Аннотация отчета по исполнению II этапа Государственного контракта № 05.043.11.0044

Аннотация отчета

по исполнению II этапа Государственного контракта  №  05.043.11.0044

от 14 ноября 2014г.

 

В 2014-2015 Московский городской психолого-педагогический университет выполнял госконтракт с Министерством образования и науки РФ  по проекту  «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями». Основную работу по госконтракту осуществлял факультет дистанционного обучения МГППУ и сотрудники кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО.

 

Встроенное изображение 1 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской психолого-педагогический университет»

________________/ В.В. Рубцов /

 

АННОТАЦИЯ ОТЧЕТА

по исполнению II этапа Государственного контракта  №  05.043.11.0044 от 14 ноября 2014г.

 

Исполнитель: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»

Программа (задача, мероприятие): Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, в рамках реализации задачи 2 «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда»

мероприятия 4 «Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов»

подмероприятия 4.3 «Создание и развитие образовательных кластеров на базе учреждений высшего профессионального образования»

 

Проект: «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»

Руководитель проекта: Рубцов Виталий Владимирович

 

ПРИНЯТО:

Комиссия по приемке результатов          Государственного заказчика

Председатель комиссии № 2 по приемке результатов в рамках реализации задачи 2 «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда»

__________________/_______________/

 

Москва, 2015

Аннотация отчета

по исполнению II этапа Государственного контракта  №  05.043.11.0044

от 14 ноября 2014г.

Проект «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями» реализовывался в соответствии с актуальностью проблемы, на которую направлено решение.

Исполнитель: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет». Руководитель проекта: Рубцов В.В.

Реализация государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества.  Разработка и создание  регионального учебно-методического центра, обеспечивающего получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями (РУМЦИО) как информационно-технологической базы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется во исполнение части 2 поручения Президента Российской Федерации от 2 июля 2013.

            Цели и задачи реализации проекта.

            Цель реализации проекта:

Развитие возможностей образовательных кластеров, созданных на базе вузов, по обучению и социокультурной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействию в трудоустройстве выпускников-инвалидов

            Задачи проекта в 2015 году:

  1. Профессиональное обсуждение разработанной модели Учебно-методического центра,  обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, в ходе практических семинаров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов.
  2. Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов.
  3. Совершенствование компетенций педагогических работников вузов, участвующих в реализации образовательных программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
  4. Апробация модели Учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями.

Данный проект был рассчитан на два года.

            В 2014 году были разработаны модель  Учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, и рекомендации по её внедрению.

            В 2015 году была апробирована модель  Учебно-методического центра и разработаны методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями.

            Область практического применения.

Результаты проекта будут использованы при реализации государственной политики в сфере высшего образования. Также результаты будут востребованы российскими вузами для предоставления образовательных услуг всем группам граждан России, нуждающихся в индивидуализации подходов и технологий обучения.

Для достижения поставленных целей и задач в рамках второго этапа Государственного контракта №  05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г. осуществлено:

II.1. Организация и проведение презентаций и обсуждений разработанной модели в ходе практических семинаров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов.

II.2. Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

II.3. Разработка и апробация образовательной программы повышения квалификации педагогических работников вузов по инклюзивному обучению.

II.4. Апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

II.5. Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями.

II.1. Организация и проведение презентаций и обсуждений разработанной модели в ходе практических семинаров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов.

Организованы и проведены презентации и обсуждение разработанной модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ в форме 5-ти практических семинаров:

  1. Всероссийская научно-практическая конференция (семинар) «Дистанционное обучение в инклюзивном образовании» (26-28 февраля 2015 г.). Приняло участие 112 человек из 34 субъектов РФ.
  2. Всероссийский семинар «Развитие инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы» (15–18 апреля 2015 г.). Приняло участие 112 человек из 35 субъектов РФ.
  3. Всероссийская научно-практическая конференция (научно-практический семинар) «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (14- 16 мая 2015 г.). Приняло участие 139 человек из 24 субъектов РФ.
  4. Всероссийский научно-практический семинар «Непрерывность инклюзивного образования лиц с инвалидностью и ОВЗ: школа-колледж-вуз» 24-26 июня 2015 года проводился в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт, перспективы». Приняло участие 494 человека из 54 субъектов РФ.
  5. Всероссийский научно-практический семинар «Развитие региональных ресурсных центров инклюзивного профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы» (23-25 сентября 2015 г.). Приняло участие 163 человека из 38 субъектов РФ.

