Вышел сборник конференции «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)»
Вышел сборник конференции «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)»
Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение):МатериалыVМеждународнойнаучно-практической конференции, Москва, 28–30 октября 2015 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2015. – 296 с.
ISBN: 978-5–94051–107–6
В сборнике представлены тезисы и статьи участников V Международной научно-практической конференции «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)». Конференция состоялась 29–31 октября 2015 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете.
Авторами материалов сборника являются ученые, психологи-практики, педагоги, работающие в высших и средних учебных заведениях, психологических и социальных службах, аспиранты и студенты факультетов психологии. Особое внимание уделено практическим вопросам применения дистанционных технологий в помощи социально незащищенным категориям населения, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь рассмотрены адаптационные возможности, особенности преодолевающего поведения и переживания утраты здоровья людьми с различными нозологиями. В статьях содержится международный опыт психологической помощи, консультирования, непрерывного образования лиц с ОВЗ в системе инклюзивного и дистанционного обучения.
Сборник адресован практикующим психологам, психотерапевтам, социальным работникам, педагогам, осуществляющим дистанционное консультирование и обучение людей с ограниченными возможностями здоровья.
Сборник материалов и тезисов конференции издан при финансовой поддержке РГНФ в рамках грантового соглашения № 15-06–14010./15 «Пятая Международная научно-практическая конференция «Психологическая помощь социально незащищённым лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)».
Информация о конференции
29–31 октября 2015 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась V Международная научно-практическая конференция "Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)".
Конференция была подготовлена Факультетом дистанционного обучения МГППУ и Федерацией Психологов-Консультантов Онлайн при поддержке Департамента образования города Москвы и при участии Московской службы психологической помощи населению.
Основной целью конференции является обсуждение проблем, возможность поделиться новыми теоретическими разработками и практическим опытом в организации психологической помощи социально незащищенным категориям населения. А также анализ и разработка рекомендаций по обучению, адаптации, социализации людей с ОВЗ, в том числе с использованием современных дистанционных технологий (телефонного и интернет-консультирования).
В процессе работы конференции проводились различные мастер-классы, круглые столы, в том числе и международные с участием представителей ООН (Польши, США и России). Современные возможности Интернет-технологий позволили провести телемосты и услышать специалистов из Германии, Великобритании, Австралии, а также Испании. В мероприятии приняли участие практикующие психологи, преподаватели, работающие в системе дистанционного и инклюзивного обучения, студенты и аспиранты ВУЗов, а также представители общественных и некоммерческих организаций. В научно-практической конференции участвовали специалисты из Москвы и регионов России, зарубежные гости, которые обсуждали вопросы по шести направлениям:
- Интернет-консультирование и психотерапия;
- Интернет-телефония;
- Дистанционное обучение;
- Интернет-зависимость;
- Личностные и поведенческие особенности социально незащищенных лиц;
- Киберпсихология и психотерапия с использованием виртуальной реальности.
Мы выражаем искреннюю благодарность всем участникам конференции. Особая благодарность – авторам, предоставившим свои материалы для публикации в этом сборнике.
Надеемся на продолжение нашего сотрудничества!
Оглавление
Содержание сборника
Предисловие............................................................................................................. 8
Глава 1
ИНТЕРНЕТ-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ...................... 9
Белова С.И.
Использование психологического интернет-консультирования
для повышения кросс-культурной адаптации личности........................................ 9
Меновщиков В.Ю.
Интернет-консультирование и интернет-психотерапия сегодня......................... 13
Минайчева Н.В.
Возможности краткосрочной стратегической терапии
как инструмента дистанционного психологического консультирования........... 20
Панфилова Н.А.
Роль оперативной дистанционной работы
в процессе психологического консультирования................................................ 30
Селезнева А.С.
Дистантное консультирование: из первых рук..................................................... 33
Хасанова И.И., Котова С.С.
Возможности интерактивной профессиологической службы
в профессиональном самоопределении социально незащищенных лиц............. 37
Глава 2
ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕФОНИЯ............................................................................... 43
Геронимус И.А.
Применение идей системного подхода и социального конструктивизма
в телефонном консультировании.......................................................................... 43
Захарова В.Ю.
Проект «Взаимопомощь» и новые возможности профессиональной адаптации на рынке труда психологов с инвалидностью 50
Коджаспиров А.Ю.
Специфика психологической помощи родителям
средствами телефонного консультирования........................................................ 56
Николаева Н.В.
Модель экстренной психологической помощи
в работе психологических служб России и Европы............................................. 61
Пастухова Д.А.
Телефон доверия как метод психотерапевтической помощи.............................. 66
Плющева О.А.
Практика супервизии в профилактике СЭВ
у консультантов Горячей линии............................................................................ 71
Глава 3
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ................................................................... 76
Айсмонтас Б.Б.
О создании межвузовской информационно-образовательной сети
учреждений профессионального образования для обучения инвалидов с применением электронных, информационных и коммуникационных образовательных технологий.............................................. 76
Айсмонтас Б.Б., Черепко С.Е.
Сравнительный анализ личностных особенностей родителей,
воспитывающих детей с инвалидностью и условно здоровых........................... 84
Блэйк К.А.
Информационные технологии дистанционного обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья
в Великобритании: проблемы и перспективы...................................................... 89
Воробьева А.Н.
Особенности адаптационной образовательной программы по направлению подготовки 37.03.01 – Психология по профилю «Психологическая помощь населению с использованием дистанционных технологий» уровня бакалавриат 94
Григорова Т.В.
