нет ограничений извне, по мнению лектора, человек применяет самокоррекцию действий и поведения. Это позволяет существовать согласованно с нормами общества и означает переход на следующий уровень развития индивида и его сознания. Необходимость адаптации в среде может быть связана с различными жизненными обстоятельствами (инвалидность, болезнь). Это требует снижение уровня притязаний личности, либо перестройки, адаптации и саморазвития. Поиск путей самовыражения зависит от индивида (можно «плыть по течению», а можно действовать). Способность адаптироваться имеется у каждого, но не каждый способен к адаптации. Это внутренние резервы человека, которыми он может воспользоваться в случае стремления к чему-либо. По словам Анисимова О. С., человек – это часть Вселенной, но не Вселенная, и для полноценной самореализации, индивид должен в нее встраиваться.
Индивид, готовый соблюдать нормы социума, однако находящийся на невысокой ступени интеллектуального развития, еще не готов к переходу на уровень «согласованности Бытия». Он не всегда понимает, зачем необходим процесс согласования, его цель и видит лишь конечный результат. Это говорит об отсутствии опыта согласования, в процессе которого он является дилетантом. Попадая на этап согласования, такой индивид в полной мере должен осознавать свои притязания или начать действовать интуитивно (отсутствие опыта). По словам Анисимова О. С., это момент рефлексии - понимания-принятия-соответствия. Однако лектор обратил внимание на то, что возможно случайное соответствие притязаниям. В таком случае со стороны индивида нет необходимости затрачивать лишние усилия для достижения результата и согласования. Однако в процессе согласования и при поиске соответствия версий двумя сторонами возможно совершение ошибочных действий, которые в дальнейшем трансформируются и из пробных переходят в поправочные. Подобным образом человек достигает результата соответствия. Однако метод пробных действий возможен лишь при наличии второй стороны, с которой должно происходить согласование. При этом необходимо учитывать, что одна сторона в данном случае выступает как «учитель», а другая является «учеником». Частичное совпадение притязаний «учитель» стремиться привести в состояние «нормы», найдя баланс между притязаниями двух сторон. «Ученик» и «учитель» имеют собственные критериальные базы, отличные друг от друга. Сторона «учитель» в этом случае осуществляет два типа задач – учебную и практическую ориентацию второй стороны согласования. Эти задачи направлены на развитие способностей индивида и его совершенствование. Роль «учителя» заключается в формировании адекватно-социализируемого индивида, а учебный процесс в таком случае превращается не в «дрессировку» «учеников», а рассчитан на адекватное восприятие предложений и саморазвитие индивидов.
В заключение семинара Анисимов О. С. предложил в качестве домашнего задания изобразить схемы жизнедеятельности №№ 1, 2, 3, которые являются основными для понимания процесса жизнедеятельности. Схемы необходимо изобразить в покадровом варианте, где будут видны переходы от одного действия к другому. Таким образом, схематичное изображение жизнедеятельности отразит основные акценты: жизнедеятельность и потребность, жизнедеятельность и согласование, жизнедеятельность и самокоррекция.
Овчаренко В., студентка ФДО МГППУ