Все семинары и конференции проводились как в очном, так и в дистанционном формате. Трансляция осуществлялась в полном объеме в режиме онлайн. Видеозаписи представлены на канале YouTube: www.youtube.com/user/fdomgppuru.

В работе семинаров принимали участие специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере высшего образования, представители профессиональных образовательных организаций и Всероссийских обществ инвалидов. В том числе: Апыхтина И.Е. - заместитель директора Департамента государственной политики в области высшего образования Министерства высшего образования и науки РФ; Харитонов Д.В. – ведущий специалист Департамента государственной политики в области высшего образования Министерства высшего образования и науки РФ; Рысев О.В. – заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Осокин М.Г. – председатель Совета Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» по повышению квалификации кадров, председатель Владимирской областной организации Всероссийского общества инвалидов., Зарубина И.Н. – главный редактор звукового общественно-политического и литературно-художественного журнала «Диалог» Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Баусов Ю.Н. – помощник ректора МГППУ, член Совета Министерства образования и науки РФ по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, председатель межрегиональной общественной организации «Ассоциация молодежных инвалидных организаций – АМИО», Денис Роза, директор региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» и др.

Для проведения научно-практических семинаров разрабатывались следующие материалы: программа семинара,  информационное письмо-приглашение на участие в семинаре и список рассылки, который согласовывался с Министерством образования и науки Российской Федерации.

На каждом из 5-ти семинаров была представлена оригинальная презентация разработанной модели УМЦ, не повторяющая презентации, представленные на других семинарах.

По итогам презентаций и обсуждений модель УМЦ дорабатывалась в соответствии с предложениями и выводами, сделанными по результатам проведенных семинаров.

II.2. Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для организации и сопровождения обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья создан портал учебно-методического центра www.umcvpo.ru .

Министерством образования и науки Российской Федерации разработанный портал был рекомендован ректорам образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, как источник информации для повышения качества получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.11.2015 №АК-3226/05 «О направлении информации»).

Цель создания портала: обеспечение информационно-технологической базы и поддержка дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • организация и сопровождение обучения на основе таких образовательных технологий, как электронное и дистанционное обучение;
  • создание учебного центра, включающего площадки и возможности  проведения вебинаров, видеолекций и др.;
  • создание новостного блока, архива документации по теме проекта, доступа к электронной библиотеке;
  • учет требований по использованию портала инвалидами и лицами с ОВЗ.

Целевая аудитория:

  • инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, студенты вузов;
  • сотрудники и преподаватели образовательных организаций высшего образования;
  • представители общественных и некоммерческих организаций, всероссийских обществ инвалидов.

Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществлялась с учетом возможности организации и сопровождения обучения на основе образовательных технологий: электронное обучение и дистанционное обучение.

Созданный портал является важным инструментом для организации и сопровождения процесса обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, которые участвуют в проекте по разработке и апробации  модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ с различными нозологиями. Эти студенты являются представителями разных вузов и субъектов Российской Федерации.

Портал ориентирован на различные группы пользователей с учетом требований по его использованию инвалидами и лицами с ОВЗ.

Для организации учебного процесса в дистанционном формате разработана внутренняя часть портала (раздел «Обучение», http://edu.umcvpo.ru), доступная авторизованным пользователям, на которой размещены учебные и методические материалы по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе адаптированные образовательные программы.

Формы организации учебного процесса:  лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия, курсовые работы, зачеты, экзамены.  В рамках данного раздела предусмотрены различные формы контроля знаний студентов: текущий, промежуточный, рубежный, итоговый контроль. Имеются возможности для самостоятельной работы студентов. Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе. Организована работа по созданию единой общероссийской коллекции методических материалов по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ в рамках электронной библиотеки МГППУ.

Разработанный портал содержит общедоступную часть, позволяющую получить информацию о целях, задачах проекта, а также доступ к новостям, нормативно-правовым

документам, научно-образовательным ресурсам, электронным каталогам, материалам  конференций и семинаров, видеозаписям мероприятий, архиву видеолекций и вебинаров, материалам курсов повышения квалификации, информации  о проектах и мероприятиях, направленных на социализацию лиц с инвалидностью. Посетители портала имеют возможность просмотра мероприятий в режиме онлайн.

