Вышел сборник конференции «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)»

Вышел сборник конференции  «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)»

 

Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение):МатериалыVМеждународнойнаучно-практической конференции, Москва, 28–30 октября 2015 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2015. – 296 с.

ISBN: 978-5–94051–107–6

В сборнике представлены тезисы и статьи участников V Международной научно-практической конференции «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)». Конференция состоялась 29–31 октября 2015 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Авторами материалов сборника являются ученые, психологи-практики, педагоги, работающие в высших и средних учебных заведениях, психологических и социальных службах, аспиранты и студенты факультетов психологии. Особое внимание уделено практическим вопросам применения дистанционных технологий в помощи социально незащищенным категориям населения, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь рассмотрены адаптационные возможности, особенности преодолевающего поведения и переживания утраты здоровья людьми с различными нозологиями. В статьях содержится международный опыт психологической помощи, консультирования, непрерывного образования лиц с ОВЗ в системе инклюзивного и дистанционного обучения.

Сборник адресован практикующим психологам, психотерапевтам, социальным работникам, педагогам, осуществляющим дистанционное консультирование и обучение людей с ограниченными возможностями здоровья.

Сборник материалов и тезисов конференции издан при финансовой поддержке РГНФ в рамках грантового соглашения № 15-06–14010./15 «Пятая Международная научно-практическая конференция «Психологическая помощь социально незащищённым лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)».

 

Информация о конференции

29–31 октября 2015 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась V Международная научно-практическая конференция "Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)".

Конференция была подготовлена Факультетом дистанционного обучения МГППУ и Федерацией Психологов-Консультантов Онлайн при поддержке Департамента образования города Москвы и при участии Московской службы психологической помощи населению.

Основной целью конференции является обсуждение проблем, возможность поделиться новыми теоретическими разработками и практическим опытом в организации психологической помощи социально незащищенным категориям населения. А также анализ и разработка рекомендаций по обучению, адаптации, социализации людей с ОВЗ, в том числе с использованием современных дистанционных технологий (телефонного и интернет-консультирования).

В процессе работы конференции проводились различные мастер-классы, круглые столы, в том числе и международные с участием представителей ООН (Польши, США и России). Современные возможности Интернет-технологий позволили провести телемосты и услышать специалистов из Германии, Великобритании, Австралии, а также Испании. В мероприятии приняли участие практикующие психологи, преподаватели, работающие в системе дистанционного и инклюзивного обучения, студенты и аспиранты ВУЗов, а также представители общественных и некоммерческих организаций. В научно-практической конференции участвовали специалисты из Москвы и регионов России, зарубежные гости, которые обсуждали вопросы по шести направлениям:

  1. Интернет-консультирование и психотерапия;
  2. Интернет-телефония;
  3. Дистанционное обучение;
  4. Интернет-зависимость;
  5. Личностные и поведенческие особенности социально незащищенных лиц;
  6. Киберпсихология и психотерапия с использованием виртуальной реальности.

 

Мы выражаем искреннюю благодарность всем участникам конференции. Особая благодарность – авторам, предоставившим свои материалы для публикации в этом сборнике.

Надеемся на продолжение нашего сотрудничества!

 

Оглавление

 

Содержание сборника

 

Предисловие............................................................................................................. 8

Глава 1
ИНТЕРНЕТ-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ...................... 9

Белова С.И.

Использование психологического интернет-консультирования
для повышения кросс-культурной адаптации личности........................................ 9

Меновщиков В.Ю.

Интернет-консультирование и интернет-психотерапия сегодня......................... 13

Минайчева Н.В.

Возможности краткосрочной стратегической терапии
как инструмента дистанционного психологического консультирования........... 20

Панфилова Н.А.

Роль оперативной дистанционной работы
в процессе психологического консультирования................................................ 30

Селезнева А.С.

Дистантное консультирование: из первых рук..................................................... 33

Хасанова И.И., Котова С.С.

Возможности интерактивной профессиологической службы
в профессиональном самоопределении социально незащищенных лиц............. 37

Глава 2
ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕФОНИЯ............................................................................... 43

Геронимус И.А.

Применение идей системного подхода и социального конструктивизма
в телефонном консультировании.......................................................................... 43

Захарова В.Ю.

Проект «Взаимопомощь» и новые возможности профессиональной адаптации на рынке труда психологов с инвалидностью            50

Коджаспиров А.Ю.

Специфика психологической помощи родителям
средствами телефонного консультирования........................................................ 56

Николаева Н.В.

Модель экстренной психологической помощи
в работе психологических служб России и Европы............................................. 61

Пастухова Д.А.

Телефон доверия как метод психотерапевтической помощи.............................. 66

Плющева О.А.

Практика супервизии в профилактике СЭВ
у консультантов Горячей линии............................................................................ 71

Глава 3
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ................................................................... 76

Айсмонтас Б.Б.

О создании межвузовской информационно-образовательной сети
учреждений профессионального образования для обучения инвалидов с применением электронных, информационных и коммуникационных образовательных технологий.............................................. 76

Айсмонтас Б.Б., Черепко С.Е.

Сравнительный анализ личностных особенностей родителей,
воспитывающих детей с инвалидностью и условно здоровых........................... 84

Блэйк К.А.

Информационные технологии дистанционного обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья
в Великобритании: проблемы и перспективы...................................................... 89

Воробьева А.Н.

Особенности адаптационной образовательной программы по направлению подготовки 37.03.01 – Психология по профилю «Психологическая помощь населению с использованием дистанционных технологий» уровня бакалавриат         94

Григорова Т.В.

