16 марта 2016 г. для студентов ФДО МГППУ состоялся вебинар (занятие № 4) по подготовке он-лайн консультантов

16 марта 2016 г. для студентов ФДО МГППУ состоялся вебинар (занятие № 4) по подготовке он-лайн консультантов. Специалистами благотворительного фонда «Твоя территория» (г. Санкт-Петербург) совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом организуются занятия в он-лайн режиме для лучшего понимания работы психологов с детьми и подростками, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Данный Проект направлен на поддержку студентов-психологов, имеющих ограничения в здоровье, которые в будущей профессиональной деятельности смогут оказывать психологические консультации с помощью Интернет-технологий.
Ведущие вебинара - Екатерина Федорова, клинический психолог и руководитель проекта «Твоя территория. Онлайн» - и Елена, супервизор Проекта, рассказали, что дистанционные консультации для подростков в последнее время становятся все более востребованными. Опыт работы Кризисного центра и специалистов на Телефоне Доверия показал необходимость организации «горячей Интернет-линии». Это дало возможность оказывать психологическую помощь подросткам, попавшим в сложную жизненную ситуацию в любое время суток.
Темой четвертого занятия по подготовке он-лайн консультантов стала тема насилия над детьми и подростками. Насилие оказывает серьезное отрицательное воздействие на ребенка и становится причиной психологической травмы и негативного жизненного опыта. Проблема насилия рассматривается специалистами как в социальном, так и в юридическом и психологическом контексте. Насилие в этом возрасте зачастую приводит к необратимым последствиям, поэтому консультантам необходимо оказать своевременную психологическую помощь, минимизируя последствия негативного обращения с ребенком.
Будущие психологи узнали, что насилие бывает текущим и нетекущим. Текущее – это такое насилие, которое происходит в данный момент времени. Для помощи ребенку в этой ситуации консультант осуществляет инструктирующие действия и помогает выйти из стрессовой ситуации. В качестве примера ведущие вебинара рассмотрели ситуацию с агрессивным или злоупотребляющим алкоголем родителем. В этом случае консультанту необходимо успокоить ребенка и в тоже время задать уточняющие вопросы «Есть ли ему куда пойти? Может ли он кому-то позвонить? (родственникам, соседям)». В то же время специалист дает ему четкие инструкции, что необходимо сделать – тепло одеться, если это зима, выйти из квартиры и позвонить в дверь соседям, попросить их вызвать полицию или обратиться в «Центр семьи». Такое четкое инструктирование помогает ребенку собраться, осознать возможность получения помощи и поддержки. Так же консультант, уточнив адрес и получив согласие абонента, может самостоятельно обратиться в правоохранительные органы или социальные службы.
Студентам так же рассказали, что в случае проникновения посторонних лиц в квартиру, ребенку дают другие инструкции – кричать, звать на помощь, стучать по батарее. Все зависит от ситуации, в которой находится ребенок.
Ведущие рассказали, что помимо текущего и нетекущего насилия, оно подразделяется на эмоциональное,физическое и сексуальное. К эмоциональному насилию относится какое-либо принуждение (поесть, что-то сделать против воли). Родители в данной ситуации не осознают, что осуществляют насилие над ребенком. А это в итоге выливается в гнев, противодействие и другие негативные эмоциональные и поведенческие реакции.
Физическое насилие, как правило, является явным действием, однако в некоторых семьях оно может восприниматься как естественный и приемлемый процесс воспитания. Чем старше становится ребенок, тем более отрицательно и негативно он реагирует на физическое насилие. В этом случае консультант проявляет эмпатию, использует активное слушание, задавая порой прямые вопросы – «Что ты сейчас чувствуешь?». Как правило, дети и подростки в такой ситуации обвиняют больше самих себя («я плохой», «двоечник») В процессе разговора консультант объясняет, что любой человек не идеален и имеет право на ошибки или недостатки. Однако ничто не может оправдать физического насилия над кем бы то ни было, и никто не заслуживает плохого отношения к себе.
На занятии так же был рассмотрен еще один вид насилия – сексуальное. В настоящее время оно является достаточно распространенным. Обратившийся подросток в этом случае часто чувствует свою вину в случившемся. Консультанту необходимо быть особенно внимательным для прояснения ситуации. Для этого используются прямые вопросы. Абонент никогда не перебивается, ему необходимо собраться с мыслями и рассказать о случившемся. Психолог осторожно «идет» за абонентом. В качестве уточняющих вопросов задаются следующие: «Обращался ли ты к врачам за помощью?», «Кто-нибудь знает о случившемся?», «С кем ты можешь поделиться и обратиться за поддержкой?» Так же здесь необходимо выяснить психологическое состояние абонента, его чувства и переживания, а так же поговорить о возможных причинах произошедшего события. Консультант проявляет участие и поддержку, старается объяснить, что в случившемся нет вины подростка, приводит примеры, а может быть и статистику. Психолог может рассказать, что женщины, подвергшиеся сексуальному насилию, могут жить в последующем полноценной жизнью, создавать семьи и рожать детей. Обратившегося на «горячую линию» необходимо успокоить и внимательно выслушать. Как правило, подросток, переживший сексуальное насилие, испытывает три эмоции - гнев на насильника, собственную вину из-за попадания в ситуацию насилия, а так же страх и стыд перед возможной оглаской произошедшего.