II.3. Разработка и апробация образовательной программы повышения квалификации педагогических работников вузов по инклюзивному обучению.

Разработана образовательная программа повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (объем программы - 72 академических часа, форма обучения заочная).

Программа повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию содержит:

  • информацию об «особых» образовательных потребностях и способах включения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду;
  • особенности построения индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • принципы организации учебного процесса на основе дистанционной технологии обучения;
  • технологии обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • механизмы профессионального взаимодействия педагогов в процессе обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе дистанционной технологии;
  • методы и приемы формирования индивидуальных заданий для самостоятельной работы и контроля освоения профессиональных компетенций по программам высшего образования с учетом особенностей обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанная программа включает следующие положения:

  1. область применения программы повышения квалификации:

1.1.  требования к категориям слушателей;

1.2.  сфера применения слушателями приобретенных в результате обучения по программе повышения квалификации профессиональных компетенций;

  1. характеристика подготовки по программе:

2.1.  нормативный срок обучения;

2.2.  режим обучения по программе;

2.3.  формы обучения по программе;

  1. требования к результатам освоения программы:

3.1.  требования к профессиональным компетенциям, умениям и знаниям участников программы повышения квалификации;

  1. требования к структуре программы:

4.1.  учебный план программы с учетом профильности модулей (теоретические и практические модули);

  1. требования к минимуму содержания программы:

5.1.  учебно-тематический план;

5.2.  учебные программы по модулям;

  1. требования к результатам освоения программы.

К разработанной образовательной программе подготовлен учебно-методический комплекс, содержащий учебные материалы для слушателей, фонды оценочных средств для самоконтроля знаний, текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

Разработанная программа прошла апробацию в формате заочного обучения группы педагогических работников вузов. По окончании апробации программы повышения квалификации, обучающиеся прошли итоговую аттестацию. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию (159 человек) были выданы документы о проведенном обучении (повышении квалификации).

II.4. Апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках выполнения Федеральной целевой программы развития образования по проекту "Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями" в 2014 году в Московском городском психолого-педагогическом университете была разработана модель учебно-методического центра, обеспечивающего высшее образование студентам различных нозологических групп.

Основная цель апробации модели УМЦ - проверка обоснованности разработанной модели, полнота описанных бизнес-процессов, форм, методов, механизмов, инструментов ее внедрения.

Организация и проведение апробации включала в себя следующие работы:

  • разработка и согласование с Заказчиком плана и порядка организационных мероприятий в рамках апробации;
  • разработка инструктивно-методических материалов для проведения апробации;
  • формирование группы экспертов (не менее 15 человек) по оценке результатов апробации из числа представителей образовательных организаций высшего образования, представителей органов управления образованием и представителей Всероссийского общества инвалидов.

В целях апробации разработан план апробации модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ. Также был разработан порядок организационных мероприятий.

Участниками апробации стали:

  1. Студенты из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа кандидатур, предложенных Всероссийским обществом инвалидов, а также его региональными отделениями, расположенными в отобранных 17 субъектах Российской Федерации в рамках апробации разработанной модели учебно-методического центра.
  2. Преподаватели ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» и других вузов, участвующих в апробации.
  3. Сотрудники учебно-методического центра, обеспечивающего высшее образование студентам с инвалидностью и ОВЗ, созданного на базе МГППУ.
  4. Эксперты (17 человек) по оценке результатов апробации из числа представителей образовательных организаций высшего образования, представителей органов управления образованием и представителей Всероссийского общества инвалидов.
  5. Родители, общественные организации родителей, общественные организации инвалидов, потенциальные работодатели.

В основу разработанной модели УМЦ заложена идея сетевой формы реализации образовательных программ.

Апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, проводилась в 2015 году с февраля по июль в виде обучения (с применением дистанционных образовательных технологий) инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в отобранных 17 субъектах Российской Федерации. Обучение проводилось по отдельным модулям (элементам) образовательных программ высшего образования с использованием разработанного портала.