Дисциплина «Технологии и методики самоорганизации»
на факультете дистанционного обучения МГППУ........................................... 110
Гурова Е.В.
К вопросу о формировании информационной культуры студентов................ 113
Дренева В.В.
О развивающей программе «Психология для школьников»
в дистанционном формате................................................................................... 117
Ермолова Е.В.
Массовое вовлечение лиц с ОВЗ в музыкальную культуру
путем обучения через сеть Интернет игре на гармони...................................... 120
Иерусалимцева О.В., Рощина Г.О., Чешуина Е.И.
Дистанционное обучение в сфере повышения квалификации
педагогических кадров в Ярославской области,
работающих с особыми детьми........................................................................... 125
Исмаилова Н.А.
Региональная модель дистанционного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей–инвалидов................................................................................................ 129
Каяшева О.И., Ханова З.Г.
Курс «Психология семьи» в дистанционном обучении
студентов с особенностями в развитии............................................................... 136
Мкртчян В.С., Петрова Е.А., Янчук В.А., Айсмонтас Б.Б., Шмелева С.В.
Повышение эффективности использования интеллектуальных агентов в системе непрерывного образования людей с ОВЗ 138
Пряжникова Е.Ю., Острик А.А.
Когнитивные технологии как средство обучения, развития и формирования зрелости личности студентов с ОВЗ 145
Удодов А.Г.
Организация работы по профориентации и профессиональной адаптации лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением
очных и дистанционных образовательных технологий:
опыт факультета психологии РГСУ................................................................... 145
Цыганкова М.Н.
Формирование субъектности как условие эффективности профориентационного консультирования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с применением интернет-технологий 145
Глава 4
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ........................................................................ 160
Баринова О.В., Шилова О.Р., Милюзина Е.А.
Психологические особенности старших подростков, склонных
к интернет-аддикции............................................................................................. 160
Войскунский А.Е., Митина О.В.
Сопоставление методов диагностики интернет-зависимости и оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами.................................................................................... 164
Дубова Н.В.
Деятельностный подход в преодолении интернет-зависимости
у детей «группы риска»........................................................................................ 168
Заболотская К.Ю.
Интернет-зависимость, ее психологическая характеристика............................ 173
Телятникова Г.Б.
Психологическая информационная безопасность
как условие развития личностной зрелости.
Профилактика интернет-зависимости................................................................. 176
Фролова С.В.
Особенности совладающего поведения интернет-зависимых студентов......... 180
Глава 5
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНО-НЕЗАЩИЩЕННЫХ ЛИЦ................................................ 185
Афанасова И. С.
Особенности самоотношения девушек юношеского возраста
с разным уровнем самооценки............................................................................. 185
Баринова О.В., Джабарова О.Э.
Особенности психических состояний периода зрелости
в стратегиях психологического преодоления..................................................... 190
Васильева А.А.
Актуальные проблемы раннего психолого-социального сопровождения ребенка с особыми возможностями здоровья и его семьи 193
Губина М.Н.
К проблеме инфантилизма современной молодежи.......................................... 197
Гурова Е.В., Митина С.Г.
Взаимосвязь мотивации достижения успеха и агрессивности
у спортсменов с ОВЗ............................................................................................ 201
Захарова Н.Л., Шлыкова А.П.
Особенности социальной перцепции
лиц с ограниченными возможностями здоровья............................................... 208
Каяшева О.И.
Методы интегративной арт-терапии
в системе оказания психологической помощи
людям с ограниченными возможностями здоровья......................................... 213
Моисеева Э.В.
Эмоциональный интеллект студентов-психологов
с разным уровнем рефлексивности..................................................................... 217
Одинцова М.А., Ковалева Е.Л.
Стратегии преодоления лиц с инвалидностью................................................... 221
Одинцова М.А., Овчаренко В.Д.
Преодолевающее поведение студентов с разным уровнем жизнестойкости (на примере лиц с врожденной и приобретенной инвалидностью).................................................................................................... 225
Овчаренко В.Д.
Преодоление стрессов студентами
с ограниченными возможностями здоровья...................................................... 231
Одинцова М.А., Садогурская И.А.
Особенности переживания утраты здоровья
у лиц с травматической болезнью спинного мозга (ТБСМ)............................. 237
Одинцова М.А., Чистякова Т.С.
Самоактуализация людей с инвалидностью....................................................... 240
Пряжников П.Н.
Студент в ВУЗе: размышление о профессионализме........................................ 244
Рохоль Г., Захарова Н.Л.
Проблемы формирования резильентности у детей
в исследованиях российских и немецких ученых.............................................. 247
Труханова А.В.
Психологическое сопровождение семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии........................................... 249
Хижняк Л.А.
Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников
с легкой степенью умственной отсталости......................................................... 253
Глава 6
КИБЕРПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ..................... 258
Абитов И.Р., Бабаева И.И.
Особенности самопрезентации пользователей социальных сетей.................... 258
Белинская Е.П.
Особенности межличностного восприятия в социальных сетях...................... 268
Белозеров С.А.
Новая технология дистанционной музыкальной терапии –
аватар-опосредованные танцы в виртуальной среде.......................................... 272
Леви М.В.
Роль аудио-контента в коммуникативном взаимодействии
пользователей Интернета в свете учения о доминанте...................................... 279
Прончев Г.Б., Гончарова И.В.
Виртуальные социальные среды как инструмент
социальной интеграции и адаптации людей с нарушением зрения................... 290
Чистовский Д.И.
Роль символов и виртуальной реальности
в патриотическом воспитании............................................................................. 294