Дисциплина «Технологии и методики самоорганизации»
на факультете дистанционного обучения МГППУ........................................... 110

Гурова Е.В.

К вопросу о формировании информационной культуры студентов................ 113

Дренева В.В.

О развивающей программе «Психология для школьников»
в дистанционном формате................................................................................... 117

Ермолова Е.В.

Массовое вовлечение лиц с ОВЗ в музыкальную культуру
путем обучения через сеть Интернет игре на гармони...................................... 120

Иерусалимцева О.В., Рощина Г.О., Чешуина Е.И.

Дистанционное обучение в сфере повышения квалификации
педагогических кадров в Ярославской области,
работающих с особыми детьми........................................................................... 125

Исмаилова Н.А.

Региональная модель дистанционного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей–инвалидов................................................................................................ 129

Каяшева О.И., Ханова З.Г.

Курс «Психология семьи» в дистанционном обучении
студентов с особенностями в развитии............................................................... 136

Мкртчян В.С., Петрова Е.А., Янчук В.А., Айсмонтас Б.Б., Шмелева С.В.

Повышение эффективности использования интеллектуальных агентов в системе непрерывного образования людей с ОВЗ              138

Пряжникова Е.Ю., Острик А.А.

Когнитивные технологии как средство обучения, развития и формирования зрелости личности студентов с ОВЗ               145

Удодов А.Г.

Организация работы по профориентации и профессиональной адаптации лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением
очных и дистанционных образовательных технологий:
опыт факультета психологии РГСУ................................................................... 145

Цыганкова М.Н.

Формирование субъектности как условие эффективности профориентационного консультирования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с применением интернет-технологий               145

Глава 4
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ........................................................................ 160

Баринова О.В., Шилова О.Р., Милюзина Е.А.

Психологические особенности старших подростков, склонных
к интернет-аддикции............................................................................................. 160

Войскунский А.Е., Митина О.В.

Сопоставление методов диагностики интернет-зависимости и оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами.................................................................................... 164

Дубова Н.В.

Деятельностный подход в преодолении интернет-зависимости
у детей «группы риска»........................................................................................ 168

Заболотская К.Ю.

Интернет-зависимость, ее психологическая характеристика............................ 173

Телятникова Г.Б.

Психологическая информационная безопасность
как условие развития личностной зрелости.
Профилактика интернет-зависимости................................................................. 176

Фролова С.В.

Особенности совладающего поведения интернет-зависимых студентов......... 180

Глава 5
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНО-НЕЗАЩИЩЕННЫХ ЛИЦ................................................ 185

Афанасова И. С.

Особенности самоотношения девушек юношеского возраста
с разным уровнем самооценки............................................................................. 185

Баринова О.В., Джабарова О.Э.

Особенности психических состояний периода зрелости
в стратегиях психологического преодоления..................................................... 190

Васильева А.А.

Актуальные проблемы раннего психолого-социального сопровождения ребенка с особыми возможностями здоровья и его семьи 193

Губина М.Н.

К проблеме инфантилизма современной молодежи.......................................... 197

Гурова Е.В., Митина С.Г.

Взаимосвязь мотивации достижения успеха и агрессивности
у спортсменов с ОВЗ............................................................................................ 201

Захарова Н.Л., Шлыкова А.П.

Особенности социальной перцепции
лиц с ограниченными возможностями здоровья............................................... 208

Каяшева О.И.

Методы интегративной арт-терапии
в системе оказания психологической помощи
людям с ограниченными возможностями здоровья......................................... 213

Моисеева Э.В.

Эмоциональный интеллект студентов-психологов
с разным уровнем рефлексивности..................................................................... 217

Одинцова М.А., Ковалева Е.Л.

Стратегии преодоления лиц с инвалидностью................................................... 221

Одинцова М.А., Овчаренко В.Д.

Преодолевающее поведение студентов с разным уровнем жизнестойкости (на примере лиц с врожденной и приобретенной инвалидностью).................................................................................................... 225

Овчаренко В.Д.

Преодоление стрессов студентами
с ограниченными возможностями здоровья...................................................... 231

Одинцова М.А., Садогурская И.А.

Особенности переживания утраты здоровья
у лиц с травматической болезнью спинного мозга (ТБСМ)............................. 237

Одинцова М.А., Чистякова Т.С.

Самоактуализация людей с инвалидностью....................................................... 240

Пряжников П.Н.

Студент в ВУЗе: размышление о профессионализме........................................ 244

Рохоль Г., Захарова Н.Л.

Проблемы формирования резильентности у детей
в исследованиях российских и немецких ученых.............................................. 247

Труханова А.В.

Психологическое сопровождение семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии........................................... 249

Хижняк Л.А.

Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников
с легкой степенью умственной отсталости......................................................... 253

Глава 6
КИБЕРПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ..................... 258

Абитов И.Р., Бабаева И.И.

Особенности самопрезентации пользователей социальных сетей.................... 258

Белинская Е.П.

Особенности межличностного восприятия в социальных сетях...................... 268

Белозеров С.А.

Новая технология дистанционной музыкальной терапии –
аватар-опосредованные танцы в виртуальной среде.......................................... 272

Леви М.В.

Роль аудио-контента в коммуникативном взаимодействии
пользователей Интернета в свете учения о доминанте...................................... 279

Прончев Г.Б., Гончарова И.В.

Виртуальные социальные среды как инструмент
социальной интеграции и адаптации людей с нарушением зрения................... 290

Чистовский Д.И.

Роль символов и виртуальной реальности
в патриотическом воспитании............................................................................. 294