На подготовительном этапе по апробации модели УМЦ был осуществлен отбор субъектов РФ для участия в апробации модели учебно-методического центра (п. I.1.1), обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Для отбора субъектов была разработана методика и показатели отбора субъектов Российской Федерации для апробации модели учебно-методического центра (по условиям ТЗ: с определением не менее 3 направлений оценки и не менее 6 показателей).

Для организации апробации модели УМЦ на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет» был сформирован учебно-методический центр.

В ходе проведения апробации модели оценивались: обоснованность разработанной модели, полнота описанных бизнес-процессов, форм, методов, механизмов, инструментов ее внедрения.

Со 2 февраля по 15 июля в целях апробации модели обучалось 106 студентов с инвалидностью и ОВЗ: 39 студентов вузов-партнёров и 67 студентов факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университет по направлению «Психология».

С марта 2015 года была начата работа по созданию единой коллекции материалов по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стартовала в мае-июне 2015 года.

По состоянию на 1 ноября 2015 года 50 организаций откликнулись на письма о сотрудничестве по созданию единой коллекции материалов по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках существующей университетской электронной библиотеки, 10 организаций заключили Соглашение о сотрудничестве с МГППУ.

По окончании апробации разработанной модели УМЦ осуществлен анализ и обобщение замечаний, предложений. Разработаны рекомендации по доработке модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

II.5. Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями.

Модель учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, представленная в «Методических рекомендациях для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями» разрабатывалась на основе модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, разработанной для апробации такой модели в рамках Государственного контракта №  05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г. (II этап).

В ходе обсуждений на семинарах был проведен анализ и обобщение замечаний, предложений и рекомендаций по доработке модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Проведена оценка обоснованности разработанной модели, полноты описанных бизнес-процессов, форм, методов, механизмов, инструментов ее внедрения.

Был проведен анализ и обобщение замечаний, предложений и рекомендаций по доработке модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Учтены замечания и предложения экспертов по апробации модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

На основании предложенных рекомендаций по доработке модели УМЦ, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ, была разработана модель региональных учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями.

Были подготовлены «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями», содержащие:

Введение.

Раздел I. Описание типовых действий по созданию и развитию региональных учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями:

       I.1. Типовые действия по созданию и развитию региональных учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями.

Раздел II. Характеристика нормативного, организационно-технического и методического обеспечения деятельности центра:

       II.1. Предложения к проектам нормативных актов федерального, регионального уровня и уровня образовательных организаций, необходимых для функционирования центра;

       II.2. Положение о региональном учебно-методическом центре, обеспечивающем получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями (РУМЦИО) (проект);

      II.3.  Положения о структурных подразделениях РУМЦИО (проект);

      II.4. Регламенты по каждой функции центра           ;    

      II.5. Требования к материально-техническому обеспечению центра;

      II.6.  Квалификационные требования к персоналу центра;

      II.7. Иные документы, перечень которых сформирован в процессе разработки модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидам и лиц с ОВЗ с различными нозологиями.

В рамках выполнения видов работ по II.5. также разработаны методические рекомендации:

1. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий / под ред. Б.Б. Айсмонтаса : учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. – Москва : МГППУ, 2015. – 50 с. (WORD, PDF)

а) Особенности построения индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

б) Принципы организации учебного процесса на основе дистанционной технологии обучения

в) Технологии обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

г) Механизмы профессионального взаимодействия педагогов в процессе обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе дистанционных технологий

д) Методы и приемы формирования индивидуальных заданий для самостоятельной работы и контроля освоения профессиональных компетенций по программам высшего образования с учетом особенностей обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

2. Капитонова Н.К. Методические рекомендации по отбору, подготовке и оформлению материалов для учебно-методических комплексов по психологии : учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. – М. : МГППУ, 2015. – 43 с. (WORD, PDF)

3. Воробьева А.Н., Карпинская К.М. Методические рекомендации по отбору, подготовке, съемке и оформлению материалов для видеокурсов лекций по психологии : учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. – М. : МГППУ, 2015. – 28 с. (WORD, PDF)

Приложения.

Терминологический словарь.

Список использованных источников

  1. Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 N 31402)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 N AK -44/05 "Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса"
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
  4. Айсмонтас Б.Б., Уддин Мд А.  Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ) / Б.Б. Айсмонтас, А. Мд Уддин : Монография.- М., 2014. - 222 с.