При сексуальном насилии над ребенком необходим прямой контакт с потерпевшим. Оказание помощи через третьих лиц в этом случае невозможно. Однако при обращении родственников или близких подростка, подвергшегося данному виду насилия, их поддерживают, успокаивают, рассказывают о поведении, приемлемом в отношении ребенка, попавшего в эту ситуацию – «Ребенка необходимо успокоить… поддержать… не стоит заставлять его делать что-то против желания» (не настаивать на общении и разговорах… не хочет идти в школу – не нужно настаивать). Однако оставлять в одиночестве тоже нельзя.
На прошедшем занятии так же была затронута тема инцеста, который однозначно является преступлением. При обращении о подобном насилии абонент испытывает противоречивые (амбивалентные) чувства – гнев и любовь. Психолог должен отражать все чувства и эмоции, проявляемые подростком, объяснить ему, что ответственность за случившееся всегда несет взрослый.Если же это произошло с несовершеннолетними детьми (сиблингами), психолог выражает свое негативное отношение к данному факту, объясняя, что подобное действие является нарушением границ и законодательства, и с человеческой точки зрения недопустимо. Очное обращение к психологу в случае инцеста является крайне редким, чаще в такой ситуации происходят обращения на Телефон Доверия. Консультант должен позаботиться о том, чтобы абонент не прервал разговор, быть очень осторожен, проявлять поддержку. В случае если абонент хочет пресечь совершаемые в семье насильственные действия сексуального характера, консультант может посоветовать ему положить на стол учителя анонимную записку с информацией о том, что в семье такой-то совершается насилие над ребенком (подростком).
Еще одной важной темой вебинара стал суицид в среде подростков. Участники занятия узнали, что подростковый суицид заразителен, поэтому СМИ стараются избегать таких публикаций. При этом ведущие отметили, что обращения на «горячую линию» могут совершаться в момент текущего или нетекущего суицида. Текущий суицид – это такие реплики как: «Я принял таблетки….Я стою на мосту… Я стою у раскрытого окна…». В этом случае задача консультанта состоит в том, чтобы заключить с абонентом своеобразный «контракт (договор)»:«Давай договоримся, пока мы говорим с тобой, ты никаких действий не предпринимаешь». Это позволяет держать абонента все время в контакте, может снизить остроту эмоций, а так же ситуации, которая может измениться (кто-то войдет в комнату, увидит ребенка с улицы, стоящего на окне). Контакт с ребенком в данном случае не имеет временных ограничений и может продолжаться и час, и два и три.
Так же ведущие рассказали, что представляет собой нетекущий суицид. Это мысли подростка о желании совершить суицидальные действия. Здесь основной задачей, стоящей перед консультантом, является прояснение суицидного плана. Это возможно сделать при помощи активного слушания и прямых вопросов, касающихся предполагаемых действий: «Есть ли у тебя таблетки, какие? Сколько штук?», «Какой у тебя этаж или высота (в случае с окном, мостом и т.д.)», «Почему именно этот способ ты выбрал?» Психологи отметили, что подобные вопросы никоим образом не являются подталкиванием к суициду, а позволяют оценить степень его возможного совершения. Суицидальные мысли зарождаются внутри индивида, а консультант с помощью техникиактивного слушания, максимального и доверительного контакта старается объяснить последствия данного решения и поступка. При этом важно не отговаривать подростка и не «навешивать» на него вину за возникшие мысли. Специалист должен помнить, что мысли о суициде связаны с максимальным гневом на самого себя. Важно помочь подростку найти выход из создавшейся ситуации, дать возможность выплеснуть эмоции. Обращение в таких ситуациях является показателем раздумий подростка, и консультант имеет возможность повлиять на исход события. Эмпатия, внимание и поддержка способны облегчить душевные переживания и изменить мнение подростка о ситуации и возможности выхода из нее другим способом.
Еще одним видом обращений на «горячую линию» может стать «демонстративный» с точки зрения родителей подростка суицид, которые в большинстве случаев не относятся к этому серьезно. Однако психологи знают, что возникшие суицидальные мысли могут закончиться реальной трагедией. Поэтому любые обращения подростков с данной проблематикой воспринимаются консультантами очень серьезно. У них появляется возможность работы с данной проблемой.
Участники занятия по подготовке он-лайн консультантов в свою очередь познакомились с такими понятиями как «зависающий» абонент, для которого консультант может быть единственным собеседником, «агрессивный» абонент, проявляющий сразу гнев, злость при обращении на «горячую линию», «сексуальный» абонент, настроенный на получение удовлетворения. Только в последнем случае консультант вправе прервать звонок. Так же существуют абоненты с садистскими наклонностями, намерениями розыгрыша и т.д. При всем этом ведущие подчеркнули, что любое обращение необходимо отработать, внимательно выслушать абонента, не прерывать его, использовать активное слушание и техники, подходящие для каждого отдельного обращения. При этом всегда сохраняется конфиденциальность и анонимность разговора.

Валентина Овчаренко, студентка 5 курса